ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА

Поделиться
Так у нас порой определяют уникальные технологии, «приземляющиеся» в результате конверсии в различных отраслях народного хозяйства...

Так у нас порой определяют уникальные технологии, «приземляющиеся» в результате конверсии в различных отраслях народного хозяйства. И в том определении — ни на йоту иронии, более того: восхищение красотой завершенности человеческой мысли, которая сумела, послужив ракетам и космическим кораблям, найти свое место в земной повседневности. Возможно, менталитет наш именно таков — лишь звездные трассы помогают найти путь к обустройству бытия, подобающего цивилизованному человеку?..

Так или иначе, но сколько ни приходилось бы посещать различные выставки, всегда поражал стабильный интерес к экспозиции Украинского НИИ технологии машиностроения. Объяснить этот феномен лишь вчерашней засекреченностью многих сфер деятельности УкрНИИТМ было бы слишком просто. Но дабы не усложнять, следует сразу отметить главное: «пришельцы из космоса» не воспринимаются как «инопланетяне», которым трудно подыскать применение в быту, они органично вписываются в наши нужды.

Многие разработки УкрНИИТМ уже сейчас успешно применяются в народном хозяйстве.

Например, отлично зарекомендовали себя не только в ракетных отсеках, но и в строительных, мебельных и многих других конструкциях сугубо гражданского назначения соты. Да-да, именно соты, вызывающие ассоциации с пасекой.

— Форма ячейки действительно позаимствована у пчел, — рассказывает Виталий Гайдачук, завкафедрой конструкции летательных аппаратов Харьковского авиационного института, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Инженерной академии Украины. Свое название сотовые заполнители получили благодаря геометрическому подобию пчелиным сотам ячеек первого заполнителя.

На снимках видно: соты заполняют пространство между двумя обшивками. Склеив последние без заполнителя, большой прочности не добьешься: они быстро деформируются. Разместив же между обшивками сотовый заполнитель, реально увеличиваем жесткость конструкции в 100 и более раз — таков эффект разнесения несущих слоев.

Таким образом, размещаемые между обшивками соты особо не отягощают конструкцию, ибо легки, но прочность — гарантируют. Именно поэтому трехслойные конструкции с сотовым заполнителем (СЗ) применялись в ракетостроении, авиации, космической технике... Сейчас их используют значительно шире — и скажем прямо: прогресс в направлении совершенствования по массе конструкций летательных аппаратов, различных технических объектов просто немыслим без применения трехслойных конструкций с СЗ.

...Виталий Гайдачук и доцент, кандидат технических наук кафедры производства летательных аппаратов ХАИ Александр Гайдачук прибыли в Днепропетровск с целью согласования программ дальнейшей (а сотрудничество с УкрНИИТМ длится около пятнадцати лет!) совместной работы. С точки зрения харьковчан, усовершенствование авиационно-космической техники невозможно без применения сотовых конструкций, создаваемых именно УкрНИИТМ. Лидерство этого института в создании всеукраинской школы по сотовым конструкциям апробировано временем, практикой. Следовательно, перспективы совместной деятельности сомнению не подлежат.

Большой интерес к «сотовому направлению» также у специалистов КБ «Южное», Харьковского государственного авиационно-производственного предприятия, АНТК «Антонов», КТБ «Судокомпозит», «Укргипромебель»...

Чем же знамениты соты по-днепропетровски?

Если говорить о СЗ как таковом, прежде всего следует отметить: материал, которым заполняется пространство между двумя обшивками, наряду с основной функцией (быть легким и удерживать на определенном расстоянии основные элементы трехслойной конструкции) может и сам воспринимать некоторую часть действующих нагрузок, участвуя в работе конструкции в целом. Классический «пчелиный» шестигранник, как оказалось, таил в себе множество замечательных возможностей — стоит представить, например, как растягивается гофрированная ячеистая сетка... Одним словом, космос и ВПК требовали все более надежных, соответствующих тому или иному назначению сотовых конструкций — вот и возникла задача: нужны СЗ с регулируемыми физико-механическими характеристиками для создания оптимальных по массе сотовых конструкций.

Задачу успешно решили ведущий специалист УкрНИИТМ Владимир Сливинский и Виталий Гайдачук. Идеи кандидата технических наук В.Сливинского, сотрудников руководимого им подразделения в период конверсии оказались очень жизнеспособными в различных сферах «гражданки». Например, конструкции с СЗ хороши в элементах самолетов (крышки люковых проемов, створки для шасси, обтекатели антенн, облицовка багажных отсеков, потолки грузовых и пассажирских кабин). В судостроении сотовые заполнители применимы при изготовлении мачт, корпусов лодок, надпалубных сооружений, яхт. Автомобильная промышленность может, используя трехслойные конструкции с заполнителем, добиться снижения массы машин, повысить безопасность в аварийных ситуациях, что гарантируется способностью композитных сотовых структур рассеивать энергию удара. В предлагаемых специалистами УкрНИИТМ решениях по изготовлению строительных перегородок с сотовым заполнителем на бумажной основе заключаются такие преимущества, как снижение массы в 1,5 — 2 раза, экономия материальных ресурсов при одновременном снижении трудозатрат, повышение качества за счет хороших прочностных, звуко- и теплоизоляционных показателей. Перспективно также использование мебельных щитов с бумажным сотовым заполнителем, что позволяет расширить базу конструкционных материалов и возможности архитектуры мебели, более чем на 50% снизить массу изделий и расход натуральной древесины.

Ряд заинтересованных министерств и ведомств уже разрабатывают целевую программу по созданию и внедрению технологий производства сотовых заполнителей и изделий на их основе для обеспечения Украины и экспорта. Планируется введение в действие цеха по производству сотовых заполнителей для мебели на Красноильском деревообрабатывающем комбинате, предусматривается в плане капитального строительства на 1995 год создание производства заполнителей и сотовых щитов на базе одного из корпусов УкрНИИТМ.

Институт нашел «схему действий дня сегодняшнего» — и работает по-рыночному. Находя заказчика на ту или иную продукцию, УкрНИИТМ выбирает предприятие, способное произвести ее по прогрессивной технологии, — и таким образом находит «стык» между наукой, производством и удовлетворением конкретного спроса.

Безусловно, далеко не просто науке в нашем нецивилизованном рынке, но УкрНИИТМ вовсе уж отторгнутым, невостребованным быть не может — даже сейчас, когда всюду спад, сворачивание производства, дефицит средств на внедрение новшеств и т.д. Десятки заказчиков убедились: все, что предлагает УкрНИИТМ (ноу-хау; технологии; конструкторская и технологическая документация; обработка технологий в условиях конкретного производства; небольшие партии готовой продукции), отвечает самым высоким требованиям. Например, неразрушающие методы контроля, позволяющие обнаружить малейшие расслоения, несплошности, раковины и все такое прочее в металлах и неметаллах, сегодня потребителя интересуют мало: дескать, это в космос летают на технике, что «без сучка и задоринки», а для бытовых-то нужд...

— Но когда-то же потребуется сертификация любой продукции, — убежден главный инженер УкрНИИТМ Владимир Шелухин. — Поэтому — есть будущее у наших НМК, созданные институтом приборы, методы измерения, определения качества продукции понадобятся производителям разных товаров.

Сейчас УкрНИИТМ почти ничего не делает для «Южмаша» и КБ «Южное» (10 — 15 лет тому назад — до 70% договоров) и по заказам других оборонных предприятий (ранее — около 30% договоров). Непросто было переструктурировать всю деятельность института, однако многоотраслевой характер деятельности УкрНИИТМ, его научный, интеллектуальный потенциал дали возможность «шагнуть» из ВПК сразу во многие сферы гражданского производства, сохранив максимум ценных наработок. А их за более чем тридцатилетнюю деятельность достаточно, чтобы сделать уже сегодня реальный вклад в обновление всего машиностроительного комплекса Украины.

Немного истории. До октября 1986-го институт был головным по ряду технологических направлений в составе союзного министерства. В октябре 1986-го приказом министерства было создано НПО «Южное» — и оно вместе с КБ «Южное» и «Южмашем» вошло в его состав как структурная единица, Днепровский научно-исследовательский институт технологии машиностроения (НИИТМ). Согласно постановлению КМ Украины от 24.09.91 и приказу Госкомитета Украины по оборонной промышленности и машиностроению институт был принят в ведение Гособоронпроммаша Украины и получил статус уже сегодняшний — УкрНИИТМ. Создаваемый для решения технологических задач производства изделий ракетно-космической техники (в первую очередь — продукции КБ «Южное» и «Южмаша»), отраслевого обеспечения ряда технологических направлений, институт достиг высот, о которых говорят штампом — «уровень мировых стандартов».

— Принято считать, что предприятия оборонного комплекса имели сверхблагоприятные условия для работы, но это — преувеличение, — рассказывает директор УкрНИИТМ, кандидат технических наук Леонтий Иванов. — Мы работали в условиях жесточайшего дефицита времени, ресурсов, мощностей... Наш институт не имел какой-то особой базы, уникального оборудования... Но зато можно смело говорить о приоритете инженерной мысли, инициативы научных работников, их квалификации, преданности делу... В гораздо худших, чем, например, у американцев, условиях наши специалисты решили вопросы технологического обеспечения основных ракетных комплексов на уровне зарубежных, но со значительно меньшими затратами — и не только за счет более дешевой рабочей силы. Практически в институте в наиболее напряженные периоды были представлены все технические пределы как классических направлений, так и связанные с современными материалами.

Институту удалось оперативно решить проблемы конверсионного плана (сегодня здесь объем работ достигает 95%). Технологии отделения гальванических, лакокрасочных покрытий применимы, оказывается, даже к посуде. Да и многое другое, что касается «приземления» в разные сферы наших потребностей чудесных (сверхлегких, сверхнадежных) материалов, тонких технологий. А ведь когда-то мы и не думали, что все эти потрясающие открытия придут в быт — и ради быта вряд ли (так считать было в порядке вещей!) создавали бы разработки, способные дать человеку комфорт, оздоровить экологию... Вот нужно было что-то легче металла во имя снижения веса космического корабля, ракеты — даешь соответствующие материалы! Нужны сверхнадежные методы контроля — и есть они, сверхнадежные! Природные же ресурсы в то время использовались по-варварски, быт человека не цивилизовался — и совсем не случайно получила страна определение «Верхняя Вольта с ракетами»...

Сегодня человеку постепенно возвращается все, что брал у него ВПК, что уходило в космос (как видим, небезвозвратно!). Например, многие достижения науки помогут справиться с проблемами дефицита природных ресурсов Украины — и в первую очередь речь идет о лесе (дерево успешно заменяют уже описанные конструкции с сотовыми заполнителями) и металле (недра не бесконечно богаты, а трубы, другие изделия из стеклопластика не хуже, чем металлические; осваиваются технологии производства труб, другой продукции из базальтопластика).

Все это и многое другое будет представлено на выставке «Новые технологии и материалы в машиностроении», которая состоится в 1995 году. Руководство области, города поддержало инициативу УкрНИИТМ провести выставку именно в Днепропетровске. Ведь наш регион уникален именно сочетанием научного потенциала с производственным — где же, как не здесь, организовать мероприятие, призванное сориентировать производителей на открытия, новинки, изобретения, предлагаемые учеными, которые продолжают творить, несмотря на испытания экономическим кризисом...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме