РОЖДЕНИЕ ГАЛАКТИКИ

увидели ученые, оглянувшись на 11 миллиардов световых лет назад Телескоп Хаббл, который в течение 24...

увидели ученые, оглянувшись на 11 миллиардов световых лет назад

Телескоп Хаббл, который в течение 24 часов был сфокусирован на одном и том же участке звездного неба, позволил получить изображения скоплений звездных масс, которые, подобно виноградным гроздьям, выросли на расстоянии 11 миллиардов световых лет от нас. Астрономы считают, что эти далекие звездные гроздья служат галактикам «строительными кирпичами», и надеются, что им удалось заглянуть краешком глаза за плотную завесу таинства, покрывающего рождение галактик.

Формирование звезд астрономы наблюдают уже достаточно долго, ведь этот процесс очень сильно растянут во времени. Но они никогда не видели непосредственно процесс образования галактики, так как это происходило очень давно и, возможно, в очень ограниченный отрезок времени.

Новые наблюдения, похоже, подтверждают теорию, согласно которой галактики выросли из звездных комков. Такие комки сталкивались и сливались друг с другом, консолидируясь в огромные галактические структуры, которые мы и наблюдаем сегодня. Однако астрономы не спешат утверждать, что этот способ образования галактик является единственно возможным. Ведь существует еще и другая теория происхождения галактик, согласно которой они образуются в результате взрыва огромного газового облака.

Группа астрономов из Аризонского государственного университета в Темпле и Алабамского университета в Тускалузе обнаружила 18 бледных звездных клякс, сконцентрированных в пределах двух миллионов световых лет.

«Впервые зафиксировано такое скопление объектов звездного формирования на таком небольшом пространстве», - сказал д-р Родер Уиндорст, профессор астрономии, участник этой исследовательской программы.

Эти отдельные «кирпичики» галактики достаточно близко расположены друг к другу и движутся достаточно медленно для того, чтобы иметь вероятность слиться между собой с образованием нескольких космических объектов размером с галактику. Удаленность этих скоплений говорит о том, что данные процессы происходили 11 миллиардов лет назад, тогда как возраст Вселенной оценивается в 13 миллиардов лет. Такая датировка наблюдаемого события хорошо согласуется с общепризнанным временным промежутком, во время которого началось образование галактик.

«То, что мы обнаружили, представляет значительный интерес, - продолжает д-р Уиндорст. - Если допустить, что эта часть неба моделирует собой большую Вселенную, то эти маленькие кляксы, или зародыши галактик, как мы предполагаем, являются тем, из чего вырастают в процессе слияния те гигантские галактики, которые мы наблюдаем сегодня».

Анализ изображения показывает, что каждый такой кирпичик простирается на 2 000 -

3 000 световых лет, что не превышает 5% диаметра «взрослой» галактики. Каждая такая гроздь содержит около миллиарда звезд, большинство из которых принадлежит к классу голубых звезд и окружено облаками светящегося газа, что типично для недавно появившихся звезд. Наблюдаемый участок неба расположен в северной части созвездия Геркулеса.

Хотя полученных результатов еще недостаточно для окончательного подтверждения одной из теорий, все же есть надежда, что в ближайшее время одна из тайн Вселенной будет разгадана.

По материалам