ПОНТИДА — ЛЕГЕНДА, ГИПОТЕЗА, НАУЧНЫЙ ФАКТ? ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В Крыму вышел первый номер журнала «Понтида», издание которого начали Ассоциация поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма, Комитет по науке и региональному развитию, Крымская академия наук и Таврический национальный университет им. В. Вернадского. Авторы особо отмечают, что идея издания журнала принадлежит биологу Андрею Ене. И не без основания — именно семейству известных в Крыму биологов — Василию Георгиевичу и его сыновьям Андрею и Александру Енам принадлежит изучение и разработка, обобщение всех научных данных этой пока малоизвестной гипотезы, в результате которых они стали… противниками идеи о существовании мифологической суши на месте нынешнего Черного моря, якобы соединяющей древний Крым с берегами Кавказа, Малой Азии и Балкан. Однако в результате обобщения всех научных данных крымские ученые стали также и апологетами Понтиды, природной уникальности всего Причерноморского региона независимо от истории его происхождения. Его описанию и изучению и посвящен новый журнал…

Споры о существовании Понтиды в научном мире продолжаются уже больше 200 лет. Это вызвано научными исследованиями тех изменений, которые претерпевал облик Земли за всю свою геологическую историю. Гипотеза о существовании Понтиды, как считали многие ученые XIX и XX веков, возникла из-за схожести геологического строения, флоры и фауны ныне разделенных Черным морем территорий. Предполагалось, что это явление могло быть обусловлено существованием «Понтийского моста» — суши из Крыма, в Малую Азию и на Балканы, который впоследствии опустился вниз и его место было заполнено морем. Впервые эту идею высказал известный исследователь Крыма российский академик П. Паллас в 1795 году в «Кратком физическом и топографическом описании Таврической области». Таким образом существование «древнего материка Понтиды», северной оконечностью которого был Крым, поддерживали известные ученые Э. Зюсс, К. Фохт, Г. Абих, Э. Фавр, Н. Андрусов, А. Моисеев, Л. Берг, П. Двойченко, Н. Клепинин, А, Мазарович другие. В частности, С. Ковалевский высказывал догадки о существовании целого пояса средиземноморских массивов недолговечной суши — Пропонтиды, Эгеиды, Мавританиды, Атлантиды. По его мнению, все они появлялись и исчезали в древнем пульсирующем шве, который и расположил цепь средиземноширотных морей как остатков океана Тетис.

Однако более пристальные исследования как геологического строения, так и растительного и животного мира территорий вокруг Черного моря, считают В. Ена, Ан. Ена и Ал. Ена, провел В. Голубев, который «поставил убедительную точку в этой истории биогеографических иллюзий». По его заключению, «в ареалогическом составе крымской флоры проявляется общая закономерность расселения видов… Нет ни малейшей необходимости привлечения Понтического материка для объяснения их формирования». Аналогичные выводы сделали и геологи.

Крымские ученые считают, что наиболее подходящим для роли Понтиды в прошлом мог бы быть нынешний подводный Срединно-Черноморский хребет как часть хребта Андрусова и Ломоносовского подводного массива, который, как полагают, погрузился совсем недавно — в пределах последних 10 тысяч лет. Крым в прошлом несколько раз становился островом, приобретал сухопутные коридоры и в целом история формирования его флоры и фауны есть сложный биологический процесс, типичный для всей причерноморской зоны.

По мнению семейства биологов Ена, «новейшие научные исследования однозначно показали, что на месте всей глубоководной черноморской впадины в кайнозое обширной суши не было. Как и в случае с Атлантидой, существование Понтиды не получило геологического подтверждения».

Легкое разочарование от этого вывода, видимо, постигло сейчас читателя, как в свое время и меня, оттого, что разрушилась красивая легенда, с которой было связано столько гипотез и которая могла быть основой для красивой сказки. А зря. Со временем ощущаешь, что реальность куда интереснее, сложнее и многообразнее самой красивой сказки.

Однако только ради этого вряд ли стоило начинать новый журнал. Основной его задачей является решение проблем разработанной в Крыму стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, как части соответствующей украинской программы. Крымская «Ассоциация поддержки ландшафтного и биологического разнообразия» провозгласила своей целью не просто сохранение имеющейся биоты, но довести площадь естественных ландшафтов до 60 процентов территории, и восстановить те виды и популяции, которые существовали десятки и сотни лет назад. Для этого в Крыму взяли на вооружение качественно новый принцип работы: сохранять можно лишь системные природные совокупности, а не отдельные компоненты — виды, популяции и прочее.

Проект программы исходит из основного экологического показателя — коэффициента экологической уязвимости территории, который выражается в отношении площади распашки к общей площади территории. В среднем по Крыму он составляет 0,6 , а самыми уязвимыми являются ландшафты Центральной и Северо-Крымской подобластей, где уровень распаханности превышает 70 процентов. В идеале Крымская единая природоохранная территориальная система должна быть включена в паневропейскую экологическую сеть. Тогда Понтида будет прекрасной реальностью и для будущих поколений Украины, а не сказочной цветущей землей из легенды, наподобие «Земли Санникова».