У них это называется «цифровое общество». А что тогда у нас?

3 октября, 2008, 14:51 Распечатать Выпуск №37, 3 октября-10 октября

Сто лет назад в Киеве вышел сборник публицистики, в котором есть такие строки: «Боже, какие тонкие ...

Сто лет назад в Киеве вышел сборник публицистики, в котором есть такие строки: «Боже, какие тонкие и глубокие проблемы обсуждают на Западе, а у нас всего два вопроса волнуют общество и наших писателей: «не убий!» и «не укради!»...

Интересно, что изменилось в нашем обществе с тех пор? Разве поменялся характер проблем, которые мы обсуждаем сегодня?..

В середине 90-х годов в США была издана книга о перспективах использования Интернета, название которой можно перевести как «Цифровое общество». Она вышла совершенно фантастическим тиражом в 2,5 млн. экземпляров. Ею зачитывались все – от сенаторов до фермеров, хотя она была далеко не литературным шедевром. Более того, книга написана весьма трудным для понимания языком.

Показательно, что одним из первых ее прочитал тогдашний президент США Билл Клинтон. Он быстро понял, насколько поднятые в ней вопросы актуальны для американского общества, и сразу инициировал несколько важных законов, которые облегчили продвижение Интернета и новаций, связанных с ним, в американское общество. Книга сыграла важную роль в становлении цифрового общества не только в Америке, но и в Европе. Ее прочитали все уважающие себя президенты и премьеры Старого Света и позаботились о принятии соответствующих законов, чтобы не пасти задних на этом направлении. Именно после этого были приняты знаменитые квоты для привлечения компьютерщиков в их страны. Кстати, немало талантливых украинцев воспользовались этой возможностью и уехали за границу. Как правило, навсегда! Однако у нас никто из власть имущих даже не обратил внимания на этот опасный процесс.

Я не спрашиваю, читал ли наш президент вышеупомянутую книгу и какие законы, помогающие развиваться Интернету и информатике в нашей стране, после этого им инициированы. Хотелось бы только узнать: сколько статей и книг на эту тему нужно еще написать в Украине, чтобы хоть на шаг продвинуться к цифровому обществу?

Чтобы найти ответ на эти вопросы, обозреватель еженедельника «Зеркало недели» обратился к профессору Ларисе ГЛОБЕ, заведующей кафедрой информационно-телекоммуникационных сетей Национального технического университета Украины.

— Для пущей убедительности начну с примера, который меня поразил, — рассказала Лариса Сергеевна. — В Казахстане даже старушка, прежде чем идти за покупками, заглядывает на сайт и знакомится с ценами на рынках. Об этом мне рассказали казахские коллеги. Массовое внедрение Интернета в жизнь постсоветской страны, которая когда-то не могла похвастать особыми достижениями в области кибернетики, показывает: Казахстан, видимо, уже относится к государствам c развитым цифровым обществом. Что мешает нам — стране, которая когда-то была одним из мировых лидеров в области кибернетики, сделать информатику столь же доступной для наших граждан?

В Германии — это я наблюдала сама — люди не стоят в очередях в кассу, чтобы оплатить счет за квартиру, детский садик или еще что-то. Немцы вообще не общаются с банковскими сотрудниками — они предпочитают банкомат. Если нужно выяснить какой-то вопрос, они оставляют сообщение и получают ответ. В банкомате получают деньги, оформляют безналичные платежи. Вообще, монеты и бумажные деньги уже почти ушли из современного быта. Их заменила банковская карточка. Удобно!

Как рассуждают западные банки, проводя такую политику? Они считают, что переложить максимум рутинной работы на компьютер — выгодно, потому что держать человека, который сидел бы на кассе и общался с клиентами, дорого и опасно, так как служащий не всегда приходит на работу в хорошем настроении. А это чревато тем, что он может нагрубить. Значит нужно держать менеджера по связям с клиентами для разрешения таких ситуаций.

Когда человек напрямую общается с банкоматом, то и ответ приходит быстро. Кроме того, все контакты клиент–компьютер прозрачны, в них нет «человеческого фактора» и легко поддерживать правила, установленные обществом.

Естественно, появились хакеры, которые научились воровать деньги со счетов. Однако процент нарушений, происходящих здесь, все равно меньше, чем в процессе общения живых продавцов с кассирами. Поэтому качество обслуживания объективно повышается.

К сожалению, в Украине мы сплошь и рядом даже не подозреваем о новых возможностях. Не удивительно, что переведенная у нас книга «Цифровое общество» осталась не замеченной читателями. Видимо, нас волнуют другие проблемы. Хотя думаю, дело в другом — в нашей стране нет ни массовых научно-популярных журналов, ни даже научно-популярного портала, который знакомил бы общество с подобными новинками и становился проводником креативных идей везде, где они могут преодолеть стереотипы и перевести производство и обслуживание на качественно более высокий уровень. Общество нужно оперативнее информировать, чтобы оно активнее осваивало преимущества, которые могут предоставить современные наука и техника.

Мы претендуем на то, чтобы стать житницей Европы. Но отдаем ли мы себе отчет в том, что, к примеру, в США фермер начинает день с Интернета, который рассказывает ему о перспективах погоды на ближайшие сутки-двое в районе фермы. Компьютер показывает карту его поля со спутника, с помощью которой можно определить: нужно ли поливать землю или добавлять в нее удобрения. Информация со спутника показывает, на каких участках поля появились вредители и сорняки. Все это помогает фермеру принимать своевременное решение, экономить воду, не тратить зря гербициды, удобрения. Современные западные фермеры — это люди с высшим образованием, сведущие в последних достижениях науки. На Западе без специального образования сегодня землю фермеру просто не доверят!

Если нужно поехать в другой город, украинец может заглянуть в Интернет и на ж.-д. сайте узнать стоимость билета, расписание поездов. Но у нас эта справка, как и многие другие, сделана очень топорно… Однако загляните на немецкий сайт Дойче-банк. Там вы не только получите исчерпывающую информацию, но даже купите билет в любую точку Европы. К примеру, я из корпуса нашего института в КПИ могу забронировать через Германию билет в Одессу или Львов…

Даже в Болгарии, которую вряд ли можно считать мировым центром информатики, все эти услуги развиты очень хорошо. Особенно интересно организована их система обслуживания ЖКХ. Здесь через Интернет можно не только заплатить за коммунальные услуги, но и получить объяснение и советы, как рационально расходовать воду, газ или электричество, чтобы заплатить меньше. Как здесь не вспомнить, что когда-то Институт кибернетики Академии наук Украины разрабатывал для Болгарии первую в мире систему автоматического управления…

Сегодня через Интернет можно получить подробнейшие снимки любой точки мира, погоду и так далее. В недалеком будущем можно будет по картинке со спутника путешествовать по лесу, горам, городу. Можно будет остановиться у понравившегося здания, зайти в него, подняться по лестнице и побывать… внутри. Многие музеи уже готовятся к тому, чтобы открыть свои залы для подобного виртуального путешествия.

Обидно, что при высочайшем уровне картографии, который есть у нас в стране (достаточно того, что учебные карты, разрабатываемые Институтом передовых технологий Украины, завоевывают на всемирных конкурсах главные призы), подобные географические виртуальные путешествия у нас еще невозможны и никто пока даже не рассматривает финансирование таких проектов. Кстати, это сделало бы намного привлекательнее посещение нашей страны для туристов Евро-2012…

Недавно обозревателю «ЗН» пришлось путешествовать по Украине. Я включил GPS. На убогой карте иногда появлялась точка, которая показывала координату, на которой я находился. Невольно сравнил с картинкой, появляющейся на экране, когда едешь по дороге на Западе. Там перед тобой разворачивается гораздо более внятная карта, доброжелательный голос подсказывает: через 300 метров поверни направо, притормози, лучше объехать по другой дороге — на этой пробка. Иногда голос советует перестроиться в другой ряд, чтобы удобнее было поворачивать.

Среди тех направлений, на которые сейчас обрушился буквально шквал интернет-новинок, в первую очередь следует назвать медицину. К сожалению, у нас на этой ниве все пока сводится к тривиальной возможности узнать, в какой аптеке есть то или иное лекарство. А на Западе уже всерьез говорят о телемедицине. Студенты медицинских вузов могут наблюдать, как известный хирург проводит уникальную операцию. Телемедицина помогает провинциальному врачу поставить диагноз в сложном случае. Он может по Интернету в режиме видеоконференции показать своего пациента ведущим специалистам, находящимся даже на другом конце планеты, и получить совет. Здесь возможности телемедицины бесценны. К тому же и больного не нужно беспокоить, не нужно тратить огромные средства на его перевозку.

Не меньшие перспективы открывает хранение в базе данных своеобразной медицинской карточки с подробным описанием болезней пациента буквально со дня рождения. Сейчас это немыслимо — вспомните, сколько карточек вы потеряли с детства, а для установления течения болезни важно, чтобы была вся история больного, результаты анализов на разных этапах жизни. Возможности Интернета открывают путь к совсем другому уровню диагностирования. С помощью компьютера можно не только записать, но и систематизировать информацию — врач сможет составить сравнительные характеристики и понять динамику развития болезни.

Уже сегодня через Интернет можно получать и сиюминутную информацию о состоянии больного, если к нему подключить дистанционный датчик. Это могут быть маленькие чипы, которые вшиваются под кожу. С их помощью врач в любой момент может запросить сведения о давлении, сердечном ритме пациента на свой компьютер. В кризисных ситуациях компьютер сам обратит внимание врача на то, что у больного наступил криз и ему необходимо срочно оказать помощь. В США медицинская скорая помощь давно организована так, чтобы врач прибывал через считанные минуты после вызова. До эпохи мобильных телефонов для этого вдоль всех дорог были размещены телефоны.

О том, как у нас организована скорая помощь, всей стране продемонстрировал трагический случай с Кушнаревым. Нельзя сказать, что необходимость иной организации медицины у нас не осознают. В чисто теоретическом плане возможности использования микроустройств в медицине, в оборонных программах специалисты обсуждают между собой. Не так давно в КПИ на эту тему защищал докторскую диссертацию зав. кафедрой из Львовской политехники Лобов. Однако от диссертации до практической системы — дистанция огромного размера!

В той же книге «Цифровое общество» описывается электронный дом будущего, в котором все чипизировано. Такой дом представляет собой совершенную машину для жилья. В таком доме у вас не болит голова, кто польет цветы и поддержит для них комфортный режим влажности, освещенности. Выходя из дома вы не будете мучительно вспоминать: а выключен ли свет и газ? Немаловажный вопрос в наших условиях, когда все чаще взрываются дома из-за оплошности забывчивых хозяев. За всем этим и за выполнением всяческих других желаний следит компьютер.

В этих технократических фантазиях много прагматического смысла — автоматы гораздо лучше и экономнее, нежели люди, справляются с рутинными задачами. Один пример: моечная машина не только освобождает хозяев от необходимости мыть посуду, но и экономит на этой операции столько воды и тепла, что очень быстро оправдывает себя при нынешних ценах на энергоносители. Компьютерный дом гораздо бережливее, чем дом, в котором человек обречен на выполнение сотен разнообразных операций.

Информатика может оказать колоссальную помощь и в совершенствовании образовательного процесса. Сейчас достаточно широко распространено дистанционное образование в вузах, есть даже диссертационные ресурсы. Человек, стремящийся к знанию, имеет доступ к огромному количеству информации. И главное — за ней не нужно далеко ходить, она добывается в любом селе из Всемирной паутины…

— При этом все-таки не мешает помнить — это мое личное мнение, — подчеркнула Лариса Сергеевна, — компьютер, Интернет не заменят непосредственного общения с учителем, с выдающимися людьми, обсуждения темы со своими товарищами. Великий француз Сент-Экзюпери очень точно назвал это «роскошью человеческого общения». Это действительно незаменимая роскошь, которую начинаешь ценить тем больше, чем большие возможности предоставляет нам техника. Увы, машина, Интернет, хотя и дают нам очень многое, не заменяют главного — контакта, живого личного общения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно