О ЧЕМ ПОВЕДАЛ ДРЕВНИЙ КУРГАН

11 октября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 11 октября-18 октября

Нынешний полевой сезон принес украинским археологам уникальные находки и открытия. При раскопках Рожановского кургана на Черкасщине изумленным взорам исследователей открылось роскошное захоронение конца IV-начала III века до н.э. Скифский вельможа 30-40-летнего возраста был погребен с необычайной пышностью: множество золотых и серебряных вещей и украшений, греческие амфоры с вином, бронзовая посуда и другие предметы быта того времени. Сохранились даже остатки дерева и драпировочной ткани, которой была обтянута погребальная камера. Это первое неразграбленное захоронение, найденное украинскими археологами за 150 лет. Его ценность, по мнению ученых, определяется не столько богатством вещей, сколько тем, что впервые получена возможность полностью восстановить этнографически обряд погребения. Т. е. в историко-этнографическом плане эта находка бесценна.

Археологической сенсацией стало Бельское городище на Полтавщине, упоминаемое еще Геродотом. Оно занимает площадь 4 тыс. га. Протяженность гигантских валов достигает

36 км. Сейчас специалисты занимаются изучением этого архитектурного комплекса, которому, считается, нет равных во всей Европе.

К сожалению, сегодня из-за нехватки средств Институт археологии вынужден заниматься в основном спасательными археологическими работами. Поэтому уникальные находки воспринимаются воистину как подарок судьбы.