Не дань моде, а идеология развития

3 июня, 2005, 00:00 Распечатать

Мир вошел в новую стадию развития, которая определяется как информационная эпоха. Проблемы постро...

Мир вошел в новую стадию развития, которая определяется как информационная эпоха. Проблемы построения информационного общества диктуют основные приоритеты в государственной и научно-технической политике передовых стран мирового сообщества. По данным статистики, глобальные затраты на информатизацию до 2007 г. должны достичь 1,1 трлн. долл., ежегодно увеличиваясь на 5,4%.

Украина сейчас настроена на коренные преобразования, укрепление государственности, вхождение в европейское и мировое сообщество, осуществление радикальных во всех сферах общественной жизни. Сделать это без информатизации практически нереально.

К счастью, у нашей страны есть все основания для успешного развития в этом направлении. Информатика как наука имеет у нас общепризнанные теоретические и практические достижения. Вместе с тем существует ряд важных практических проблем, которые без участия государства решить невозможно.

В Украине создается современная телекоммуникационная инфраструктура — многофункциональные цифровые сети телерадиовещания, телекоммуникационные системы государственного и ведомственного значения, корпоративные сети — и осуществляется их интеграция.

Наша страна — активный участник внедрения глобальных спутниковых телекоммуникационных систем. Строятся региональные волоконно-оптические каналы широкого назначения. Мы принимаем участие в реализации ряда международных проектов строительства магистральных волоконно-оптических международных линий связи, что создает благоприятные условия для вхождения в мировое информационное пространство.

С начала года операторы всех форм собственности на развитие средств связи направили около 1,5 млрд. гривен, что на 18 процентов превышает объемы аналогичного периода прошлого года. Объем прямых иностранных инвестиций в отрасль связи и сферы информатизации составляет 140,9 млн. долларов, или два процента от общего объема иностранных инвестиций, привлеченных в отечественную экономику.

Введены в эксплуатацию ряд важных баз данных, осуществляется информатизация государственных структур, совершенствуется использование информационных технологий, создание порталов. С большими трудностями и значительным отставанием от стран Европы создается компьютерная сеть для образования и науки.

Положительные сдвиги заметны в региональной информатизации. На эти цели из местных бюджетов ежегодно выделяется свыше 25 млн. грн. Несмотря на огромные трудности внедрения современных офисных систем и технологий, здесь начинают проводиться работы, направленные на реализацию системных технологий для решения задач комплексного развития регионов.

Особое значение приобретает информатизация в развитии самой науки, в частности отраслей, касающихся жизнедеятельности и здоровья человека. Речь идет о таких сферах науки, как молекулярная биология, медицина. Кстати, украинские медики давно оценили компьютерные технологии и освоили их практическое применение.

В Национальной академии наук в последние годы выполнен комплекс работ, который может в значительной мере стать прорывом в развитии процессов информатизации в стране. Среди них, в частности, системные технологии, модели и инструментальные средства для решения широкого круга информационно-аналитических и макроэкономических задач. Созданы информационные технологии распределенной обработки информации, использование которых открывает широкие возможности в информатизации государственных, административных и производственно-технологических структур. Сформулирована идеология развития сбалансированных высокодинамических информационных пространств на национальном и мировом уровнях, принципы формирования, функционирования и взаимодействия с приоритетными проблемно-ориентированными пространствами, такими как: финансово-экономическое информационное пространство, научно-образовательное, правоохранительное и прочие.

Получены результаты для развития и практического применения криптографических и программно-технических средств и систем защиты информации и информационной безопасности.

Стратегическое инновационное значение информационных технологий для повышения конкурентоспособности государств в рыночной борьбе не только привело к появлению в мире большого спроса на такие технологии, но и превратило эту отрасль в весьма прибыльную сферу деятельности. Прежде всего это касается программного обеспечения, мировой рынок которого развивается высокими темпами и составляет около 200 млрд. долл. в год. В этой ситуации широкое распространение получило программирование на экспорт (оффшорное программирование). Сегодня более 40% новых разработок программного обеспечения в мире осуществляется оффшорным методом. Только США, например, в 2005 г. предусматривают израсходовать на размещение заказов за границей 17 млрд. долл. Государства, сориентировавшие собственную индустрию программного обеспечения на экспорт, достигли серьезных успехов.

Создана также законодательная база для проведения таких работ. Следовательно, есть почти все необходимые предпосылки для того, чтобы Украина заняла достойное место на мировом рынке информационных технологий.

Казалось бы, все складывается как нельзя лучше для спокойной слаженной работы. К сожалению, пока что это не так. По различным причинам основные направления информатизации и приоритетные проекты, связанные с основной концептуальной идеей информатизации, так и не получили надлежащего развития. Назовем некоторые из них.

Были допущены нарушения действующих базовых законов и нормативно-правовых актов в части информатизации и развития информационного общества, что существенным образом снизило темпы информатизации, замедлив внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в экономику и бизнес. С огромными трудностями развивается информатизация в науке. По оснащению современными вычислительными машинами наука Украины значительно отстает от стран Европы.

Несбалансированно развивалась компьютерно-телекоммуникационная среда — основа информационного общества. Монополизация каналов связи и передачи данных, большое количество провайдеров (различной квалификации) стимулировали развитие ограниченных корпоративных сетей. Как следствие — разрыв в уровнях информатизации регионов, невозможность системно решать задачи государственного управления, образования и науки и т. п.

Очевидные пробелы связаны с развитием рынка информационно-коммуникационных технологий. Несбалансированность рынка по экспорту и возможностям национального производства, промедление с решением вопросов, связанных с товарооборотом программных продуктов, существенным образом усложнили реализацию проектов информатизации.

Отсутствует надлежащая сбалансированность в развитии фундаментальных исследований и прикладных разработок, что в конце концов сказалось на создании экономических отечественных информационных технологий. НАН Украины не была государственным заказчиком выполнения национальной и ведомственной программ информатизации.

Еще один недостаток — отсутствие структурированной системы обучения и переподготовки широких слоев населения по информационно-коммуникационным технологиям, увязанным с развитием основных направлений информатизации в стране. Национальная академия наук имеет значительный опыт в осуществлении такой деятельности на базе своих учреждений и учреждений двойного подчинения (с МОН Украины).

Отход от выработанных принципов государственного регулирования процессов информатизации, недостатки в координации формирования и корректировки Национальной программы информатизации не способствовали консолидации усилий в обществе и рациональному использованию ресурсов. Из-за серьезных недостатков в системе финансирования проектов информатизации отдельные отрасли, требующие особого внимания и изучения, оказались за пределами Национальной программы информатизации. Как следствие — низкая эффективность использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Особенно важная проблема — создание современного информационного обеспечения деятельности научных учреждений и университетов Украины, о чем достаточно пространно шла речь в статье А.Демченко «Украинская наука: черная дыра в потоках информации» («ЗН», №17, 2005 г.).

Создание общегосударственной информационно-телекоммуникационной системы образования и науки Украины (например, на базе сети URAN) с мощными информационными ресурсами по разделам знаний в рамках Государственной программы «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке на 2006—2010 годы», формируемой сейчас в соответствии с решением правительства, вне сомнения, является приоритетным для страны. Так же на государственном уровне необходимо решать вопросы интеграции национальной научно-образовательной сети в европейские — наподобие GEANT, CEENET.

Следует отметить, что экспортная ориентация индустрии программного обеспечения, наряду с увеличением валютных поступлений в государство, существенным образом влияет на создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, что сдержит массовый отток специалистов за границу; доступ к современным средствам и технологиям в информационной и телекоммуникационной сферах, что будет содействовать повышению конкурентоспособности государства на мировом рынке; повышение уровня диверсификации экспорта в государстве; увеличение иностранных инвестиций на построение отечественной компьютерной и телекоммуникационной инфраструктур.

У нас есть все необходимое для развития экспортно-ориентированной индустрии программного обеспечения: высокий кадровый научно-технический потенциал в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, высокие темпы экономического развития страны в целом, удобное географическое расположение.

По различным оценкам, в сфере программного обеспечения Украины работает от 15 до 25 тыс. специалистов (в России — до 100 тыс., в Индии — свыше 800 тыс.). По количеству сертифицированных специалистов Украина занимает четвертое место в мире (после США, Индии и России). Значительная часть украинских специалистов работает за границей.

Оценивая в целом состояние дел в индустрии программного обеспечения Украины, стоит отметить, что рынок программного обеспечения формируется и имеет в последнее время положительную динамику как количественного, так и качественного роста. Но этого мало, чтобы стать конкурентоспособным экспортером программного обеспечения. Несмотря на высокий уровень специалистов в сфере программирования, они, как правило, еще плохо ориентируются в условиях рынка. Чтобы освоить производственный процесс, выпускнику нужно полтора-два года дополнительной подготовки по месту работы. Необходимо на государственном уровне разработать механизмы обеспечения подготовки специалистов в системе «образование—производство». Нужны также целевые мероприятия по упрощению и стимулированию создания новых предприятий, в первую очередь малых и средних, по разработке программного обеспечения: упрощение таможенных правил, улучшение налоговых условий, кредитной поддержки и тому подобное.

Экспортная ориентация индустрии программного обеспечения требует благоприятных условий для поступления инвестиций из-за границы в виде заказов на разработку программной продукции. На сегодня в государстве, к сожалению, инвестиционные риски еще высоки. Это непрогнозированность и непрозрачность реформ, несовершенство законодательства (в частности по защите и страхованию инвестиций). К специфическим для сферы программного обеспечения рискам относятся: высокий уровень использования нелицензионного программного обеспечения (около 90%), высокий уровень нелегального бизнеса, высокие административные барьеры в осуществлении экспортных операций и т.п.

Решение названных проблемных вопросов требует четкой государственной политики, а также соответствующей программы развития этой отрасли. Для обеспечения ускорения подготовки такой программы, на наш взгляд, стоит создать целевую межведомственную рабочую группу, в которой научные работники и специалисты учреждений НАН Украины готовы активно работать.

Предыдущие расчеты свидетельствуют, что при сохранении темпов роста объемов экспорта программного обеспечения и при существенном (вдвое) уменьшении объемов теневого экспорта за пять-шесть лет можно достичь годового объема экспорта в миллиард долларов и увеличения количества специалистов этого сектора до 100 тысяч.

Для ускорения темпов информатизации в Украине крайне важно решить ряд первоочередных приоритетных проблем.

1. Выработать комплексный план совместных действий правительства, регионов, министерств, ведомств, фондов, общественных и других организаций по устранению главных недостатков и пробелов в развитии процессов информатизации в Украине.

2. Уточнить приоритетные направления информатизации с учетом фундаментальных положений базовых законов «О концепции Национальной программы информатизации» и «О Национальной программе информатизации».

3. Создать гармонизированную нормативно-правовую базу и систему национальных стандартов, обуславливающую реализацию основной концептуальной идеи информатизации в Украине и экономное использование финансовых и человеческих ресурсов.

4. Ускорить работы, связанные с обеспечением применения суперкомпьютерных систем для решения важнейших (трансвычислительной сложности) задач экономики, науки, безопасности, экологии и обороны Украины.

5. Создать национальную компьютерно-телекоммуникационную платформу информатизации, что даст возможность осуществлять высокодинамичный поиск информации в глобальных и распределенных структурах, информационно-аналитический анализ, прогноз и другие важные функции информационного общества.

Крайне важно, чтобы особое направление научно-технического прогресса, каковым является информатизация, становление и развитие информационного общества, было признано важнейшим стратегическим приоритетом государственной политики. В соответствии с программой правительства «Навстречу людям», НАН Украины предлагает в первую очередь реализовать ряд информационных проектов общегосударственного значения, создав:

— государственную информационную систему проведения электронных государственных закупок;

— информационно-аналитическую систему государственного реестра избирателей;

— государственный реестр инвалидов;

— единую систему коммунальных расчетов населения за коммунальные услуги;

— украинскую транспортную клиринговую палату, внедрить единую информационную технологию взаиморасчетов по перевозкам;

— единую распределенную информационную технологию поддержки деятельности судебных учреждений Украины;

— систему коллективного использования высокопроизводительных интеллектуальных ЭВМ с кластерной архитектурой, разработанных в Институте кибернетики им. В.Глушкова НАНУ для решения сверхсложных задач в сфере науки, экономики, защиты окружающей среды, космоса, безопасности и прочее.

В первые годы нашей независимости проблемами государственной поддержки информатизации занималось Национальное агентство по информатизации при Президенте Украины. Со временем, после ряда реформирований, эти функции были переданы Министерству транспорта и связи. Это не улучшило положение дел. Целесообразнее было бы создать отдельную самостоятельную государственную структуру, для которой информатизация стала бы главным и единственным делом, которая могла бы систематически отслеживать работы по этой отрасли во всех сферах деятельности и регулировать эффективность использования средств, предусмотренных в бюджете на эти цели.

Работа такой структуры должна была бы контролироваться непосредственно Президентом или премьер-министром. Учитывая необходимость научного сопровождения всех аспектов информатизации, роль базовой научной организации здесь мог бы выполнять Кибернетический центр Национальной академии наук Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно