Об истинных и ложных рейтингах, цитат-индексах и научном самолюбии

Статья академика К.Сытника «Надо создавать новую академию» (№28, 2006 год) вызвала большой, в основном позитивный резонанс среди читателей еженедельника. Однако отдел науки решил опубликовать лишь некоторые и весьма критические письма из обширной почты, поскольку только иной взгляд на проблему позволяет найти ключ к ее решению. Мнения читателей не только углубляют тему, но и дают представление о весьма типичных комплексах, одолевающих некоторых представителей спорящих сторон и мешающих им понять друг друга.

«Дорогой акад. Сытник, — пишет Александр ГОМЕЛЬСКИЙ. — В вашей статье сделано неверное утверждение: «Следует отметить, что сейчас в Украине нет ни одного журнала с ИФ выше 0,1». Так вот, согласно 2005 JCR Science Edition, сейчас в Украине издаются четыре журнала с импакт-фактором выше 0,1, а именно:

1) INTERNATIONAL APPLIED MECHANICS 1.740 (Институт механики НАНУ им. С.Тимошенко).

2) EXPERIMENTAL ONCOLOGY 0.752 (Институт экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии НАНУ им. Р.Кавецкого).

3) MATERIALS SCIENCE 0.165 (в украинском варианте «Фізико-хімічна механіка матеріалів», Фізико-механічний інститут НАНУ ім. Г.Карпенка, Львів).

4) POWDER METALLURGY AND METAL CERAMICS 0.147 (в украинском варианте «Порошковая металлургия», Институт проблем материалознания НАНУ им. Францевича).

Т.е. украинских журналов с ИФ выше 0,1 ничтожно мало (что в общем-то доказывает основную мысль вашей статьи), но все же фактическую информацию желательно не искажать».

А вот строки уже из другого письма: «Импакт-фактор харьковского журнала «Физика низких температур» (по информации Американского института физики) в 2005 г. достиг величины 0,769 и уступает, если не ошибаюсь, лишь одному-двум российским журналам — УФН и «Письма в ЖЭТФ», — пишет академик НАНУ Вадим ЛОКТЕВ. — Поэтому информация К.Сытника о том, что в НАНУ (и в Украине вообще) нет ни одного журнала с импакт-фактором больше 0,1, мягко говоря, неправда, которая, однако, очень нравится сотрудникам отдела науки «ЗН», смакующим любые подобные данные. Не знаю, как обстоят дела в ботанике, которая, быть может, и имелась в виду, но, безусловно, есть еще журналы с фактором, большим 0,1. Хотя действительно только в ОФА есть такой журнал, за который не стыдно. Однако дело в принципе и достоверности информации, которую получает читатель. Кроме того, надо знать, что импакт-факторы биожурналов (как, между прочим, и цитат-индексы биологов) в среднем в три-четыре раза выше, чем у физиков и математиков. Поэтому журнал с импакт-фактором 1 в физике столь же престижен, как такой же журнал в биологии с ИФ 3 — 4, а физик с цитат-индексом 1000 эквивалентен биологу с 3000–4000. С учетом этого рейтинги наших выдающихся биологов не будут столь сильно отличаться от тех же физиков и математиков. Недаром в России и США существует физическая топ-лига 1000, куда заносятся все, кто имеет ц-и >1000.

Но наш журнал, по-видимому, глубоко засекречен, поскольку даже академик К.Сытник, не говоря уже о научных журналистах, не подозревает о его существовании. Я готов сообщить ему об импакт-факторе ФНТ, если этого не сделает редакция, но у меня нет адреса его электронной почты, а его телефон молчит — лето.

Я бы также считал необходимым, если бы соответствующая поправка появилась в еженедельнике, поскольку не видно, чтобы «реформы», о которых так подробно и часто пишет «ЗН», смогли бы отразиться (в лучшую сторону, естественно) на импакт-факторах украинских журналов».

P. S. «ЗН» уже более десятилетия освещает состояние с цитат-индексами и импакт-факторами в НАНУ, а так же ту работу, которую проводит на этой ниве член-корреспондент Вячеслав Петров. Не без удовольствия отмечаем, что, несмотря на резкое противодействие поначалу этой инициативе еженедельника, ныне эти инструменты объективного измерения личного рейтинга ученого и научного журнала входят в жизнь украинской академии. Уточнение данных, представленных академиком К.Сытником, сразу несколькими читателями как раз и является подтверждением такого улучшения ситуации.

В этой связи несколько удивляет попытка академика В.Локтева ввести коэффициент «пересчета» рейтинга физиков и биологов, унижающая достижения последних. Тем более что сегодня именно биология является признанным лидером научного прогресса. В Украине работают два выдающихся нейрофизиолога с мировыми именами — академики Платон Костюк и Олег Крышталь. Их высокий рейтинг в мире подтверждает ц-и, который превышает 3000. Такой показатель вполне соответствует уровню цитирования работ ученых, получающих Нобелевскую премию. В Отделении физики и астрономии, пожалуй, лишь ц-и астрофизика членкор Юрия Изотова зашкаливает за тысячу. В академии есть и другие достойные физики, у которых ц-и приближается к тысяче. Это также достаточно весомо и заслуживает всяческого уважения. Хотя в мире есть физики, имеющие индекс, превосходящий 12 000…