ПОЛИЦЕЙСКИЕ-ЛАБОРАНТЫ

Дан Эрлик, сотрудник американского Института биомедицинских исследований, уверен, что уже в ближайшем будущем каждый полицейский будет оснащен мини-лабораторией, при помощи которой он прямо на месте преступления сможет производить ДНК-анализ обнаруженных органических вещественных доказательств. Грант в 5 миллионов долларов, выделенный на создание подобного устройства, придает такой уверенности достаточно веское обоснование. Тем более что над решением этой задачи работает целый ряд коллективов, в которых объединяют свои усилия специалисты по молекулярной биологии и инженеры-конструкторы, программисты и юристы и даже сотрудники ФБР.

В общих чертах облик новой мини-лаборатории прорисован уже достаточно точно. Это небольшой дискообразный предмет, который легко помещается в ладони, с небольшим входным отверстием, в которое пипеткой вводят раствор, содержащий обнаруженный на месте преступления биоматериал. Это может быть слюна, кровь, сперма, пот, волос, обрывки кожи и так далее. Содержащиеся в подобном растворе фрагменты ДНК в электрическом поле распределяются определенным образом, что и фиксируется при прохождении через них лазерного луча. После специальной обработки на экране компьютера высвечивается результат флюоресцентного анализа ДНК, который тут же сравнивается с теми образцами, которые уже есть в полицейских базах данных. Или же с образцами ДНК основных подозреваемых.

Блюстители правопорядка возлагают очень большие надежды на широкое внедрение этого метода. Ведь с его помощью можно не только определить убийцу или насильника, но и, допустим, подтвердить или опровергнуть практически любое алиби. Например, подсудимый утверждает, что в определенное время он сидел в кафе, но никаких свидетелей в свою пользу предоставить не может. Однако если в этом кафе будут обнаружены окурки сигарет с каплями его слюны или те же самые капли на чашке из-под кофе, то его алиби будет считаться доказанным. При условии, что анализ ДНК по новой методике будет доступен по цене и легко осуществим, вполне возможно, что скоро уже ни одно судебное разбирательство не будет проходить без привлечения подобных доказательств.

Именно это и волнует представителей американского Общества по защите гражданских прав. Они считают, что создание баз данных образцов ДНК, которое, при условии введения в широкое пользование мини-лабораторий, примет лавинообразный характер, может таить в себе угрозу для демократического общества. Во-первых, не разработан механизм, гарантирующий неприкосновенность тайны личной жизни, и возникает вероятность дискриминации отдельных людей по генетическим признакам. Во-вторых, американцы очень опасаются того, что информация о строении их собственной ДНК может быть использована для различных злоупотреблений: то ли для клонирования, то ли для еще более чудовищных экспериментов.