ОЗОН — ДЫРА ИЗ НИЧЕГО

Поделиться
Загадочные и противоречивые мы люди - Украине во время тяжелейшего экономического кризиса вот уже в течение нескольких месяцев предлагают 23,2 млн...

Загадочные и противоречивые мы люди - Украине во время тяжелейшего экономического кризиса вот уже в течение нескольких месяцев предлагают 23,2 млн. долларов США, а Верховную Раду одолевают сомнения по поводу: брать или не брать этот щедрый подарок. И подарок ко всему вроде бы предназначен на самые гуманные цели - чтобы мы решили одну из важнейших экологических проблем, волнующих все человечество, и к тому же сохранили 10 предприятий и 18 000 рабочих мест.

Грант предоставляет Глобальный экологический фонд (ГЭФ) - международная организация, способствующая решению глобальных экологических проблем. Безвозмездная помощь Украине предназначается для покупки и установки новейшего оборудования на украинских предприятиях. 15 сентября 1998 года было подписано соответствующее международное соглашение, которое требует ратификации парламента. Итак, остановка за малым - парламентарии должны проголосовать и дело с концом?

Неожиданно сомнения депутатов Верховной Рады были усилены доводами ученых. «Озоновая проблема, - как заявил на пресс-конференции, созванной Министерством по делам науки и новых технологий Украины, руководитель межнациональной системы озонового мониторинга стран СНГ и Балтики профессор Михаил Крушеницкий, - является мощным фактором в околонаучной экономической игре. Первый пример из середины 70-х годов - на подходе «Конкорд» и «Ту-144». Они грозят захватить рынок трансатлантических пассажирских перевозок. Тогда Конгресс Соединенных Штатов принимает закон, запрещающий полеты сверхзвуковой пассажирской авиации над США в целях… охраны озонового слоя, и весь рынок трансатлантических перевозок захватывает «Боинг-747».

При этом озоноразрушающие выбросы двигателей «Конкорда» не превосходят воздействие двигателей, состоящих на вооружении самолетов военно-морского флота, военно-воздушных сил и армии США, полеты которых не ограничивались никак. Это была туфта в чистом виде. Потом закон пришлось видоизменить и придать ему более приличный вид: оказывается, дело не в разрушении озонового слоя, а эти самолеты, мол, очень шумят. Так «Конкорд» был надежно вытеснен на второстепенные линии, а компания «Боинг» получила возможность снимать свои дивиденды.

Сейчас на рынок ракетно-космических услуг выходят бывшие государства Союза, в частности, украинские и российские ракеты, самолеты. Вроде перед ними открываются неплохие перспективы. Однако уже создана международная группа для исследований. Статус «международной» придан ей чисто формально - платят и заказывают музыку американцы. Могу заранее предсказать результаты деятельности - двигатели украинских, российских самолетов окажутся «вредны» для озонового слоя, а американских - если не полезны, то, по крайней мере, безвредны. Ну а те, кто покупают украинские и российские двигатели, самолеты - подлежат экономическому эмбарго.

Именно потому что правительства Украины и России пытаются экономить копейки на собственных исследованиях такого рода, им можно вешать на уши такую лапшу. А что касается «международных исследовательских» групп, то в определенных профессиональных кругах по этому поводу говорят так: «кто вас ужинает, тот вас и танцует».

Выступившие на упомянутой пресс-конференции ученые в основном высказывали точки зрения, ставившие под сомнение научные предпосылки, которые положены в основу международных соглашений по проблеме озоновых дыр. Ниже приводятся ответы на вопросы корреспондента «ЗН», которые дали ученые.

Заведующий лабораторией озона Укргидрометинститута канд. геогр. наук Александр БЕЛЯВСКИЙ:

- Наблюдения за озоном в Украине ведутся длительное время, поэтому мы могли рассчитать, как изменяется содержание озона. Начиная с 73-го года Украина лишилась 6% своего озона…

- Является ли это результатом антропогенной деятельности?

- Скорее всего, нет.

- Было ли нечто подобное в прошлом?

- На этот вопрос пока ответить трудно, так как ряд наблюдений по времени ограничен. Наши наблюдения анализируются ежедневно по всем станциям. Мы знаем всегда, когда существует озоновая аномалия. В частности, в отличие от всех предыдущих лет, когда случалось за год две-три, а то и четыре аномалии с уменьшением общего содержания озона в атмосфере примерно до 40-50%.

Мы не можем создать плотную сеть измерительных приборов, как поступили на Западе, так как каждый прибор стоит около 100 тысяч долларов. Для того, чтобы осветить всю территорию Украины, их нужно около сотни, то-есть необходимо около 10 миллионов долларов. Мы пошли другим путем. Благодаря аналитическим расчетам на основании большого ряда данных, мы можем буквально за 50 тысяч долларов (это половина стоимости одного прибора) развернуть систему мониторинга ультрафиолетовой радиации. То есть по данным наземных измерений по озону и космических наблюдений мы можем раз в сутки примерно с опозданием на 12 часов давать информацию об ультрафиолетовой обстановке на территории Украины, создать карту ультрафиолетовой облученности с выделением опасных областей и предупреждением населения минимизировать пребывание под прямыми лучами солнца.

Старший научный сотрудник Института химии поверхностей НАН Украины канд. хим. наук Владимир БАГИЛО:

- Исследование образцов, которые добывались из глубин антарктического льда, позволили заняться изучением содержания озоноразрушающих веществ, попавших туда в другие исторические эпохи. Первый образец датирован - возраст 1000 лет. Его отобрали в ходе Первой украинской антарктической экспедиции и результаты анализа показали - имеется один из фреонов в незначительных концентрациях, а так же некоторые легколетучие хлорорганические соединения.

В 1998 году в ходе Второй украинской антарктической экспедиции отобрали уже достаточно большое количество образцов - примерно около 700 кг льда. Сейчас эта работа проводится совместно со специалистами из института имени Макса Планка в Германии.

Хочу отметить, что известный американский специалист по химии атмосферы еще в 86-м году доложил: в кернах льда с Южного полюса обнаружены фреоны, и таким образом высказал идею о неантропогенном происхождении фреонов. Например, образовании их при извержении вулканов.

Профессор Михаил КРУШЕНИЦКИЙ:

- Если обратиться к истокам всей этой истории с озоновыми дырами, которая сегодня получила такой грандиозный размах, следует вспомнить американских ученых Малину и Роуланда. Проводя свои исследования, ученые руководствовались самыми гуманными соображениями. Они обнаружили, что фреоны разлагаются в тропосфере под действием ультрафиолета. Продукт разложения - окись хлора. Его мало - примерно в тысячу раз меньше, чем озона, но одна молекула окиси хлора в принципе может разрушить тысячу молекул озона.

Ученые были обеспокоены тем, что такая возможность есть. Возникла дискуссия. Подавляющее количество участников говорили, что не учитывается множество обратных связей, плохо вымеряны константы реакций, не учитывается динамика атмосферных процессов. Возможно, все так и осталось бы на уровне научной дискуссии.

Но всегда есть крайние люди. Особенно среди «зеленых» на Западе. Там это чрезвычайно влиятельная публика и, как понимаю, не вполне самостоятельная в финансовом смысле. Они взвыли нечеловеческим голосом - запретить аэрозольные упаковки, фреоны и т.д. А фреоны - это холодильники, системы пажаротушения на промышленных предприятиях и кораблях, электронная и радиотехническая промышленность. Запретить все!

Фирма «Дюпон», которая производила эти продукты, отреагировала: «Вы что - идти на такие затраты на таком уровне доказательности? Ни за что на свете!» Но их лаборатория мгновенно повела разработку альтернативного Р-134. Когда продукт был готов, они организовывают экспедицию на двух самолетах: «У-2» идет на высоте порядка 20 км, а под ним «Боинг» на 10 км. Этот эксперимент позволил нарисовать самую дорогую картину в истории мировой живописи. Если вам будут возражать, что самая дорогая - «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, не верьте - здесь на несколько порядков более высокая цена.

Эта картина-график обошла весь мир: на ней падает количество озона и соответственно растет количество окиси хлора. Портрет убийцы озона был предъявлен миру. После этого фирма «Дюпон» резко меняет позицию. Подписывается мгновенно Монреальский протокол и дальше уже играется тема: «несите ваши денежки - иначе быть беде».

- Во что вылилось принятие такой точки зрения с поглощением озона?

- Для примера скажу, что США вложили 8 млрд. долларов в перестройку химической промышленности. Кроме того, процесс затронул производство другой продукции, которое вылилось по разным оценкам от 135 до 250 млрд. долларов. Став монополистом на рынке альтернативных хладагентов, фирма «Дюпон» затраты вернула. Более того, обогатилась.

Однако сегодня ясно - надежды на то, что альтернативные фреоны успешно заменят вещества, которые обвиняют в разрушении озонового слоя, не оправдались. Реально наблюдаемое уменьшение содержания озона в озоновом слое, которое за период наблюдения с 1973 года составило около 6%, связано с совершенно другими причинами - изменилась глобальная атмосферная циркуляция. В первую очередь деятельность ближайшего глобального климатического центра: пары Азорский антициклон - Исландский циклон. Это приводит к тому, что участились вторжения в умеренные широты воздуха экваториальных воздушных масс, бедных озоном. Вот реальная ситуация применительно к объективности мероприятий по Монреальскому протоколу.

- Что делать в этой ситуации?

- В американском журнале «XXI век - наука и технология» опубликована статья «Почему США следует отказаться от Монреальского протокола». Круг сторонников этой точки зрения неуклонно расширяется во всем мире. В России ее придерживаются чл.-корры. АН России Андрей Капица, Владимир Збруев, крупнейший наш климатолог Евгений Борисенко. В Украине заведующий кафедрой на географическом факультете университета Владимир Волощук совместно с нами представил доклад в конце 95-го года на секции физики атмосферы Академии наук. Ни один из участников не защитил точку зрения, которая легла в основу Монреальского протокола.

Сомнения высказывались даже во времена подписания этого документа. Число сторонников такой точки зрения увеличивается с каждым годом. В частности, во Франции вышла книга Ошот Хаммара «Озон - дыра из ничего». Предисловие к ней написал крупнейший вулканолог нашего века Гарун Тазиев. Вот цитата из предисловия, в которой ученый говорит о версии воздействия фреонов на антарктическую озоновую дыру: «Те, кто в течение последних десятилетий старается убедить в этом человечество, изменяют научной истине. Ее искажают, когда… утверждают, что ныне знаменитая озоновая дыра была открыта в 85-м году, поскольку она существовала уже в 56-м. Ученые, которые хотя бы однажды фальсифицировали истину, никогда более не заслуживают доверия. Причем уже становится не важно, по какому вопросу они выступают».

- Существует ли связь между озоновой и климатической проблемами?

- Именно рассмотрение озоновой проблемы в отрыве от климатической привело к таким фатальным решениям, как те, что были приняты в Монреале, а впоследствии еще далее были продвинуты в Лондоне и Копенгагене. В настоящее время разворачивается второй акт этого действия, но здесь последствия уже будут гораздо хуже. Беда повторяется - когда был подписан Монреальский протокол, в СССР не было проведено ни одной НИР о причинах истощения озонового слоя. И вот сейчас то же самое - все дальше и дальше втягиваемся в безответственные игры с «парниковым эффектом».

А ведь есть простейшие вещи - океанические запасы углекислого газа таковы, что на их фоне любые антропогенные выбросы невозможно даже заметить! В условиях сильнейших вариаций температуры океана говорить об антропогенном воздействии на глобальное содержание углекислого газа по меньшей мере смешно. Но опять же существуют достаточно могущественные и влиятельные силы, которые и на этом тоже нагреют руки.

- Но в Токио в 97-м году, когда обсуждалась проблема борьбы с «парниковым эффектом», именно россияне (а рядом с ними плечом к плечу стояла небольшая украинская делегация) боролись за квоты, американцы были против. Даст ли нам какие-то преимущества получение этих квот?

- Нет! Это чистейшее заблуждение. В сегодняшнем состоянии экономики Россия свои квоты использовать не может. Она будет их продавать и получать деньги. При этом нынешнее состояние экономики… увековечивается.

- Украина уже посчитала, что может заработать приблизительно 5 - 8 млрд. долларов на том, что Америка нам доплатит за использование нашей квоты…

- Сейчас США через Международный банк реконструкции и развития даст Украине 23,2 млн. долларов за «решение» озоновой проблемы. Это страну сажают на иглу - обыкновенный крючок!

Так вот за энергетические вещи не жалко и 8 миллиардов дать в качестве крючка. Здесь потери будут совершенно фантастические. Трудно представить даже профессиональным экономистам, во что все это выльется со временем!

* * *

Чтобы как-то определиться в этом споре, я обратился к научному руководителю Украинского антарктического центра члену-корреспонденту НАНУ Петру Гожику с просьбой высказать свою точку зрения на происходящие события.

- Мы подписали много соглашений, которые не следовало пока подписывать. Сейчас мы настолько увязли во всех этих договорах, что обратного хода уже нет. Надо иметь мужество идти до конца, раз уж стали на этот путь. Так что грант Всемирного банка нужно брать, чтобы постепенно хотя бы исправить положение по мере сил и возможностей.

Но хотел бы обратить внимание - вопрос с разрушением озонового слоя фреонами не так прост, как хотели бы представить авторы конвенции о запрещении производства фреонов. Появляется все больше научных материалов, показывающих - на долю фреонов приходится 27-30 процентов вины за разрушение озонового слоя. За остальное несут ответственность другие вещества, в том числе естественные продукты, в частности тот хлор, который продуцирует океан. Итак, виноваты не только фреоны! Если мы даже перейдем полностью на альтернативные хладагенты фирмы «Дюпон», этим не устраним проблему.

Показательный пример - в 1998 году зарегистрирована самая большая дыра в 27 миллионов квадратных километров над Антарктикой. И это в то время, когда весь мир резко сократил производство фреонов. У нас производство в 2-3 раза упало, так что сейчас потребляем только одну треть фреонов. Наши предприятия, которые закупают в России фреоны, налаживают связи, чтобы в Германии закупать новые Р-134 и постепенно перейти на новые хладагенты. Предстоят огромные затраты, которые напрягут нашу слабую экономику. В проекте Всемирного банка написано, что на переоборудование надо затратить 32 млн. долларов, а нам предоставят грант на 23, 2 млн. долларов. Средства пойдут на переоборудование только 10 предприятий. А кто оплатит переоборудование сервиса, агросервиса? Переоборудование обойдется нам в миллиард гривен. И этим дело не кончится!

Если килограмм фреона стоит 1,5 доллара, то за новый придется платить 10 долларов. Кроме того, при той же холодоотдаче новый потребляет на 17-18% больше электроэнергии. Если сельскохозяйственный сервис перевести на дорогие новые фреоны, наше и без того неконкурентоспособное сельское хозяйство ляжет на дно. К примеру, молоко, которое необходимо охлаждать для сбережения, станет просто золотым.

И ко всему новый фреон токсичен. Если нынешний вытек из трубки, достаточно открыть форточку, и вы избавитесь от неприятных последствий, то от нового так просто не избавишься - он вреден для здоровья. Но самое интересное, что эти так широко разрекламированные «экологически безопасные» хладагенты сейчас обнаружены в стратосфере. Уже установлено - они создают парниковый эффект, который ведет к глобальным изменениям климата.

Значит, вопрос может стоять только так: да, мы подписали протоколы, мы должны взять этот грант, рационально его использовать, чтобы заткнуть наиболее зияющие дыры в хозяйстве. Нужно задекларировать, что мы переходим на новые хладагенты хотя бы процентов на 30. Больше мы не закупим. А остальное поставить под строгий государственный контроль - должно быть обеспечено качество фреонов, централизованная система разлива без потерь. Это главное. Думаю, Всемирный банк нас поймет и на два-три года оставит в покое. А сразу решить все проблемы мы просто не в состоянии.

- А какие перспективы в более широком плане, если докажут, что дело не в фреонах? У нас появится возможность дать «задний ход»?

- «Заднего хода» не будет, потому что фреоны действительно влияют на озоновый слой. Так что в какой-то мере эти решения принимать необходимо мировым сообществом. Другое дело, что новый хладагент также не спасает, а создает проблемы с парниковым эффектом. Это процесс глобальный и многосистемный. Мы выхватили один фактор и хотим с его помощью решить проблему. Расширение озоновой дыры показывает, что таким путем он не решаем...

- Как должна вести себя Украина при подписании новых экологических договоров, чтобы снова не попасть в трудную ситуацию?

- Она должна вести себя рассудительно. Индия, Пакистан, Китай не подписали протоколов по сохранению озонового слоя, потому что видели, что не могут позволить себе роскошь их соблюдения. Они продолжают работать с дешевыми фреонами. А наши ответственные лица подписали, хотя могли посоветоваться с учеными, и тогда бы экономика не была поставлена в тяжелое положение.

Нам еще предстоит подписывать договора в связи с использованием низкосортного угля и других видов топлива, чтобы уменьшить влияние на климат. Для этого необходимо иметь свою точку зрения. Поэтому нужно задействовать мощный научный потенциал, который бы работал на правительство и подготовил ему наиболее приемлемые предложения. Иначе будем все время наступать на одни и те же грабли.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме