СТАНУТ ЛИ УМНЫЕ БОГАТЫМИ?

Поделиться
О могучем потенциале вузовской науки достаточно убедительно говорит тот факт, что в ней сконцентрировано около половины научных работников высшей квалификации в Украине...

О могучем потенциале вузовской науки достаточно убедительно говорит тот факт, что в ней сконцентрировано около половины научных работников высшей квалификации в Украине. Только в подведомственных Минобразования 104 высших учебных заведениях и 19 научных учреждениях в исследованиях участвуют 70 тысяч научно-педагогических и штатных научно-технических работников, в т. ч. около 4 тысяч докторов и кандидатов наук.

Вследствие экономического кризиса научная деятельность в высшей школе оказалась в исключительно тяжелых условиях. Год от года уменьшается объем научных исследований. Базовое финансирование фундаментальных и поисковых исследований в системе Минобразования в последние годы составило лишь 9% от общего финансирования основных направлений развития науки и техники.

Во второй половине прошлого года принят целый ряд важных решений по организации науки в системе Минобразования. Это Указ Президента «О государственной поддержке научных учреждений, которые будут работать над новыми научно-техническими разработками», «О реформировании науки», несколько постановлений Кабмина и др.

Учитывая решения государственной власти, предложения Минобразования в госкомиссию по вопросам реорганизации в отрасли науки, на очередной коллегии Минобразования рассмотрены стратегические задачи на 1996-й и ближайшие годы по организации научной деятельности в системе Минобразования.

Один из главных акцентов поставлен на структурном размежевании научно-технического потенциала отрасли. С ним связывается и способ финансирования науки: «Финансирование прикладных исследований, разработок осуществляется на основании рыночных отношений, а результаты исследований реализуются как товар».

И он, как положено товару, должен иметь определенную цену. Касательно вузовской науки это расшифровывается следующим образом. Если раньше, например, высшее учебное заведение вносило в свой тематический план для бюджетного финансирования все научные и научно-технические исследования, то теперь они четко разделяются по направлениям: фундаментальные и поисковые исследования, финансируемые из госбюджета, и прикладные исследования и разработки новых технологий, товаров, которые определяются рынком и финансируются за счет нецентрализованных бюджетных и внебюджетных средств. Нецентрализованные бюджетные средства определяются Госкомитетом по науке, технике и промышленности на конкурсной основе, а внебюджетные, естественно, зарабатывают научные коллективы, участвуя в отраслевых, межотраслевых и региональных программах.

Такая структуризация или разделение научных исследований по направлениям, конечно же, требует реорганизации управленческих структур в системе Минобразования, основанных как на государственной, так и частной коллективной и смешанной формах собственности.

В результате всех этих перемен, соответственно прогнозам, в ближайшие годы резко возрастет потенциал частного сектора научно-инновационной деятельности. То есть приватизация в той или иной степени может охватывать практически все секторы науки.

По прогнозам в ближайшие 5 - 7 лет финансирование фундаментальных (Ф), прикладных (П) исследований и разработок (Р) будет приближаться к соотношению 15 - 16 % (Ф): 22 - 25% (П): 6% (Р), то есть к тем отметкам, которые приняты в развитых странах.

Стратегические направления организации науки в системе Минобразования предполагают также расширение сотрудничества с НАН Украины, создание конкурсных принципов в научной среде, постановку и решение определенных задач в сфере международного сотрудничества. И наконец - социальную защиту ученых. Коллегией Минобразования было рассмотрено ряд предложений в этом направлении. А именно: переход на контрактную форму оплаты труда в научно-технической отрасли; создание в вузах системы поддержки талантливой молодежи; расширение практики выдачи студентам, имеющим способности к научной работе, стипендий известных ученых Украины, и конечно же, совершенствование оплаты труда.

Итак, стратегические задачи вузовской науки обозначены. С учетом предложений и замечаний коллегия Минобразования вынесет свое решение. Остается пожелать успеха, дабы умные наши дети стали еще и богатыми.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме