СОТВОРЕНИЕ МИРА: СИНЕРЕЗИС ИЛИ «БОЛЬШАЯ СТИРКА»

30 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №52, 30 декабря-14 января

Кто из нас, а представители науки особенно, гарантирован от однажды нахлынувшего вопроса: кто мы, откуда, куда и зачем идем?!....

Кто из нас, а представители науки особенно, гарантирован от однажды нахлынувшего вопроса: кто мы, откуда, куда и зачем идем?!..

Никого из нас уже не удивляет, что гениальнейший Альберт Эйнштейн относил фантастическую гармонию и красоту открываемых явлений природы на счет подсознательно ощущаемой им Великой созидательной силы - ее Творца.

Странный парадокс эволюции

Попробуем умозрительно построить график зависимости накопления человечеством знаний от хронологии его исторического развития. Отметим многовековое вялотекущее поумнение человечества вплоть до эпохи великих географических открытий и изобретения печатного станка. Но даже последовавшее оживление познавательной деятельности превратилось в подлинно бурный рост общечеловеческих знаний лишь в последние два столетия. Но вряд ли в начале XX столетия кто-либо предполагал «термоядерную» силу грядущего научно-технического и информационного взрыва. Плоды творческой деятельности гигантов человеческой мысли сказочно быстро позволили на глазах нескольких поколений кардинально преобразить окружающий нас мир.

А как обстоят дела с результатами деятельности титанов человеческого духа? Казалось бы, научно-техническая революция раскрыла перед человеком такие возможности осознания его места, роли и ответственности за все происходящее в живой природе, что нравственная, этическая и гуманистическая революции были неизбежны одновременно с раскрытием новых невиданных горизонтов для будущего цивилизации.

Но вместо этого человечество пережило две мировые войны, довело себя до грани ядерной, экологической и демографической катастроф, внедрило в массовое сознание потребность в поп-культуре, этой непременной спутницы духовной деградации. Крутое поумнение популяции гомосапиенс отнюдь не подарило миру новых шекспиров, диккенсов и достоевских. И сегодня, не только в знойной Африке, но и в колыбели цивилизации - на Балканах - рецидивы варварства ничем не краше их доисторических и средневековых аналогов. Приходится констатировать странный парадокс: бурное развитие знаний человечества практически не сказалось на нравственно-этическом уровне развития человека. Парадокс легко объяснимый, если мысленно отделить Вселенский по Циолковскому или Всемирный по Вернадскому разум от индивидуальной мыслительной деятельности его многочисленных носителей -людей.

Материален ли Вселенский разум?..

Гениальные догадки Циолковского и Вернадского зиждутся на всем предшествующем опыте философского осмысления окружающего мира и особого места в нем человека. В наши же дни, когда стремительный темп развития информационных технологий соревнуется с поразительными успехами генно-клеточной инженерии, просто трудно избежать размышлений о том, что гигантское ускорение познавательного процесса не может быть простой суммой мыслительной деятельности ее отдельных участников. Для объяснения феномена не хватает синергетического компонента процесса, способного объяснить взрывной характер развития познания. Этим компонентом может быть принципиально иная от известных нам субстанций, условно названная первооткрывателями особым (Вселенским, Всемирным) разумом. Его принципиальное отличие от мыслительного процесса, отражаемого сознанием человека, должно состоять в том, что эту особую субстанцию следует отнести скорее к информационной составляющей материи, несущей в себе Великий код, в соответствии с которым Творец создал мир таким, как мы его познаем. Такая субстанция не может быть вторичной от чего-либо и должна быть равноправной формой материи, наряду, например, с веществом и энергией. Можно предположить, что закономерности строения и движения материальной природы, осознаваемые человеческим разумом, в процессе мыслительной деятельности воспроизводят в сознании человека фрагменты этого Великого кода Творца. Человек выступает в роли носителя Всемирного Разума, его индивидуальный разум вторичен, отражая Всемирный Разум. Последний же, как вид материи, в принципе вечен, не сотворим и не уничтожим.

Такое понимание особой субстанции определяет вполне материальные признаки Всемирного Разума, даже если пользоваться ленинским определением материи. В то же время принятие информационной составляющей материи устраняет искусственно воздвигнутые противоречия между материалистической и религиозной философией мироздания. Особая роль человека в окружающем мире связана с его миссией носителя Всемирного разума, предопределенной Творцом, что вполне соответствует религиозному представлению о происхождении человека, созданного по образу и подобию Творца. Отсюда объясним и вышеупомянутый «странный парадокс эволюции»: человек, как носитель Всемирного Разума, способен подсознательно, взаимодействуя с последним в познавательной деятельности, многократно (несуммарно) ускорять и углублять процесс накопления общечеловеческих знаний, производных и вторичных от Всемирного Разума, но неразрывно связанных с ним. В то же время, выполняя свою конкретную и заданную Творцом миссию, человек ограничен в развитии своего нравственно-этического уровня. Ибо знания вечны и обобществляемы, а нравственность и этика присущи индивидууму и существуют вместе с ним конечный период времени его жизни.

Итак, представим себе, что для сотворения мира Творцу необходимо было поместить в подходящие условия первоносителя Великого кода (путешествие в космосе, например, бактерий - почти доказанный факт), развитие которого во взаимодействии со Всемирным Разумом способно привести к тому, что мы с изумлением каждый миг наблюдаем вокруг себя и к чему с трепетом прислушиваемся внутри. По сути, познавая закономерности окружающего нас мира, мы сквозь все расширяющуюся щелочку заглядываем в Великую Лабораторию Творца, не уставая восхищаться непостижимой красотой и гармонией увиденного.

В лаборатории Творца

Итак, первичным знанием нам представляется Великий код строения материи, в соответствии с которым и происходит вечное движение ее неживой и живой форм. Познавая итоги Великого Созидания, мы с изумлением открыли для себя, что из всех известных в природе жидкостей, основой окружающего нас мира Творцом выбрана именно вода, на 4/5 из которой состоим и мы. Попробуем мысленно представить себя ассистентами лаборатории мироздания, где нам демократично дозволено порассуждать об увиденном с позиции имеющихся у нас знаний.

Начнем с того, что столь сложный биохимический «комбинат», коим являются даже простейшие проявления жизни, не может обходиться без массы различных химических соединений и реакций их получения, в которые вступают и простые, и сложные молекулы. Подходящей средой для этого может быть только жидкость, ибо в твердой фазе невозможно обеспечить многообразие химических процессов и, что важнее всего, в жидких средах скорости химических реакций на два-три порядка выше, чем реакций между твердыми фазами. Разумеется, газовая среда для биохимических процессов в развивающихся живых организмах крайне неблагоприятна из-за того, что большинство сложных органических молекул перевести в газообразное состояние (испарить) невозможно лишь при экстремальных параметрах, несовместимых с нормальными условиями для жизни.

Оснований для выбора жидкой среды как субстанции для сотворения живой материи предостаточно. Остается выбрать конкретную жидкость, в растворах которой легко бы протекали разнообразные химические, физические и физико-химические процессы.

Гению Творца мы обязаны тем, что устойчивость окружающих и составляющих нас материальных объектов обеспечена универсальным принципом их сотворения: совмещения несовместимого посредством определенного компромисса. Любые химические процессы в растворах могут рассматриваться с точки зрения специфической химической борьбы противоположностей: вездесущего кислотно-основного взаимодействия. Для сотворения живой материи необходимо протекание многообразия химических процессов, которое не может быть обеспечено ни в сильнокислых, ни в сильноосновных растворах, обеспечивается растворителем с компромиссными (в равной степени кислотными и основными) свойствами. И самым приемлемым для наших целей (сотворения мира) любой уважающий себя химик назовет именно воду!

Другим фундаментальным свойством подходящей для целей творения мира жидкости является ее восприимчивость к электрическому полю. Именно в этом случае не только наилучшим образом реализуется ее растворяющая способность, но и в наиболее полной мере будет обеспечено протекание электрохимических процессов, отвечающих за основу основ жизни - перенос ионов через биологические мембраны. Для этого ионная концентрация в растворах электролитов должна быть достаточно высока, что возможно лишь при высокой диэлектрической проницаемости среды. Этим требованиям также отвечает именно вода, недаром именуемая полярным растворителем.

Однако и теперь перечисленных ее свойств еще недостаточно. В соответствии с великим принципом творения - совмещения несовместимого - необходим ее антипод - неполярные жидкости. Такие жидкие среды (углеводородные синтетические жидкости или соединения природного происхождения - например нефтепродукты, животные жиры или растительные масла) невосприимчивы к электрическому полю. По этой причине они практически нерастворимы в воде и, будучи смешанными с водой, быстро расслаиваются. Чтобы сотворить чудо и получить на основе жидкостей антиподов удивительное многообразие сред различных консистенций с заданными полезными физико-химическими свойствами, в смесь указанных полярных и неполярных жидкостей следует ввести некий компромиссный компонент (причем в очень незначительном количестве), способный кардинально изменить свойства вышеупомянутой смеси. Такая промежуточная субстанция должна иметь одновременно сродство и к воде и к неполярной жидкости. Требуемыми свойствами обладают довольно крупные молекулы, имеющие фрагменты, обладающие сродством с водой (смачиваемые водой или гидрофильные группы) и фрагменты, не смачиваемые водой (гидрофобные группы). Физико-химики называют такие молекулы дифильными, а вещества, которые состоят из них, поверхностно-активными веществами (ПАВ). Если вспомнить, что свойства воды в тончайших капиллярах, будь то вулканическая порода, ткани дерева или человека, поразительно отличаются от объемных свойств воды, мы получим ключ к пониманию того, почему человек, имея столь сходные данные по фазовому составу, все же принципиально отличается, например, от арбуза…

Для понимания причины устойчивости всего нашего мира, несущегося в абсолютно неуютной обстановке ледяной и обжигающей космической пустоты, полезно разобраться и в механизме такой привычной и не всегда приятной процедуры, как стирка. Если вам приходилось испортить жировым пятном одежду, вы не раздумывая растворяете в теплой воде достаточное количество стирального порошка и интенсивно оттираете пятно руками, стараясь при этом держать ткань смоченной моющим раствором. Как правило, ваши усилия быстро вознаграждаются. Диалектическая созидательная борьба противоположностей происходит и в этой ситуации...

Стиральный порошок представляет собой концентрат макромолекул моющих средств, каждая из которых имеет достаточное количество гидрофильных и одновременно не смачиваемых водой, но хорошо смачиваемых маслами и жирами фрагментов в своей структуре. Растворяясь в воде, такие молекулы самопроизвольно образуют ассоциаты, именуемые мицеллами. В мицелле маслорастворимые фрагменты нескольких молекул слипаются вместе, образуя гидрофобное ядро, водорастворимые же концы каждой молекулы обращены в воду, подобно цветку одуванчика. Если интенсивно перемешивать такой раствор, мицеллы под действием механических сил могут разрушаться, но тут же освободившиеся молекулы самопроизвольно собирутся в новые молекулярные ассоциаты. Если тереть загрязненную ткань в растворе молекул ПАВ, то капельки жировых загрязнений будут отрываться из структуры ткани и становиться центрами образования постоянно возобновляющихся мицелл молекул ПАВ. Поглощая своими ядрами жировые загрязнители, такие мицеллы приобретают положительную плавучесть и всплывают на поверхность раствора, отделяя загрязнение от объема раствора. Решающим фактором для успеха стирки является наличие компромиссных по отношению к капелькам жира и воды дифильных молекул поверхностно-активных веществ.

Наш экскурс в подробности процесса стирки понадобился затем, чтобы читателю стала органически понятна логика Творца, защитившего слоем воды поверхность нашей планеты от несовместимой с жизнью бездны космоса. И в созидательном процессе совмещения несовместимого вода в полной мере сыграла роль поверхностно-активного вещества, наделив планету Земля свойством колыбели жизни. Для сотворения мира Творцу достаточно было поместить в поле тяготения источника энергии - Солнца - концентрированную массу межзвездного вещества, непременно содержащего воду, а затем в нужный момент доставить в сложившуюся благоприятную среду носителей кода живой материи. Дальнейшее, возможно, нам уже известно...

Синерезис

В свете обсуждаемой нами проблемы, особый интерес приобретает вопрос происхождения воды на Земле. Согласно популярной гипотезе, окружающий нас мир - результат сгущения холодного газопылевого облака, имеющего состав, близкий к составу каменных метеоритов, содержащих примерно 1% связанной воды. Считается, что этого могло быть достаточно для образования воды внутри планеты и на ее поверхности. Подсчеты показали, что количества воды, высвобождающейся из магмы в процессе вулканической деятельности в земной коре, вполне достаточно для образования гидросферы Земли.

Попробуем смешать в термостойкой посуде порошок легкоплавкого полимера, скажем, полиэтилена с небольшой добавкой обычного машинного масла. Нагреем смесь до ее расплавления в однородную жидкость, а затем выльем расплав на какую-либо плоскую поверхность. При остывании смеси образуется полимерная пленка. Если мы внимательно изучим ее поверхность, окажется, что она покрыта тонким слоем машинного масла. Вытрем насухо масло. Через некоторое время из глубины полимера на поверхность пленки снова выступит пленка масла. Такое самопроизвольное выделение материала жидкой эмульсии из твердой фазы - дисперсионной среды - (в нашем эксперименте - полиэтилена, а при сотворении мира - из земной тверди) известно ученым как явление синерезиса. Ни этим ли путем с непривычным названием Творец получил гидросферу сотворяемого им мира?..

Большая стирка

Если вся земная гидросфера обязана своим происхождением воде, впервые поступившей когда-то в наружные части литосферы из ее глубин (так называемой ювенильной воде), то появление пресной воды связано с процессами испарения с поверхности Мирового океана и возникновению кругооборота пресной воды в природе. Однако для формирования кислородной атмосферы Творцу необходимо было привнести в гидросферу носителей живой материи, способных обеспечивать процессы фотосинтеза. Появление на Земле (например, в составе метеоритного дождя) растений раскрутило до необходимых масштабов кругооборот пресной воды в природе с его дождями, снегами, ливнями, ураганами и не менее великим кругооборотом кислорода и углекислого газа. С позиций современных человеческих знаний, привнесение носителей живой материи на этапе формирования кислородной атмосферы Земли должно было быть более предпочтительным для Творца, нежели содержание носителей жизни в непереносимо жестких условиях исходной звездной пыли. В этом случае правомерно порассуждать о возможности космического дождя: прохождение молодой Земли через облако кристалликов пресной воды с замороженными там носителями живой материи - эдакой большой стирки!.. Захваченная полем тяготения Земли такая жизненная влага могла стать основой для старта носителей живой материи по лабиринтам эволюционного развития, ведомых Великим кодом Творца.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно