НА СВЯЗЬ ВЫХОДИТ УРАН ЭТО НЕ ПРОСТО ВЫДАЮЩЕЕСЯ ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНЫ, ЭТО - НОВЫЙ ПРОРЫВ В НАУЧНОЙ МЫСЛИ

Это уникальное сооружение по праву можно назвать стройкой века. И не только по срокам строительства (20 лет) и его географии (практически вся Украина)...

Подобного объекта не знала мировая практика. Он - детище нашей науки. Имя его неземное: УРАН (Украинский радиоинтерферометр Академии наук).

Как и всякая другая, эта стройка велась по «кирпичику». Таким кирпичом здесь стал диполь.

Взгляните на фото вверху. Огромное поле пересекает длинный прямой ряд ажурных цилиндров из оцинкованной стальной проволоки с конусами на обоих концах, верхний из которых нацелен строго в зенит. Это антенна для дальней радиосвязи, ученые Радиоастрономического института НАН Украины используют ее для зондирования космоса. Веретенообразная серебристая металлическая конструкция, установленная на мачте, и есть диполь, или вибратор. Из таких элементов харьковские радиоастрономы и стали собирать антенные системы различных конфигураций, а стало быть, и разного назначения.

Главным опытным участком, гигантской лабораторией под открытым небом, полем для испытаний новых научно-технических идей стал Граковский полигон, что вблизи села Волохов Яр (Чугуевский район Харьковщины). Сюда были доставлены сразу 2040 диполей, каждый длиной в восемь и в обхвате - около двух метров. Их попарно нанизали на горизонтальные перекладины и подняли на металлических опорах на высоту 3,5 метра. Из вибраторов образовались два перпендикулярно расположенных поля (так называемые антенные решетки), которые с высоты птичьего полета выглядели как огромная буква Т. Одну из многоэлементных решеток протянули вдоль меридиана, другую - вдоль параллели. Оси всех вибраторов, выстроенных в каждом поле в шесть рядов, сориентировали строго вдоль линии запад - восток.

Общая площадь этого величайшего в мире декаметрового «радиоприемника», известного теперь повсюду под названием УТР-2 (Украинский Т-образный радиотелескоп, вторая модель), получилась внушительной - около 16 гектаров. Так что когда сюда приехали коллеги из далекой Австралии, то в изумлении нарекли все это «королевством декаметровых волн» (харьковские радиоастрономы специализируются в исследовании космических излучений именно в этом, наименее изученном, диапазоне). Но тот комплимент был скорее авансом. Хотя и первые результаты эксплуатации экспериментального суперинструмента не заставили себя долго ждать.

Именно здесь, в Граково, была получена эксклюзивная весть от квазаров. Эти космические генераторы колоссальных энергий считаются, пожалуй, одними из самых загадочных объектов Вселенной, привлекающих к себе особое внимание радиоастрономов. По астрофизическим расчетам, своеобразный срок службы этих мощных природных «радиостанций» может длиться до миллиарда лет. Прекращение поступлений от них сигналов дало бы возможность земному наблюдателю как бы мысленно «прокатиться» против течения мирового времени, в эпоху, предшествовавшую появлению в космосе этих квазизвездных образований. Однако все попытки уловить такой момент до самого последнего времени ни к чему не приводили. Ни на сантиметровых, ни на метровых, ни на дециметровых радиоволнах.

Реализовать поистине фантастический проект проникновения в предысторию квазаров удалось лишь с помощью УТР-2, настроенного на прием космических сигналов в самом длинноволновом и самом низкочастотном из доступных наземной радиоастрономии диапазонов - декаметровом. И можно лишь позавидовать белой завистью одному из «подданных» этого «королевства» - научному сотруднику РИАНа, кандидату физико-математических наук К.Соколову: он первым зафиксировал факт прекращения передачи сигналов от квазаров и в результате смог совершить невероятное путешествие в те далекие времена, когда этих мощнейших космических источников еще, как говорится, и на свете не было.

Впечатляет и другое: квазары Соколова прожили долгую (длиной в один миллиард лет)» жизнь. Но их последний радиолуч, за несколько миллиардов лет донесшийся до Земли, пройдя ее, еще многие миллиарды лет будет нестись в бескрайние просторы Вселенной. И, возможно, продолжать будоражить умы других (уже инопланетных) радиоастрономов. Не исключено, что из совсем других галактик.

С помощью того же супертелескопа впервые удалось обнаружить необычный, потрясающий своими размерами ореол у легендарной Туманности Андромеды - радиокорону, с лучами длиною более полутора миллионов световых лет. Используя УТР-2, харьковские ученые исследовали уже около 20 подобных газовых туманностей на северном небе нашей галактики. Повышенный интерес к этим таинственным космическим объектам, представляющим собою весьма протяженные спиралеобразные области ионизированного водорода, объясняется тем, что они считаются одним из возможных мест во Вселенной, где могут рождаться новые звезды.

Вся астрономическая информация накапливается, как известно, в специальных каталогах звезд, галактик, квазаров, остатков сверхновых звезд и других космических объектов. Одной из основных научных программ, для реализации которой строился телескоп УТР-2, было составление систематического каталога дискретных источников Северного неба на пяти частотах ДКМ-диапазона. Такого свода данных в мире еще не было. Этот каталог, получивший название Граковского, начал составляться с 1972 года. К настоящему времени все тел же «счастливчик» К.Соколов и его коллега С.Захарченко занесли в него координаты уже более чем 4000 источников космического излучения, причем около десяти процентов из них наблюдались харьковскими исследователями впервые. Граковский каталог (GR) стал существенным дополнением к знаменитой серии кембриджских каталогов (С).

Итак, с тех пор, как на вооружении украинских исследователей космоса появился харьковский декаметровый телескоп-гигант, на небесных картах заполнено немало «белых пятен». Сенсационные результаты, полученные с помощью непревзойденного радиоинструмента с его почти двухкилометровой антенной системой, убедительно доказали, что эпоха великих астрономических открытий еще не завершилась. Скорее наоборот, их, открытий, будет еще больше. Особенно, если устранить один весьма существенный изъян всех применяемых до сих пор средств для наблюдения космоса.

Любой телескоп, даже самый мощный, все же подобен известному по мифам циклопу. Одним глазом, как известно, дальние объекты четко не разглядишь, а расстояние до них если и определишь, то только приблизительно. Да и радисты знают, что для установления местонахождения источника радиосигналов нужно работать в паре, во взаимодействии с коллегой. Причем, чем дальше будут разведены дублеры-пеленгаторы, тем точнее окажутся полученные координаты.

Этот эффект, известный в радиофизике под названием интерферометрии, и был использован для увеличения «дальнозоркости» граковского супертелескопа. К базовой антенне УТР-2 решено было подключить четыре вспомогательных радиотелескопа, расположенных в разных уголках Украины - в Харьковской, Полтавской, Волынской и Одесской областях. Причем, в периферийных радиотелескопах вместо линейно поляризованной антенны использовали антенны скрещенной поляризации. Поэтому турникетные вибраторы получились там как бы не двух-, а четырехлепестковыми.

Так была создана крупнейшая в мире декаметровая система УРАН. Сегодня она выведена на полную проектную мощность и обеспечила резкое увеличение разрешающей способности радиоастрономического инструментария, общую «остроту зрения» украинской дека-метровой радиоастрономии, остается лишь назвать «отцов» УРАНа. Это прежде всего авторы идеи Т-образного телескопа: пионер отечественной ДКМ-астронэмии академик НАН Украины С.Бра-уде, член корреспондент НАН Украины А.Мень, доктор физико-математических наук Л.Содин, кандидаты наук Ю.Брук, Н.Шарыкин и Г.Инютин. На втором этапе стройки века - при создании собственно интерферометрической системы в мозговой штаб строительства влились академик НАН Украины Л.Литвиненко, кандидат наук С.Рожковский и научный сотрудник В.Шепелев. Все они - ученые Радиоастрономического института НАН Украины. Соавторами на местах были коллеги из других академических учреждений: кандидат технических наук В. Кошевой и научный сотрудник В.Романичев - из Физико-механического института им. Г.Карпенко (Львов), кандидат технических наук В.Булацен и научный сотрудник А.Браженко - из Полтавской гравиметрической обсерватории Института геофизики им. С.Субботина.

Пуск УРАНа, состоявшийся в пиковый период социально-экономического кризиса в Украине, - событие экстраординарное, чрезвычайное, деяние на грани подвига. Создание системы УРАН - это выдающееся достижение Национальной Академии наук Украины, ярко продемонстрировавшее ее жизнестойкость и огромный научно-технический потенциал. Это новый прорыв научной мысли. Ибо огромная рукотворная «радиострана УРАНИЯ» - уже не крохотное «королевство дека-метровых волн». Образно говоря, из Харькова - колыбели украинской радиоастрономии - теперь распахнута не форточка, а широкое окно в Большой Космос.