СДЕЛАНО С УМОМ УКРАИНА НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Поделиться
О необходимости совершенствовать действующие в Украине механизмы защиты интеллектуальной собственности говорится очень много, но результаты пока оставляют желать лучшего...
Игорь Шаров

О необходимости совершенствовать действующие в Украине механизмы защиты интеллектуальной собственности говорится очень много, но результаты пока оставляют желать лучшего. До сих пор не решена проблема защиты авторских прав при использовании аудиовизуальной и программной продукции. И дело даже не в торговых санкциях США, наложенных на Украину в наказание за «пиратство», а в том, что без создания прочного правового фундамента Украина не сможет стать полноценным европейским государством.

Магнит для инвестиций

Стремительное развитие информационных технологий превратило интеллектуальную собственность в один из наиболее ликвидных товаров. Этот ресурс способен как магнит притягивать к себе серьезные инвестиции, а широкое внедрение новых технологий и продвижение научных разработок в производство дает мощный толчок развитию внутренних отраслей промышленности. Да и сама по себе интеллектуальная собственность — весьма ценный источник доходов. В развитых странах это поняли давно, и теперь надежная правовая система защиты интеллектуальных активов позволяет США, Японии и странам Европы получать весомые экономические дивиденды.

Интеллектуальный потенциал, сконцентрированный в Украине, также мог бы стать прочной основой возрождения отечественной экономики. Мог бы, но не стал. Потребовались годы, чтобы шаг за шагом создать национальную систему защиты интеллектуальной собственности. Была сформирована необходимая нормативно-правовая база, заложены основы регулирования отношений в этой сфере: сегодня действующее законодательство Украины содержит основные положения, связанные с приобретением, осуществлением и защитой прав интеллектуальной собственности.

Кроме того, ведется работа по гармонизации украинского законодательства с международными нормами. Принятые в последнее время меры позволили учесть требования ТРИПС — соглашения ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Были внесены изменения в Уголовный и Таможенный кодексы Украины, Кодекс об административных правонарушениях, в законы «Об авторском праве и смежных правах» и «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм».

Украина присоединилась к соглашениям Всемирной организации интеллектуальной собственности «Об авторском праве», «Об исполнениях и фонограммах», Международной конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания. Сейчас на рассмотрении Верховной Рады находятся еще несколько законопроектов, направленных на приведение норм национального законодательства в соответствие с нормами ТРИПС.

Однако говорить о наличии в Украине эффективной системы защиты этих прав пока не приходится.

Диски раздора

Уже не первый год украинское правительство активно борется с нелегальным производством аудио- и видеопродукции. Большие надежды в свое время возлагались на введение лицензирования производства, экспорта и импорта дисков для лазерных систем считывания. Были введены контрольные марки в виде голографических защитных элементов, для контроля за их выдачей и ведения Единого реестра получателей была создана специальная структура — государственное предприятие «Интелзащита». Наряду с усилением юридической ответственности за нарушения в этой сфере, активизировалась работа правоохранительных и контролирующих органов по выявлению нарушителей. Доконать «пиратов» были призваны устрашающие акции по уничтожению конфискованной у нелегальных производителей продукции.

Увы, гусеницы тракторов, раскрошившие тысячи «пиратских» компакт-дисков, оказались эффектным, но неэффективным средством борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности. Вместо «пиратов» пострадали легальные производители дисков: два из пяти существующих в Украине таких предприятий прекратили свою деятельность. Производство дисков резко снизилось. Сейчас лицензиями на производство дисков и СИД-кодами обладают предприятия: ЧП «Росток-СД» (Киев), ЗАО «Ноипрокс» (Львов) и ООО «Амитрон», «ЛТД» (Херсон). Эти предприятия в основном выпускают CD-R без записи и диски с украинским репертуаром. А Украина в компании с Россией, Литвой и Румынией по-прежнему слывет «европейским чемпионом» по уровню пиратства — считается, что доля подпольно изготовленных аудиозаписей у нас достигает 90% их общего производства.

Убедившись в неэффективности принимаемых украинскими властями мер, США ввели в отношении Украины довольно ощутимые торговые санкции. Стимул сработал: в ближайшее время Госдепартамент интеллектуальной собственности совместно с Минэкономики и евроинтеграции намерен предложить на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины». В частности, поправки к закону «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания» значительно облегчат импорт в Украину программного обеспечения. Для этого предлагается исключить лицензирование импорта дисков и отменить нанесение специальных идентификационных кодов при импортировании дисков, а взамен внедрить лицензирование производства матриц для производства дисков.

Инспектора вызывали?

В создании эффективного механизма защиты объектов интеллектуальной собственности важную роль играет не только противодействие изготовлению и распространению пиратской продукции, но и обеспечение жесткого контроля в этой сфере. Здесь Украине также может оказаться полезен опыт других стран, где успешно работают инспектора по вопросам интеллектуальной собственности. Пример Болгарии подтвердил действенность такого института и необходимость его создания в Украине.

Институт инспекторов создан в структуре Госдепартамента интеллектуальной собственности Министерства образования и науки. Цель создания новой структуры — обеспечение систематического контроля за соблюдением субъектами хозяйствования независимо от форм собственности требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а также в сфере производства дисков для лазерных систем считывания.

Госинспектора получат значительные полномочия — право проверять производителей дисков, опечатывать и изымать продукцию в случае выявления нарушений, приостанавливать действие лицензии производителя, а также знакомиться с документами, подтверждающими соблюдение законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, инспектор составляет протоколы о выявленных нарушениях прав интеллектуальной собственности, незаконном распространении аудиовизуальной продукции, нарушении законодательства в сфере производства, импорта, экспорта лазерных дисков.

Контролируя оборот аудио-, видео- и СD-продукции, госинспектора будут тщательно проверять торговые точки и изымать контрафактную продукцию. В центре их внимания окажутся и те категории предпринимателей, которые публично используют аудио- и видеопродукцию для привлечения покупателей (супермаркеты, кафе, рестораны, бары, кинотеатры, театры, казино, ночные клубы). Показателем легальности использования авторского права и смежных прав здесь служит факт уплаты авторского вознаграждения.

При необходимости на помощь «интеллектуальному» инспектору придут сотрудники правоохранительных и контролирующих органов (МВД, Гостаможслужбы и др.). А благодаря усилиям Всеукраинской ассоциации интеллектуальной собственности (ВАИВ) создан отряд общественных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности.

Недопустимые ошибки в работе программы

Не менее актуальной является сегодня в Украине и проблема охраны компьютерных программ и баз данных. Неправомерное использование компьютерных программ, без преувеличения, является серьезной угрозой развитию национальной культуры и экономики. Заполненный «пиратскими» продуктами рынок блокирует развитие легального производства программного обеспечения. В результате падает инвестиционная привлекательность страны, что приносит значительные экономические убытки. Так, по оценкам европейских экспертов, при существующем в Украине уровне использования нелицензионного программного обеспечения (около 89%) потери ВВП в 2000 году составили около $265 млн., недополученные налоговые поступления — около $93 млн. Если ситуация не изменится, то в 2004 году потери ВВП составят уже $447 млн., а бюджет недополучит $165 млн.

Кабмин начал наведение порядка на рынке программного обеспечения и создание эффективной системы охраны программного продукта как объекта авторского права с утверждения (15 мая нынешнего года) Концепции легализации программного обеспечения и борьбы с нелегальным его использованием. Документ, в частности, ставит задачу повысить эффективность применения законодательства в этой сфере и создать механизм противодействия нелегальному использованию программного обеспечения.

Первый этап реализации концепции — легализация программного обеспечения в органах государственной власти. Только после достижения высокого уровня лицензионной чистоты программного обеспечения в государственных органах можно воздействовать на других пользователей. Сейчас проводится инвентаризация программного обеспечения, используемого в органах государственной власти. Это позволит установить объемы работ по легализации — определить необходимое количество лицензий на основе данных о наличии программ. Главный исполнитель и организатор этих работ — Министерство образования и науки — планирует уже к 1.01.2003 г. систематизировать и провести анализ полученной информации.

Пока суд да дело

Только с начала нынешнего года, по информации МВД, проверено более 11,5 тыс. субъектов хозяйствования, работающих в сфере интеллектуальной собственности, в результате чего возбуждено более 335 уголовных дел, из которых 266 — непосредственно за нарушение авторских и смежных прав. К уголовной и административной ответственности привлечено 3266 человек.

В последнее время резко возросло количество споров в сфере интеллектуальной собственности. Сам по себе этот факт позитивен: весь мир защищает права интеллектуальной собственности в суде. Но есть и минус: для квалифицированного решения споров необходимо, чтобы судьи имели достаточный уровень компетенции, специальные знания в сфере промышленной собственности. А здесь в украинском правосудии большой пробел.

Поэтому многие изобретатели и авторы зачастую не спешат обращаться в суд, хорошо понимая, что там нет специалистов, способных основательно разобраться в сути вопроса. Решение этой проблемы — в обеспечении подготовки профессионалов и стимулировании судей к приобретению специальных знаний в сфере интеллектуальной собственности, а также в создании специализированного Патентного суда, который мог бы квалифицированно рассматривать сложные технические вопросы.

Первым важным шагом к построению национальной системы защиты прав интеллектуальной собственности стало создание в Высшем хозяйственном суде Украины, хозяйственных судах АР Крым, областей, города Киева и Севастополя, апелляционных хозяйственных судах специализированных коллегий по рассмотрению дел, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности. Дальнейшее формирование в Украине цивилизованного рынка интеллектуальной собственности требует создания специализированного Патентного суда, который сможет обеспечить эффективное правосудие в сфере промышленной собственности.

Таким образом, Украина активно формирует эффективный механизм защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с мировыми стандартами. Сегодня мы уже можем говорить о подготовке необходимых условий для инициирования нового раунда переговоров с американской стороной относительно снятия торговых санкций США с Украины. А реализация всего намеченного комплекса мер по созданию цивилизованной системы интеллектуальной собственности позволит Украине стать достойным членом Всемирной торговой организации, Европейского Союза и других международных структур.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме