ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БИЗНЕС — ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

21 марта, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 21 марта-28 марта

Один из известных киевских художников-модернистов перед тем, как эмигрировать в 70-е годы в США, нес...

Один из известных киевских художников-модернистов перед тем, как эмигрировать в 70-е годы в США, несколько лет занимался странным делом — ездил по захолустным украинским и российским городкам и изучал… различные художественные ремесла. Бывало он даже устраивался подмастерьем и осваивал все тонкости технологии. Когда киевлянин оказался в Нью-Йорке, он не стал заниматься милым сердцу модернистским искусством, а организовал мастерскую, в которой поставил на поток изготовление традиционных «народных» художественных изделий. Бизнес-план художника был очень точным — продукция в США оказалась очень ходовой. За несколько лет предприимчивый художник заработал миллионы, решил все свои материальные проблемы и смог вернуться к «духовке», как принято было в шутку называть высокодуховное искусство в среде богемы. То бишь вернулся к милой сердцу модернистской живописи, стал организовывать громкие выставки, писать книги. В общем, как говорится, жизнь удалась благодаря тому, что модернист не отнесся свысока к традиционному искусству.

Думаю, этот пример думающему бизнесмену подсказывает прекрасную дебютную идею. Интересно, что ее уже начали раскручивать одновременно в Киеве и Житомире.

Недавно в Украинскую государственную инновационную компанию (УГИК) приехал представитель Житомирской госадминистрации с весьма неожиданным предложением — помочь в организации (точнее в восстановлении) производства романивского стекла… Сейчас даже среди искусствоведов трудно найти человека, который мог бы внятно объяснить, что это за стекло и в чем его ценность. Однако представитель Житомирской администрации предъявил руководству УГИКа весьма убедительные документы. Среди них — договор с серьезной немецкой фирмой, которая готова была покупать романивское стекло в весьма солидных количествах и даже поддержать материально восстановление завода по его изготовлению. Как выяснилось, предметы из этого стекла, изготовленные еще до революции, хранятся в европейских музеях и у коллекционеров. Они весьма высоко ценятся среди знатоков. Странно ли, что после такой преамбулы предложение Житомирской администрации в УГИКе рассмотрели очень внимательно.

Теперь небольшая справка об истории художественного стекла в Украине. Первые изделия из этого материала — амулеты, бусы, посуду — датируемые еще III—IV веком, археологи нашли при раскопках в Черновицкой области. Известно, что во времена Киевской Руси замечательное стекло варилось в мастерских на территории Киевской Лавры. Здесь готовили как художественные изделия, так и оконные стекла для жилищ.

Когда в Европе в средние века началось возрождение старых ремесел, законодателем мод в изготовлении художественного стекла стал остров Мурано в Венеции. Здесь рождались утонченные, декорированные стеклянной ниткой изделия. Они пользовались величайшим спросом в тогдашней Европе и до сих пор ценятся буквально на вес золота. Гораздо меньше известно, что украинские мастера также не остались в стороне от веяний моды, и у нас зародилось то, что позже в мире стали называть русским стеклом. На украинских землях изготавливали характерные для всех стеклодувов изделия, но придавали им совершенно необычные формы, например, сосуды для жидкостей были в виде птиц, медведей, грифонов и других диковинных существ. Такие изделия производились и на заводе в Житомирской области. Замечательные мастера, традиции и уникальный состав местного песка — все это составляющие успеха романивского стекла, о котором, оказывается, еще помнят западные коллекционеры.

В советские времена не особенно заботились о таких «мелочах», как художественное стекло. Естественно, многие заводы пришли в упадок. Сейчас в Житомирской области осталось лишь несколько стариков, которые еще помнят секреты мастеров эпохи расцвета. К счастью, еще сохранились запасы уникального песка, который придавал неповторимый колорит местным изделиям. Как сообщил президент УГИКа Владимир Рыжов, идея восстановить производство романивского стекла нашла в компании своих самых горячих сторонников.

Это не просто еще одна перспективная бизнес-идея. Приятно восстановить то, чем занимались твои предки. Вдвойне приятно, что это изделие будет нести по миру славу о твоей земле, о высоком мастерстве земляков. Естественно, такая идея заслуживает всяческого внимания и наилучшего технического оснащения. Конечно, прежде всего, считает Владимир Леонидович, следует купить немецкие печи для варки стекла (у них это производство доведено до очень высокого уровня). Другие технологические операции, связанные с секретами местных мастеров, можно наладить и на месте. Но в любом случае дело стоит того, чтобы его развернуть достойным образом, и мы не пожалеем для этого усилий и средств, говорит В.Рыжов.

Сейчас вопрос: куда вложить деньги, чтобы они начали эффективно работать, стоит перед многими предпринимателями в Украине. Он одинаково остро затрагивает как тех, кто готов рискнуть сотней-другой тысяч гривен (взятых в кредит), так и тех, кто ломает себе голову над вопросом, куда надежно вложить сотни миллионов. Конечно, Украина должна развивать хай-тековские производства. Это надежный способ прорваться на мировой рынок. Но не следует забывать при этом, что восстановление древних художественных ремесел — не менее надежный путь застолбить себе место на том же рынке. Так что не упустите своего шанса, господа-бизнесмены, присмотритесь к секретам наших дедов-прадедов, на которые еще не успели обратить внимание ваши коллеги. На этом пути можно разыскать поистине золотые рецепты.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно