НАУКА — НОВЫЙ СМЫСЛ СУЩЕСТВОВАНИЯ НАСА

Похоже, единственное, о чем можно сейчас говорить с руководителем НАСА Даниэлем Голдином, - это наука. За последнее время он выделил вопросы, которые считает важнейшими, и довел их до сведения всей страны. Будущее НАСА, говорит он, должно быть связано скорее с поиском ответов на эти вопросы, чем с углублением в проблемы технического обеспечения. «Основной ведущей силой НАСА должна быть наука», - объясняет он.

Эту идею нельзя назвать новой. В 1990, например, Совет директоров, возглавляемый председателем Locheed-Martin Нормом Августином, рекомендовал именно такой подход. Однако вряд ли эта рекомендация руководителей организации, вскормленной на традиции считать науку скорее побочным продуктом инженерного искусства, чем его конечной целью, дошла хотя бы до среднего звена. «После проекта «Аполлон», - говорит Голдин, - мы создаем инженерные конструкции именно с учетом этого требования. До этого мы ставили телегу перед лошадью». Теперь же, утверждает он, ученая лошадь НАСА задаст темп, и техническому обеспечению придется не отставать от нее.

Как конкретно это должно происходить, пока еще не ясно, но Брюс Альбертс, президент Национальной академии наук, положительно оценивает направление, избранное Голдином. «Его слова вызвали большой всплеск энтузиазма», - говорит Альбертс, который проводил в апреле этого года встречу крупнейших ученых по просьбе Голдина, чтобы руководитель НАСА не остался без обратной связи. Альбертс говорит, что орган управления академией, национальный исследовательский совет (НИС), смог бы помочь в проведении фундаментальных исследований в различных областях науки, от астрономии до биологии, которые сейчас идут вне космических исследований.

Голдин надеется, что ученые будут помогать ему решать вопросы, «которые в состоянии понять любой человек, закончивший восемь классов средней школы». Такой кооперативный подход противоречит заявлениям Голдина, которые он делал в течение первых месяцев пребывания на своем посту и в которых он журил ученых за то, что те живут в башне из слоновой кости и разрабатывают вопросы, волнующие лишь ученую элиту. После этого Голдин ввел в совет несколько «посторонних» академиков, включая маститого ученого Франса Кордова, астронома из Пенсильванского государственного университета. Его план создать сеть независимых институтов также нацелен на повышение качества исследовательских работ НАСА усилением взаимодействия между основополагающими научными общинами. При этом Голдин, инженер-механик по образованию, с гордостью указывает на бестселлер Альбертса «Биология клетки», которая в знак солидарности с его коллегами-учеными занимает почетное место на столе руководителя НАСА.

Однако Голдину требуется нечто большее, чем учебники для колледжа, для того чтобы он смог преодолеть скептицизм по поводу своей способности создать научную структуру в своем агентстве.

«Я в замешательстве, - говорит Луис Фридман,исполнительный директор Планетарного общества, основанного в Калифорнии, который отвечает за осуществление программы планетарных исследований НАСА. - В своем сердце Голдин, я знаю, скорее ученый, чем космоплаватель, но администрация в целом действительно будет стремиться наложить лапу на средства, выделенные под космическую науку».

Другая инициатива Голдина, которая взволновала ученых, работающих в НАСА, - это его предложение сократить вдвое количество сотрудников штаб-квартиры в следующем году. Они опасаются, что подобная инициатива нанесет урон централизованному беспристрастному анализу, необходимому для того, чтобы поднять качество науки в НАСА. «Это очень сложная проблема, - говорит Альбертс. - Нет никакого смысла заниматься наукой, если нельзя делать это хорошо». Голдин утверждает, что «абсолютно и безоговорочно предан НАСА, которое имеет одну из наилучших систем обзоров в стране», однако он говорит, что сможет справляться с этой задачей с меньшим количеством людей. Он также обещает отпускать средства агентства не только маститым ученым и признанным университетам, потому что они и так получают непропорционально большую часть научного бюджета НАСА.

Альбертс и другие согласны с тем, что Голдин не просто распевает гимны в честь науки для того, чтобы завоевать симпатии в Конгрессе, учитывая его теперешний интерес к науке. «Он действительно обладает такой точкой зрения, - говорит Клод Канизарес, астрофизик, который возглавляет Совет директоров НИС по космическим исследованиям. - Он ищет вдохновляющее будущее для НАСА. Вопрос заключается в том, купятся ли на это само агентство и Конгресс».

По материалам журнала «Science»