От ЦЕРНа до ИТЕРа

Пессимизм в науке — дело неперспективное. Физические открытия начала ХХI века открыли перед человечеством такие горизонты, которые обещают перевернуть все наши представления о мире.

Сейчас почти общепринято, что физика во многом исчерпала свои возможности и в этой фундаментальной науке закончился период нахождения самородков. Мол, исследователи вынуждены перемывать тонны руды ради крохотного золотого зер­нышка. Эту мысль полвека назад в своей книге о конце физики сформулировал членкор. Академии наук СССР Франк-Ка­менецкий и в который раз показал,.. что пессимизм в науке — дело неперспективное. Физические открытия начала ХХI века открыли перед человечеством такие горизонты, которые обещают перевернуть все наши представления о мире.

Череда великих открытий прежде всего началась в астрономии. Астрофизики осуществили буквально прорыв в макромир — мир звезд, галактик, вселенных. Среди прочего удалось выяснить, что доступный физический мир, который мы изучали до сих пор, составляет лишь жалкие четыре процента от вещества во Вселен­ной. Все остальное приходится на долю так называемой темной материи и темной энергии. Правда, о них мы сегодня знаем примерно столько же, сколько было известно о законе тяготения во времена Киевской Руси.

Дальше—больше: сейчас в центре Европы, под Женевой, объединенными усилиями передовых стран Европы готовится к работе величайший в мире ускоритель на встречных пучках. Это циклопическое, оборудованное самой современной исследователь­ской техникой сооружение обе­щает прорыв на следующий этаж микромира. Не исключено, что нас ждет знакомство с такими секретами мироздания, перед которыми померкнет все, что было открыто физиками до сих пор…

Параллельно с этим физики завершают свой самый смелый про­ект — строительство термоядерной установки. И не какого-то лабораторного образца, а настоящей промышленной электростанции! На создание ее первой очереди выделено более 10 млрд. евро. То есть по своим масштабам проект будет превосходить даже не имеющий равных ускоритель в ЦЕРНе.

Проект получил название ИТЕР. На 2015 год запланирован пуск демонстрационного образца, а на 2025-й — запуск промышленного реактора. Это позволит приступить к решению главной на сегодня проблемы человечества — получение в неограниченном количестве недорогой, экологически чистой электроэнергии. Мир после реализации проекта ИТЕР будет выглядеть совсем другим. Все это говорит о том, что поблекшая в последние десятилетия (в немалой степени из-за Чернобыля) физика возвращает себе звание царицы наук.

Более десяти лет «ЗН» регулярно информирует читателя об участии Украины в программе ЦЕРНа, о том, как группа украинских ученых и инженеров, фактически без поддержки государст­ва, сделала выдающийся вклад в создание детектора ALICE и в некоторые другие экспериментальные установки в ЦЕРНе. Еженедельник не раз предоставлял возможность украинским ученым высказаться о нынешнем состоянии проблемы.

А оно оптимизма не вселяет. Если власть и дальше так же равнодушно будет взирать на самоотверженные попытки отдельных ученых спасти ситуацию, у Украины есть все шансы скатиться на обочину мировой науки. На­шему руководству нужно осознать, что сегодня не только передовые в инновационном отношении страны, но даже маленькие, недавно образовавшиеся государства (Македо­ния, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория) стремятся преодолеть все препятст­вия ради того, чтобы стать члена­ми ЦЕРНа. О стремлении работать на коллайдере под Же­невой заявили прибалтийские страны. Белоруссия успешно сотрудничает с ЦЕРНом и активно стремится укрепить там свои позиции.

Показательно, что для вступления в ЦЕРН недостаточно заплатить вступительный взнос — нужно еще иметь научный потенциал в этой области. Прибалтийцам продемонстрировать его тяжело. Тем не менее они пытаются прорваться в избранное европейское сообщество физиков, развивая грид.

Чем так привлекателен проект, объяснил в интервью «ЗН» министр иностранных дел Словац­кой Республики господин Ян Кубиш:

— Работа Словакии в программе ЦЕРН позволяет участво­вать в одном из самых впечатляющих проектов в мире. Наша страна вложила в эту программу немалые деньги, но зато словацкая промышленность получила возможность участвовать в его реализации. Это содействовало повышению конкурентоспособности нашей промышленности. А ученые получили прекрасную возможность принимать участие в передовых экспериментах, которые рано или поздно приведут к очень серьезным прикладным результатам. В ЦЕРНе одновременно работало до десяти словацких ученых, через него прошли сотни исследователей из нашей страны. Это большой плюс! Рабо­та в ЦЕРНе подняла науку на тот уровень, который делает нас интересными для коллег в других физических центрах…

Когда же вопрос вступления в ЦЕРН рассматривается в Ук­раи­не, наши власть имущие почему-то принимают в расчет только тот взнос (кстати, весьма небольшой для нашего государст­ва), который предстоит заплатить. При этом они не принимают во внимание те грандиозные преимущества, которые это членство открывает перед страной. В частности, заказы на оборудование для коллайдера, которые можно было получить от ЦЕРНа, с лихвой покрыли бы заплаченный взнос. Кроме того, членство в этой организации чрезвычайно повышает рейтинг предприятий, выполняющих заказ для этого самого высокотехнологического проекта мира.

Когда в ЦЕРНе мне любезно показывали ускоритель и его четыре детектора, я почти на каждом шагу натыкался на таблички «сделано в России». Наш северный сосед поставил около 23 про­центов всего оборудования на коллайдер. И это в то время, когда наши заводы, к примеру, такой современный, как Ново-Краматорский завод тяжелого обору­дования, были способны выполнить множество заказов для ЦЕРНа. Но на украинских заводах даже не подозревали о проходивших в Европе многомиллионных тендерах на их изготовление, которые выиграла Россия. Это цена безразличия властей к участию Украины в международных научных проектах!..

Вскоре в Европе не останется страны, которая не принимала бы участия в церновских разработках. И тогда нам уже нельзя будет объяс­нить никакими разум­ными причинами, почему Украина осталась вне европейского мегапроекта. Это вдвойне непонятно, потому что мы — мощная ядерная держава, которая прежде была среди мировых лидеров в исследовании микромира.

Одно обнадеживает — недавно зам. министра МОН Максим Стри­ха провел совещание с ведущими академиками НАНУ. Ре­зультатом явился документ, подтверждающий необходимость вхождения Украины в ЦЕРН. В этом же документе записано решение: назначить профессора
Г.Зиновьева, так много сделавшего для налаживания контактов с этой организацией, представителем Украины в ЦЕРНе. Неужели лед тронулся?

Вступление нашей страны в эту организацию откроет возможность работать в ЦЕРНе не единицам, пробивающимся сюда благодаря собственной инициативе и помощи ЕС, а хорошо организованному научному сообществу, специализирующемуся на этой проблеме. Для этого необходимо, чтобы, как и во всех других странах, на эти цели была выделена отдельная строка в бюджете. Она должна называться «сотрудничество с большими международными проектами, в частности с ЦЕРНом».

— Чтобы понять, насколько назрело такое решение, — рассказал профессор Г.Зи­новьев, — достаточно перечислить научные учреждения с устойчивым международным авторитетом, которые могут выполнять исследования на коллайдере. Среди них такие институты Национальной академии наук Украины, как Физи­ко-технический институт (Харьков), Институт ядерных исследований (Киев), Институт прикладной физики (Сумы), институты сцинтилляционных материалов и монокристаллов (Харьков)…

Кроме того, в программе готов принять участие Национальный технический университет (КПИ) с его мощнейшим гридом. Немалые вычислительные мощности есть у Национального университета имени Т.Шевченко, хорошие исследователи имеются в Национальном университете в Харькове. Украине, в отличие от других претендентов, толпящихся у входа в эту организацию, ничего не нужно специально придумывать и организовывать, чтобы показать свои возможности.

Говоря о нашем участии в коллаборации в Женеве, нельзя не вспомнить роль Института сцинтилляционных материалов. Он уже внес огромный вклад в реализацию ускорителя на встречных пучках, и у этого коллектива есть великолепные перспективы в будущем. Ускоритель будет развиваться, будут осуществляться дальнейшие проекты в ЦЕРНе, и у этого института безусловно появятся новые заказы. Зря мы себя часто недооцениваем — у нас есть все основания достойно вписаться в европейскую науку.

Причем следует знать: ЦЕРН — лишь первый этап нашего продвижения, как государства, в западную науку. Наши представители по собственной инициативе уже стали частью мирового научного сообщества. Когда же будут заключены соответствующие международные соглашения, наши институты станут полноправными участниками великого проекта.

За этим грядет второй этап — ИТЕР. В эту организацию уже выстроилась очередь стран, желающих стать участниками. Их не смущает большой вступительный взнос — миллиард евро. Уж слишком заманчивые перспективы открываются — стать обладателем заменителей нефтяных океанов.

Почему и здесь мы не среди лидеров? Ведь у нас великолепные наработки по этой тематике! Украина должна немедленно вступить в ЦЕРН и без передышки заняться поисками своего места в ИТЕРе.

Сегодня наше общество горячо обсуждает участие в футбольном первенстве Евро-2012. Оно ста­ло возможно благодаря тому, что в стране нашелся энергичный и неравнодушный человек Г.Суркис, который взвалил на себя эту работу. К счастью, в физике у нас оказался не менее энергичный и авторитетный посол украинской науки в мире — профессор Г.Зи­новьев. Он проложил дорогу в ЦЕРН, по которой сейчас может двинуться мощный отряд НАНУ. Остановка за малым — если бы Украина уделила физике столько внимания и выделила хоть малую толику тех денег, которые она готова дать на футбол, мы бы вскоре получили огромную отдачу.