СЕЛЕНИТЫ

Тысячелетиями люди верили, что Луна обитаема. Астрономия ХХ века нанесла этой уверенности, казалось бы, смертельный удар: физические условия на поверхности ближайшего к нам небесного тела исключают возникновение здесь жизни. Но древняя идея не умерла. Она возродилась в новом варианте: на Луне, возможно, существуют базы пришельцев из других звездных систем.

Осуществлять поиск чужих артефактов на спутнице Земли и призван проект SAAM (Search for Alien Artefacts on the Moon), осуществляемый научным сотрудником радиоастрономического института Национальной академии наук Украины Алексеем Архиповым.

- Слишком много непонятного наблюдается на поверхности Луны, - говорит автор. - Человечество накопило много информации об аномальных явлениях на этой планете, которые не могут быть объяснены в рамках классической селенологии. Со временем этих фактов становится все больше, и просто так отмахнуться от этого уже невозможно.

Харьковскому радиоастроному удалось обобщить уже известные феномены, а также обнаружить и проанализировать новые. Он обосновал и разработал теорию археологической разведки на нашем ночном светиле.

Луна - подходящий кандидат

для поиска ВЦ

Основания для попытки по-новому взглянуть на проблему ВЦ (внеземных цивилизаций) действительно существуют.

С одной стороны, почти четыре десятилетия поисков братьев по разуму с помощью стандартной программы SETI не дали никаких результатов. Радиоастрономам не удалось ни обнаружить сигналов из космоса, ни получить отклик на собственные послания.

- Да это и неудивительно, - считает А.Архипов. - Другой разум может не хотеть или не уметь искать себе подобных. Не совпасть с землянами по времени существования. Применять для связи вовсе не радиосигналы или радиосигналы, но другой частоты, модуляции, времени синхронизации и т.д. и т.п. Итак, классическое направление SETI в явном кризисе.

С другой стороны, многие специалисты предполагают, что тайное слежение за Землей, обладающей уникальной биосферой, является наиболее вероятной стратегией поведения высокоразвитой цивилизации по отношению к нашей планете. В этом случае Луна со многих точек зрения удобнее, чем орбитальный разведывательный зонд или приземлившийся аппарат.

Например, отсутствие неблагоприятного воздействия атмосферного, геологического и биологического характера предполагает более долгий срок службы для исследовательского оборудования. Лунная порода и в изобилии имеющаяся вода могут использоваться для функционирования базы. К тому же миссия пришельцев из космоса при желании может быть в таком случае успешно скрыта от землян.

Эти и другие бесспорные преимущества Луны как промежуточной базы для полетов к другим планетам осознаются NASA, ESA и NASDA, которые проявляют последнее время к нашему ночному светилу повышенный интерес.

Предшественники

Нужно заметить, что поиски разумной жизни на Луне восходят еще к ранним наблюдениям с помощью телескопа. Так, Галилей назвал лунные кратеры «плотинами», а Кеплер развил теорию строительства лунных поселений. Впоследствии многие астрономы XVII-XIX веков сообщали о том, что «обнаружили» сооружения на этой планете.

Но по мере развития селенологии становилось ясно, что физические условия на Луне крайне неблагоприятны для существования там жизни. Ведь на ней практически нет атмосферы, вода существует только в виде льда, зато много смертоносных космических излучений и огромные суточные перепады температуры. Все это считается достаточным для похорон давней мечты о существовании лунных аборигенов. Жизнь не могла там возникнуть, значит Луна необитаема - таков и ныне стандартный набор аргументов многих профессионалов.

Упавшее знамя оптимистов прошлого подхватило в свои руки многочисленное племя современных уфологов. И тут уж дутые открытия не замедлили себя ждать. Так, достаточно известный американский журналист Хоагленд (глава организации «Экспедиция на Марс») «обнаружил» на снимках Луны хрустальные башни. Достаточно сказать, что это с его подачи NASA установило на космических станциях «Пионер-10, 11» знаменитые пластины-сообщения для других миров. Конечно, эта и тому подобные «сенсации» не выдерживают никакой критики.

Некомпетентность плюс склонность к мистификациям такого рода публикаций явилась одной из причин недавнего игнорирования проблемы научной общественностью. Алексею Архипову приходится нелегко. Для ученых это направление кажется слишком смелым, а для уфологов - это банальность.

Свидетельство древних

Из возможности присутствия в прошлом на Луне представителей ВЦ или их автоматических устройств логически следует возможность их кратковременных исследовательских визитов на Землю в древности, - считает А.Архипов. - Следами палеовизита могли бы быть внеземные артефакты и косвенные свидетельства, сохранившиеся в культуре древних народов. Хотя в научной литературе описано несколько странных находок, допускающих их толкование и как древних внеземных предметов, говорить о наличии на Земле чужих артефактов пока преждевременно. Но устная и письменная традиция древности дает богатую пищу для размышлений.

Так, у разных народов широко распространены описания прилета с Луны неких устройств и необычных существ. На хеттских глиняных табличках второго тысячелетия до н.э. обнаружен рассказ о том, как «...Бог Луны упал сверху с неба». Видимо, это событие сопровождалось оглушительным грохотом, поскольку даже местный бог грозы был перепуган, а затем все же помог опасному пришельцу вознестись обратно на небеса.

О подобном событии повествует и вавилонская клинопись: «Син (бог Луны), господин всех богов и богинь, обитающий на небе, сошел вниз». Древнегреческие авторы Геродот Гераклейский, Эпименид и другие утверждали, что когда-то с Луны «упало» ужасное существо с металлоподобной шкурой. Монстр известен как «Немейский лев» и был убит самим Гераклом.

Древнеегипетская традиция также сохранила рассказ о летающем, сияющем и говорящем небесном яйце, из которого «вышел человек, обладатель магической силы». Этот же сюжет был популярен в Средневековой Корее. Например, в старинной книге «Самгун юса» говорится о небесном яйце, спустившемся у горы Янсан в клубах светящегося пара. Обнаруженный в яйце «человек» вознесся обратно на небо.

Предания народности тай (южный Китай) сообщает о «бескостном правителе, который вышел из большого яйца, упавшего с Луны в море». И распространившего среди тай «знания о звездах».

Подобные сказания сохранились у многих народов нашей планеты.

Кратковременные лунные явления

Этот заголовок является научным термином, обозначающем аномальные феномены на лунной поверхности, которые постоянно фиксируются и астрономами, и любителями разных стран. Реальность LTP (это распространенное сокращение от английского Lunar Transiet Phenomena) уже ни у кого не вызывает сомнений.

Проявляются эти феномены в виде временных цветных, светлых и темных пятен, дымок, скрывающих детали лунной поверхности, различных свечений как на дневной, так и на ночной сторонах Луны, аномальных изменений вида и яркости небесных светил около края лунного диска. Кроме многочисленных подтвержденных визуальных наблюдений, известно более десятка фотографий этих явлений, три спектрограммы, электрофотометрические доказательства их существования.

Был составлен специальный каталог LTP. Правда, эти явления трактовались в терминах естественных процессов - как облака пыли и газа, падения метеоритов, электрические разряды, люминесценция и прочее. Однако президент американского Лунного общества селенолог Ф.Дж.Грэхем так описал ситуацию: «Большой проблемой LTP является то, что нет удовлетворительной физической теории для их объяснения. Луна мертва, а множество фактов не согласуется с этим...»

Например, астрономы регулярно наблюдают некие загадочные звездообразные свечения на освещенной стороне Луны. Делались неубедительные попытки интерпретировать их как зеркальные блики от скальных обнажений. Неубедительные хотя бы потому, что такие обнажения с плоскими гранями на нынешней Луне неизвестны. Теоретически они могли возникнуть во время образования кратеров 150 миллионов лет назад, но из-за большой скорости эрозии лунной поверхности не могли сохраниться до наших дней.

Представляют интерес и свечения, расположенные далеко от терминатора на ночной стороне Луны. Например, в 1919 году цирк Платон светился интенсивным зеленым цветом. Немного левее центра его дна виднелась ярко блестевшая фосфорическим цветом точка, которая, казалось, освещала всю внутренность цирка так, что даже можно было различить очертание его внутреннего вала. На Платоне такие явления наблюдались неоднократно.

Если добавить сюда так называемые быстродвижущиеся образования, перемещавшиеся на фоне Луны, прожекторообразные феномены и другие странности, включенные в каталог LTP NASA, то поневоле задумаешься...

Они заметают следы?

У автора проекта SAAM есть еще и такое соображение. Если на Луне есть какие-либо разумные существа (или их автоматы), наблюдающие за Землей, они, по-видимому, должны понимать неизбежность освоения Луны человечеством. Не желая открыто афишировать свое присутствие перед нами, гипотетическая ВЦ вынуждена была бы придерживаться стратегии постепенно отступления или уничтожения следов своей деятельности в тех районах, где появляются земные аппараты.

Наиболее простым и эффективным способом «заметания следов» на Луне является искусственный взрыв, имитирующий падение метеорита. Взрыв присыпает окрестности реголитом, создает подобие дымовой завесы в виде облака пыли и оставляет после себя кратер, издали практически неотличимый от метеоритного. Поэтому можно ожидать повышения вероятности появления пылевых облаков и других проявлений LTP во время прилунения земной техники и какое-то время после.

И такой «эффект вторжения», похоже, действительно фиксируется. Например, в Море Спокойствия до 2 февраля 1964 года было зафиксировано одно LTP. Однако сразу после падения американского космического аппарата «Рейнджер-6» ситуация в корне изменилась. Облако пыли в кратере Росс было замечено уже через 13 часов 18 минут после прилунения. А ближайшая к месту события 100-километровая зона стала одним из наиболее активных районов регистрации загадочной активности, просуществовавшей до 1969 года! Вторая зона LTP проявилась в Море Спокойствия после вторжения на ее территорию аппарата «Сервейор-5».

Аналогичная вспышка аномальных явлений имела место и в кратере Гассенди в 1966 году после прилунения по соседству с ним аппарата «Сервейор-1». Как показывают расчеты, вероятность случайности очень мала.

А вот кратер Росс в 1979 году был даже рекомендован для патрулирования LTP, однако никакой активности здесь более не замечалось. Многочисленные посадки космических аппаратов в Море Дождей, Море Изобилия, Море Ясности, Океане Бурь также не сопровождались заметным повышением аномалий в окрестностях.

Интерпретировать эффект вторжения естественными причинами трудно, если вообще возможно, - это не отрицают и консерваторы. Кстати, этот эффект известен из военного дела - вторжение в воздушное или водное пространство неприятеля иногда предпринималось преднамеренно, чтобы в ходе акции фиксировать места дислокации замаскированных радиолокационных станций и ракетных установок.

Лунная Троя ждет своего Шлимана

Хотя спутник Земли и является самым изученным небесным телом, но для археологов он остается нетронутой целиной и, может быть, лакомым кусочком.

Даже американская автоматическая станция «Сервейор-1», сфотографированная на Луне с окололунной орбиты камерой высшего разрешения (на снимках видны детали крупнее метра), и та выглядит простым валуном. А ведь древние предметы и следы ВЦ на поверхности Луны со временем неизбежно покрываются толстым слоем пыли, погружаются в грунт, становятся трудноразличимыми.

Современные проекты обитаемой лунной базы предусматривают строительство помещений под поверхностью спутника или хотя бы присыпку сооружений толстым слоем реголита. По-видимому, так же должны поступать и пришельцы. А спустя многие годы их постройки должны выглядеть с орбиты как обычная лунная поверхность, покрытая почти незаметными низкими валами и неглубокими ямами правильных очертаний.

Увлекательный поиск таких деталей и составил содержание второго этапа проекта SAAM.

Специально созданная автором проекта компьютерная программа позволяет видеть на снимках Луны предельно низко контрастные детали столь же ясно, как и черные тени. Главная цель: компьютерный анализ комплекта изображений, сделанных автоматической станцией «Клементина». Этот аппарат министерства обороны США и NASA в 1994 году выполнил глобальную съемку Луны с селеноцентрической орбиты. Архив изображений на 88 компакт-дисках насчитывает около двух миллионов снимков!

...И вот по дисплею ползет однообразный лунный пейзаж. Невольно чувствуешь себя первопроходцем. Но Архипову пришлось ограничиться лишь снимками с максимальным разрешением (10-30 метров) полярных областей, где тени хорошо подчеркивают неровности рельефа.

- Вообще детали лунного рельефа размером менее километра изучены весьма слабо, за исключением кратеров. Просмотрена только часть материала, но уже есть интересные находки, - рассказывает автор проекта SAAM. - Удалось заметить нечто новое, что можно осторожно назвать «руиноподобными формациями» в различных областях Луны. Приблизительно так выглядят остатки древних поселений на аэрофотоснимках.

Примером такого рода является сложная система валов около кратера Lovelace, описанная в «Журнале Британского межпланетного общества». Это необычное формирование напоминает развалины неких подземных помещений, которые выглядят как две террасы. Прямоугольность и регулярность этого руинообразного образца напоминает современные проекты Лунной базы заглубленной конструкции, защищенной от метеороидов и радиации слоем грунта.

А вот любопытный снимок лунного холма с плоской вершиной в виде четырехугольника 800х800 метров, своеобразного «двора», на котором видны прямоугольные очертания неких «фундаментов».

Разумеется, лунные диковинки могут оказаться творением природы, хотя, по свидетельству селенологов, эти находки все же являются экзотикой. Таинственные руины могут оказаться и искусственными...

Вместо резюме

...Исследования Алексея Архипова нашли-таки дорогу на страницы уважаемых научных изданий СНГ и стран Запада. Его работы печатают «Астрономический вестник» (Россия), «Радиофизика и радиоастрономия» (Украина), «Observatory» (Великобритания), «JBIS», «Meta Research Bulletin» (США) и другие. В нынешнем году в московском издательстве выходит книга А.Архипова «Селениты».

...Любопытно, что лет пятнадцать назад, когда выпускник ХГУ Алеша Архипов начинал заниматься проблемой ВЦ, один из руководителей радиоастрономического института говорил мне: «Основную свою работу (радиоастрономия Юпитера) он выполняет прекрасно, а ВЦ - что ж, это дань молодости, романтика... Пройдет!»

Сейчас тот же умудренный жизнью ученый наполовину в шутку, наполовину всерьез сказал: «Кто его знает, может быть, через сотни лет наш институт будут помнить только потому, что его сотрудник Алексей Архипов первый доказал, что братья по разуму существуют...»