Украина закрепляет лидерство в области газотурбостроения

16 июля, 2010, 15:21 Распечатать

Машиностроительный гигант юга Украины — ГП «Научно-производственный комплекс газотурбостроения...

Машиностроительный гигант юга Украины — ГП «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря» — «Машпроект», который во времена СССР специализировался на производстве газотурбинных установок для кораблей Военно-морского флота, не только умело адаптировался в условиях рыночной экономики современной Украины, но и продолжает увеличивать свой научно-технический и производственный потенциал. С целью дальнейшего совершенствования выпускаемой продукции и наращивания мощностей недавно заключено рамочное соглашение о научно-техническом сотрудничестве между предприятием и Национальной академией наук Украины. В ближайших планах предприятия — выведение на рынок новейших разработок в отрасли газотурбостроения с высокими техническими, экономическими и экологическими параметрами.

Газотурбостроение относится к сложным и наукоемким технологиям, только шесть стран в мире обладают полным циклом проектирования и серийного производства газовых турбин. На сегодняшний день ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект» — одно из немногих предприятий в мире, которое разрабатывает и выпускает газотурбиннные двигатели, востребованные на трех совершенно разноплановых рынках: морском, энергетическом и газотранспортном. При этом украинскому предприятию удается конкурировать с такими всемирно известными компаниями, как Siemens (Германия), Genеral Electric (США) и Rolls-Royce (Великобритания). География поставок завода обширна: Россия, Китай, Вьетнам, Индия, Иран, Гана, Канада.

Что же касается коммерческих успехов предприятия, то за последние годы продажи выросли вдвое. Такой рост, по словам генерального директора ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект» Андрея Хоменко, произошел за счет реализации газотурбинных двигателей для привода газоперекачивающих агрегатов в России и Иране. Кроме того, большим спросом в России, Индии, Китае, Вьетнаме, где активно пополняется морской флот, пользуются газотурбинные корабельные установки производства «Зоря» — «Машпроект». В целом ими оснащено более 29% газотурбинных кораблей мирового флота и 33% их суммарной мощности.

В настоящее время на предприятии ежемесячно производятся 5—6 серийных газотурбинных двигателей в основном мощностью 16 и 25 МВт. Но с усовершенствованием производственной и технологической базы планируется увеличить количество производимой продукции в два раза. «Ведь сегодня газовым турбинам нет альтернативы среди всех других типов тепловых машин по КПД и соотношению мощность—КПД», — рассказывает главный конструктор ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект» Владимир Спицын. — Мировое производство энергических газовых турбин быстро растет и будет возрастать. В такие разработки в ведущих мировых компаниях вкладываются огромные средства — более 160 млрд. долларов до 2014 года. Особенно это касается производства газовых турбин большой мощности — более 180 МВт. Следует отметить, что на сегодняшний день самый большой газотурбинный двигатель создан компанией Siemens (Германия), который развивает в простом цикле мощность 375 МВт и КПД более 40%».

Задачи промышленного газотурбостроения в Украине, по словам г-на Спицына, состоят в создании газотурбинного двигателя нового поколения с КПД на уровне 40%, с увеличенным ресурсом и улучшенными экологическими характеристиками. «Если говорить о разработке новых двигателей на ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект», то в самое ближайшее время планируется изготовить двигатель мощностью 60 МВт, — продолжает он. — Первый такой двигатель планируется испытать уже в 2011 году. Установки подобной мощности особенно востребованы в составе когенереционных энергоблоков, которые вырабатывают не только электрическую энергию, но и тепловую».

Кроме этого, по контракту с южнокорейской компанией на ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект» разработаны и изготовлены первые двигатели мощностью 5 МВт, предназначенные для муниципальных электростанций, которые не только обеспечивают теплом и электричеством город или определенный регион, но и покрывают дефицит электроэнергии в часы «пик». К сожалению, такие проекты пока слабо поддерживаются украинской властью, но приветствуются за рубежом, поскольку этот вариант является наиболее эффективным для решения проблемы стабилизации энергоснабжения.

Разумеется, новых разработок на предприятии было бы больше, если бы под эти проекты украинское государство выделяло финансирование. К сожалению, процесс модернизации и создания новых изделий происходит за счет собственных средств предприятия. В то же время ведущие конкуренты ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект» в США, Англии и Германии до 50% финансирования на новые разработки получают из госбюджета.

Несмотря на сложности, планы предприятия включают увеличение объема выпускаемой продукции, повышение характеристик газотурбинных двигателей, а также их ресурса и надежности. С этой целью предприятие инициировало подписание соглашения о научно-техническом сотрудничестве с институтами НАНУ на 2010 — 2013 годы. В программе сотрудничества предусмотрены работы по новым системам охлаждения, использованию компьютерного проектирования проточных частей компрессора и турбины, внедрению новых жаропрочных материалов и покрытий, новых технологических процессов сварки, пайки и механической обработки металлов, созданию новых принципов, приборов и оборудования постоянного мониторинга и диагностики газотурбинных двигателей и установок. Желание принять участие в научно-технических работах с НАН Украины выразил также Вячеслав Романов, генеральный директор ОАО «Сумское НПО им. М.Фрунзе», которое тесно сотрудничает с ГП «Зоря» — «Машпроект».

Ведущие специалисты ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект» отмечают, что большая часть отраслевых научно-исследовательских центров, таких как ЦИАМ, ВИАМ, ВИЛС после распада СССР остались на территории России. В результате украинская газотурбинная промышленность оказалась без соответствующей научной поддержки. Большая часть работ, которые проводятся в конструкторских бюро Украины, основаны на том научном багаже, который был получен еще при Советском Союзе, или при ограниченной кооперации с научными центрами России.

Что же касается сотрудничества ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект» с украинскими учеными, то в 2007 году группой представителей Академии наук и специалистов газотурбинной промышленности Украины было инициировано создание Комиссии по промышленным газотурбинным установкам при Отделении физико-технических проблем энергетики НАНУ. Ее председателем стал член-корреспондент НАНУ, доктор технических наук, профессор Артем Халатов. За время работы комиссии разработана Концепция модернизации газотурбинного привода газоперекачивающих агрегатов мощностью 12 МВт и 16 МВт, которая уже реализуется двумя предприятиями — ГП «Зоря» — «Машпроект» и ГП «Ивченко-Прогресс». С целью обмена опытом между ведущими специалистами, комиссия организовала и уже дважды провела международную научную конференцию «Современные проблемы газотурбинных технологий». Готовится выпуск серии обобщающих монографий, затрагивающих проблематику газотурбостроения, проводится анализ зарубежного опыта, в том числе по использованию парогазовых установок, производство которых значительно возросло за рубежом и в России, но практически отсутствует в Украине.

Все эти работы, по сути, осуществляются учеными и производителями газовых турбин на общественных началах. Хотя подобные программы, по словам президента НАНУ академика Бориса Патона, должны решаться при поддержке государства. «Необходимо создать некий центральный аппарат по решению проблем, связанных с газотурбостроением, как это сегодня можно наблюдать в других отраслях. Сегодня существуют научно-технические программы, которые финансируются государством, — отмечает академик Б.Патон. — На мой взгляд, необходимо, чтобы такая программа работала и в сфере промышленного газотурбостроения».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно