ПЕРВОПРОХОДЕЦ

Поделиться
Валерию Лобановскому - 60? Верится с трудом. Кажется, что еще совсем недавно он упругим, размашистым шагом преодолевал оборонительные порядки соперника...

Валерию Лобановскому - 60? Верится с трудом. Кажется, что еще совсем недавно он упругим, размашистым шагом преодолевал оборонительные порядки соперника. Его медноволосый «клок а-ля Элвис Пресли», словно луч зайчика, мелькал на изумрудных газонах стадионов СССР, Европы, Латинской Америки: ненасытного в атаке форварда киевского «Динамо» футбольный люд почитал за его филигранный дриблинг, неуемное желание продраться сквозь частокол злых ног опекунов, за корректность поведения и спортивную хитрость.

То, что 18-летнего нападающего из дубля киевского «Динамо» ожидает большое будущее, мне впервые довелось услышать из уст самого почитаемого мною футбольного журналиста, а в те времена собственного корреспондента «Советского спорта» по Украине Аркадия Галинского, моего однофамильца. С «младых ногтей» я любил приходить в его коморку в Физкультурном переулке, служившую корпунктом, и, устроившись на просевшем от времени диване, слушать зажигательные монологи Аркадия Романовича о литературе, искусстве, этике и… футболе.

Здесь-то я и увидел впервые высокого поджарого юношу, забежавшего на несколько минут к метру футбольной журналистики. Когда спортивного вида парень вышел за двери, я поинтересовался:

- Кто это?

- Валерик Лобановский из динамовского дубля. Сегодня он за мячом бегает, но наступит день, когда он станет не только большим футболистом, но и величайшим тренером.

Я хорошо запомнил эти слова…

У людей, отрицающих проторенные дороги, судьба обычно весьма не спокойна. Они не могут жить, как серая посредственность, полностью отдавая себя во власть обстоятельств и не пытаясь изменить ни себя, ни «среду обитания». История знает массу имен гениев, отрицавших «общепризнанные нормы» и шедших своим тернистым непроторенным путем. Чаще всего такие люди становились изгоями общества: их травили, унижали, оттесняли на последние роли. Не все выдерживали такое мощное давление - многие шли на компромисс. И очень редко находились такие, кто, несмотря на все трудности, непонимание даже самых близких людей, внешнюю изоляцию, а порою и отверженность, тем не менее изо дня в день карабкались к поставленной цели. И только тогда, когда они достигали ее, их порой признавали. К сожалению, чаще всего - посмертно.

Лобановского признали при жизни. Но и его путь к звездам прошел через тернии. Он всегда был не похож на других - «не так» играл, «не так» общался с прессой, «не так» разговаривал со своими наставниками, а завершив карьеру футболиста и став тренером, «не так» тренировал. К нему, как ни к кому другому, особенно подходят слова Беранже: «Горе тому человеку, который возвысится над уровнем серой посредственности. Самое малое зло - быть непонятым окружающими. Но зависть и подлость сделают все, чтобы причинить ему как можно больше боли».

Нельзя было без наслаждения наблюдать за его игрой на левом фланге киевского «Динамо». В движениях, работе с мячом, принимаемых решениях было столько самобытного, непредсказуемого, что у тренеров соперников со временем возник так называемый «синдром Лобановского»: против неудержимого форварда в белой футболке с диагональной синей полосой на груди действовал не один, а два персональных опекуна. Так не играли даже против легендарного Пеле. Но и двоим «костоправам» далеко не всегда удавалось сдержать киевского форварда. И тогда, не гнушаясь ничем, они откровенно били Лобановского по ногам. Не припомню случая, чтобы он когда-нибудь ответил грубостью на грубость. А некоторые болельщики из категории «люмпенов» после очередного падения на траву пьяными голосами кричали ему с трибун: «Балерина, вставай!».

Лобановский поднимался и продолжал свое дело. На футбольное бескультурье, предвзятость некоторых судей, чаще всего московских, он ответил своим коронным угловым, ставшим грознейшим оружием в атакующем арсенале киевского «Динамо». Его «сухой лист» завораживал защитников соперников, вратарей. Наверное, ни один статистик сегодня не сможет ответить, сколько раз его подачи с угловой отметки приводили к забитому мячу. Его удар от лицевой линии так и назвали - угловой Лобановского, как петля Нестерова, теорема Пифагора, геометрия Лобачевского.

В 1961 году, совсем юным - 22-летним, он стал чемпионом СССР. Это был особый год в истории украинского футбола, когда команда с берегов Днепра, прервав многолетнюю гегемонию московских клубов, завершила всесоюзный турнир на первом месте, опередив масловское «Торпедо». Вряд ли мог думать в миг ликования киевский форвард, что именно Виктор Александрович Маслов, принявший спустя пару лет киевское «Динамо» под свой тренерский патронаж, не увидит в Лобановском футболиста, достойного выйти на поле в основном составе. Манера игры левого крайнего чем-то не устраивала признанного специалиста, и он предложил зрелому мастеру «постажироваться» в играх за дублирующий состав. Конечно же, амбициозный форвард воспринял это как личное оскорбление. Он покинул «Динамо» не по своей воле, а потому, что уже тогда имел свою точку зрения на процессы, происходящие не только в советском, но и в мировом футболе.

Нет, пожалуй, особой нужды детально останавливаться на годах, проведенных «конфликтным» футболистом в одесском «Черноморце» и донецком «Шахтере», хотя и там он не утратил собственного «я». И в шумной Одессе, и в горняцком Донецке народ толпой валил на своего кумира - «Лобана». Совсем недавно, во время одной из неофициальных бесед, Валерий Васильевич как-то вскользь обронил: «Уже тогда, в конце 60-х, во мне устоялось мнение, что тот футбол, в который играли советские команды, ведет в тупик».

Зеленый прямоугольник поля он покинул как-то незаметно, без торжественных проводов и теплых напутствий. И почти сразу же, также незаметно, стал старшим тренером днепропетровского «Днепра», выступавшего тогда в первой лиге всесоюзного чемпионата. На Лобановского-тренера, как когда-то на Лобановского-игрока, почти сразу же обратили взор многие специалисты. Как и раньше в адрес молодого тренера выпускались целые залпы язвительных стрел. «Да что этот рыжий там затеял в «Днепре»! Самый умный, что ли? Изводит ребят какими-то каторжными нововведениями», - язвили недруги, чье отношение к прогрессу было сродни старообрядческим боярам. Беда только в том, что Лобановский в те времена еще не стал «Петром Великим». Вот и приходилось молча сносить неприкрытую злость футбольной черни. Он не отвечал, молча и кропотливо шел к поставленной цели - «Днепр» прогрессировал от игры к игре и добился своего, пробившись в высшую лигу. Вот тогда-то его и признали не только как классного в прошлом футболиста, но и как талантливого молодого тренера.

В конце 1973 года его пригласили туда, откуда несколько лет назад он уходил, оставив, пожалуй, всякую надежду вернуться - в киевское «Динамо». И не просто вернуться, а возглавить его на тренерском мостике. Не берусь судить, какой фактор явился для него определяющим в принятии позитивного решения, возможно, все то же желание доказать невеждам, что не только земля, но и футбольный мяч также - вертится?!

Лобановскому понадобился всего лишь один год, чтобы создать «свое», неповторимое, «Динамо», отличное от всего того, что мы видели досель в советском футболе - мощное, отбалансированное и неумолимое для соперника. Когда осенью 1974 года молодая «дружина» Лобановского принялась громить ведущие клубы Европы, его критики приутихли. Одним из первых, кто признал «систему Лобановского», был старший тренер франкфуртского «Айнтрахта» Дитер Вайзе. Осознав в первом матче в Германии ударную мощь украинских ребят и проиграв по итогам двух поединков, известный специалист признавался мне: «Я вообще никогда не мог предполагать, что советская команда в состоянии показать столь мощный футбол, да еще в тот год, когда наша национальная сборная стала чемпионом мира. Двое футболистов, игравших в недавнем финале в Мюнхене - Юрген Грабовский и Бернд Хельценбайн, сегодня были на поле киевского стадиона. Они, как и я, потрясены игрой «Динамо». Признаться вам откровенно, что я сказал своим ребятам после того, как мы проигрывали в первом тайме 0:2? «Динамо» нам не остановить, но мы должны проиграть с достойным счетом…».

Приведу и другое высказывание о Лобановском, принадлежащее известнейшему специалисту Вуядину Божкову, услышанное мною весной 1988 года в Италии после того, как сборная СССР под началом Лобановского уступила (1:4) в контрольном матче «скуадре адзурре»: «Если итальянской сборной придется на чемпионате Европы в Германии вновь пересечься на футбольном поле со сборной СССР под началом Лобановского, то ничего хорошего от этой встречи я не жду. Вопрос только в том, сколько представителей киевского «Динамо» будут принимать участие в поединке. Чем их будет больше, тем будет хуже для «скуадры адзурры». Тем, кто сомневается в подобном посыле, я рекомендую припомнить матч в Лужниках в 1975 году, когда киевское «Динамо» в майках сборной своей страны переиграло итальянцев - 1:0».

Божков оказался прав: спустя несколько месяцев команда Лобановского и на сей раз переиграла итальянцев, пробившись в финал чемпионата континента.

Сколько раз Лобановский создавал новый облик киевского «Динамо»? По словам Валерия Васильевича, ему никогда не приходилось начинать работу, как говорится, на голом месте. Он с должным уважением оценивает работу своих предшественников и не очень-то любит подчеркивать свои заслуги. Но если говорить о творчестве Валерия Лобановского, то, как мне кажется, его нужно разбить на три условных периода: «Динамо» 70-х, второй половины 80-х и конца 90-х. Этот своеобразный «триптих» весьма характерен для 25-летней работы безусловно выдающегося тренера в своем родном клубе. У него, словно у великого Пикассо, превалируют в творчестве отдельные периоды, позволяющие оценивать его произведения как - «великие».

Как по мне, наиболее сложным был последний этап. Ведь после явных провалов на европейском уровне киевское «Динамо» вновь вспыхнуло на европейском клубном уровне, словно яркая звезда на темном небосводе. За два последних года в блестящем стиле повержены чемпионы Голландии, Испании, Англии, Греции, Франции с их многомиллионными финансовыми возможностями и социальным обеспечением, пусть не обидятся на меня динамовцы, не идущими ни в какое сравнение с аналогичными показателями киевского клуба. И если нашим ребятам удается тем не менее рубить окно в футбольную Европу, что называется, с плеча, то в этом в первую очередь несомненная заслуга великого украинского тренера Валерия Васильевича Лобановского. И если когда-нибудь у нас в стране будет создана галерея «футбольной славы Украины», то начинать ее надо, безусловно, с имени Валерия Лобановского. Потому что он - первопроходец…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме