«У СВІТІ МАТЕМАТИКИ»

Приятно было узнать, что в наше смутное время в Украине издается очень интересный и полезный научно-популярный журнал «У світі математики». На какой круг читателей ориентируется издание, какова его тематика - на эти и другие вопросы отвечает главный редактор журнала Михаил ЯДРЕНКО.

- Это, к сожалению, единственный научно-популярный математический журнал в Украине, - рассказал Михаил Иосифович. - История его создания достаточно длинная. Все началось с того, что ученый-математик В.Ермаков в 1884 году организовал научно-популярный «Журнал элементарной математики», выходивший до 1917 года. Он был адресован ученикам старших классов гимназий, любителям математики, студентам, учителям. В журнале публиковались статьи по геометрии, алгебре, теории чисел. Большую его часть занимали задачи, решение которых предлагалось прислать читателям. То есть, Ермакова можно считать первым в Украине и России инициатором тех мероприятий, которые теперь называются заочными математическими олимпиадами.

Наше издание является продолжением не только журнала Ермакова, но и сборников «У світі математики», издаваемых издательством «Радянська школа» с 1968 года (до 1991 года было опубликовано двадцать сборников). В конце 70-х мы с коллегами предприняли попытку создать журнал. Но тогда это было крайне сложно, требовалось получить добро в ЦК КПСС и множество других разрешений. Неудивительно, что осуществить задуманное нам тогда не удалось. В 1995 году решили повторить попытку. И хотя это были трудные времена для издательского дела, но журнал все же начал выходить. Основная цель издания - помочь школьникам, интересующимся математикой, побольше узнать о царице наук.

Поначалу «У світі математики» был рассчитан на учеников 5-11 классов. Со временем, ввиду отсутствия аналогичных студенческих журналов, начали печатать статьи, доступные студентам первого курса. Такие материалы публикуются под рубрикой «Горизонти математики». Статьи этого раздела выходят за рамки знаний рядового школьника, но ученикам физико-математических классов они вполне понятны и интересны.

В журнале много других увлекательных разделов. Например, рубрика «Математичні повідомлення» публикует новейшие разработки в элементарной математике, других областях этой науки. В разделе «Проблеми та гіпотези» выходят материалы о нерешенных проблемах, предлагаются темы для самостоятельных исследований. «Сторінки абітурієнта» - рубрика для поступающих в вузы. Здесь помещены вступительные задания, советы абитуриентам.

Не обделены вниманием и самые маленькие математики. В каждом номере на «Сторінках для наймолодших математиків» печатается математическая сказка, анализ номера в номере, детективные рассказы, интересные задачи, иногда небольшие доступные малышам заметки, например, «Таємниці простих чисел».

Большой раздел - «Математичні олімпіади». В Украине есть так называемая соросовская олимпиада. Ее проводит фонд «Відродження». Условия задач и печатает наш журнал. Борьба разделена на заочные и очные туры. Из приславших правильные решения задач заочного тура, отбирают лучших для заключительного очного тура.

«У світі математики» пытается рассказывать о применениях математики в экономической науке. Недавно появились новые разделы, посвященные этой теме: «Финансовая математика и математическая экономика», «Актуальная математика».

Одна из самых популярных страниц - это «Шахова сторінка». Сделана она на высочайшем профессиональном уровне. И редакционная коллегия весьма сожалеет, что другие шахматные журналы не знают об этой рубрике в математическом журнале. Здесь печатаются шахматные рассказы, задачи, комментарии (например, матча Каспарова с компьютером).

- Как часто выходит журнал и где его можно приобрести? Кто его финансирует?

- Журнал выходит четыре раза в год. Пока что его можно получить только по подписке, на лотках и в киосках его нет. Дело в том, что мы переживаем большие финансовые трудности. Издание держится, как говорится, на голом энтузиазме. К счастью, нашлось издательство, согласившееся печатать наш научно-популярный журнал. Это ТВИМС («Теория вероятностей и математическая статистика»), печатающее некоторые научные журналы.

В первый год выхода «У світі математики» фонд «Відродження» поддерживал его. Точнее, он поддержал не столько журнал, сколько программу «Поддержка научных библиотек». Сегодня журнал вынужден искать спонсоров. Конечно, печатать научно-популярные журналы не особо прибыльное дело, но ведь поддерживать науку и искусство всегда считалось престижным для бизнесменов. Так что умудряемся, с грехом пополам, издаваться. Пока.

Годовая подписка на «У світі математики» стоит 20 грн. 36 коп. Немного, если учесть, что журнал уникальный. В Украине у него пока нет конкурентов. Но самое главное, что он приносит огромную пользу, прививая школьникам любовь к математике. Ведь математика, очень увлекательная наука. Всегда интересно открывать что-то новое, ведь, как сказал П.Лаплас: «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно».