НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

Поделиться
А когда наступает этот рубеж? Многие не сомневаются в том, что III тысячелетие наступит 1 января 2000 года...

А когда наступает этот рубеж?

Многие не сомневаются в том, что III тысячелетие наступит 1 января 2000 года. На знаменитой Эйфелевой башне в Париже каждый вечер высвечивается количество дней, оставшихся до 2000 года, а Главные часы старинной Гринвичской обсерватории в Англии отсчитывают секунды до этого рубежа; планируется, что по всем каналам телевидения будут всему миру показаны последние секунды уходящего столетия и тысячелетия. Напомним, что именно по Гринвичу идет отсчет так называемого всемирного времени.

Однако, не все так единодушны в ответе на этот, на первый взгляд, простой вопрос.

Начнем хотя бы с Большой Советской Энциклопедии. В четвертом томе третьего издания БСЭ можно прочесть в статье «Век»: «...ХХ век - интервал времени между 1 января 1901 и 31 декабря 2000 гг.»

А в книге С.Куликова «Нить времен. Малая энциклопедия календаря с пометками на полях газет» (издательство «Наука», 1991 г.) в разделе «Ошибки, ошибки...»: пишется:

«...2000 год - это первый год нового тысячелетия. Но это неверно! 2000 год - это ПОСЛЕДНИЙ год века и тысячелетия. Порог 2000 года - это ночь с 31 декабря 1999 года на 1 января 2000 года. Новый же век (новое столетие) не может наступить, когда прошло только 99 лет века предыдущего. Ведь началом нашей эры считается год с номером ОДИН, а начальные годы столетий - это годы 101, 201,1001,1201,1901, 2001 и т.д.

Годы же с двумя нулями (вековые годы) - это последние годы веков. Вековые годы - это годы юбилейные, а юбилеи отмечаются, когда юбилейный период завершается, т.е. пройдет «круглое» число лет. Только после этого начинается отсчет новых циклов - десятилетий, столетий, тысячелетий».

В Организации Объединенных Наций в связи с предполагаемой реформой календаря Совет по экономическим и социальным вопросам рекомендовал всем нациям - членам ООН принять новый мировой стандартный календарь, начиная с 2001 года, считая, что эта дата соответствует началу XXI столетия и третьего тысячелетия. Так все же, где находится рубеж столетий?

Ошибки, ставшие традицией?

Интересно, а как рассматривалась эта проблема в прошлом. Например, Петр I издал указ от 15 декабря 1699 г. о введении в России нового начала года и новой эры христианского летоисчисления. В соответствии с указом предписывалось вслед за 31 декабря 7208 «от сотворения мира» считать 1 января 1700 г. от Рождества Христова. Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века, указ предписывал отмечать это событие особенно торжественно - под звон колоколов, пушечную пальбу, звуки труб и литавр, при огнях красочных фейерверков, с украшением домов елками и сосновыми ветками.

Можно встретить такие же «ошибки» в литературных произведениях классиков. К примеру, К.Паустовский во вступительной статье к сказкам Андерсена писал: «Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия». Так что это ошибки, ставшие традицией? Так ли?

Путаница календарей

Попробуем разобраться. При существующем философском понятии времени как объективной формы существования материи, заключающейся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений, измерение длительных интервалов времени столь же разнообразно, сколь и путано. Возможно, это связано с тем, что естественные периодические процессы (вращение Земли вокруг своей оси, обращение Луны вокруг Земли и обращение Земли вокруг Солнца), избранные землянами для измерения суток, месяца и года не соизмеримы друг с другом, т.е. их продолжительности не укладываются друг в друга целое число раз. Например, продолжительность года равна 365,25 ...суткам (365 суток 5 часов 48 минут 46,1..... секунды).

Год и сутки заданы нам природой; ни удлинить, ни укоротить их по своему произволу нельзя. Поэтому главной задачей древних астрономов при создании календаря было согласовать длительность года и суток. Но при этом они не хотели отказаться и от лунного месяца, поскольку начала новых месяцев точно фиксировались из астрономических наблюдений. Все это явилось причиной существования большого разнообразия календарей, различия в летоисчислениях и большой путаницы в хронологии. К примеру, календарь средневековой Европы достался ей в наследство от Рима, где во времена Республики он отличался редкостной неразберихой. Все месяцы в этом календаре, за исключением последнего фебруариуса, посвященного богу подземного царства, содержали счастливое, нечетное число дней - либо 29, либо 31. В фебруариусе было 28 дней. Всего в году тем самым, насчитывалось 355 дней, на десять с лишним дней меньше, чем следовало бы. Такой календарь нуждался в постоянных исправлениях, что было вменено в обязанность коллегии понтификов (верховной касты жрецов, которые специально занимались надзором за выполнением обрядов, следили за календарем и вели летопись важнейших событий). По решению понтификов раз в два года в середину фебруариуса должен был вклиниваться 13-й, дополнительный месяц, продолжительностью попеременно то в 22, то в 23 дня. Делалось это для того чтобы согласовать солнечный и римский годы. Все неувязки, которые все же накапливались в римском календаре, понтифики устраняли своей властью, но, к сожалению, очень часто ею злоупотребляли. С календарными датами были связаны уплата налогов и процентов по взятым взаймы ссудам, вступление в должность консулов, трибунов и других выборных лиц и т.д. Понтифики могли ускорить или отсрочить такие события, а от них часто зависели судьбы могущественных людей Рима. Решения понтификов доводили до всеобщего сведения глашатаи, которые во всеуслышание объявляли о начале новых месяцев и новых лет. (Кстати, слово «календарь» произошло от латинских слов «caleo» - провозглашать и «calendarium» - долговая книга.)

По поводу римского календаря саркастически высказался Вольтер: «Побеждали-то римские полководцы всегда, но редко знали, в какой именно день это происходило».

Конец произволу понтификов положил Юлий Цезарь. По совету александрийского астронома Созигена он произвел реформу календаря. Новый календарь получил название юлианского и известен теперь под названием старого стиля. Этот календарь был введен 1 января 45 г. н.э. (именно тогда начало нового года было перенесено с марта месяца). В основу юлианского календаря была положена продолжительность тропического года, равная 365,25 суткам. Но год должен иметь целое число суток, поэтому после трех обычных лет продолжительностью в 365 суток вводился четвертый продолжительностью в 366 суток, который назвали високосным. В юлианском была упорядочена и продолжительность месяцев.

Однако путаница в установлении високостов продолжалась еще более - 50 лет, и только с

8 г. до н.э. юлианский календарь начал функционировать и нормально просуществовал до середины XVI столетия, когда по инициативе церкви была проведена реформа календаря.

1 марта 1582 г. папа римский Григорий XIII (1502-1585) издал декрет о реформе юлианского календаря, поскольку по этому календарю дата весеннего равноденствия отстала на 10 суток от действительной даты равноденствия. Было предложено счет дней передвинуть на 10 суток вперед и день 4 октября считать 15 октября. Во избежание накопления новых ошибок было предусмотрено через каждые 400 лет исключать на счете три дня. При этом ошибка в новом календаре составит одни сутки за 3280 лет, а не за 128 лет, как это имело место в юлианском календаре. Проект нового календаря был разработан итальянским ученым, профессором математики и медицины Луиджи Лилио (1520-1576). Календарь получил название нового стиля, хотя в честь папы Григория XIII его часто называют григорианским. Несмотря на все недостатки, этот календарь имеет то преимущество, что носит международный характер. Однако, как мы отметили в самом начале, Организация Объединенных Наций обсуждает вопрос о новой реформе календаря.

Все перечисленное выше показывает, что существовавшие и существующие способы летоисчисления не безгрешны и зависят от принятого кем-то решения (но обязательного для всех).

О начале отсчета времени

Особое место в летоисчислениях отводится начальному моменту, который обычно отмечается тем или иным событием и называется эрой. Здесь трудно даже перечислить эры, которыми пользовались разные народы за всю историю человечества.

Новая эра, или наша эра, ведет счет годов от принятой большинством стран мира даты рождения Иисуса Христа. Идея отсчета от этой даты возникла в середине VI в. н.э. у настоятеля римского монастыря Дионисия Малого. Интересно отметить, что Дионисий Малый был скифом, родом из Северного Причерноморья.

Дионисий Малый провел вычисления (нам теперь не известно какие) и выдвинул утверждение, что год начала новых пасхалий является 532 годом «от рождества Христова». Нововведение Дионисия Малого начало распространяться лишь через 200-300 лет после его смерти и вошло в обиход канцелярии папы римского с ХV в., а внедрение его католической церковью во всем мире относится к ХVII веку. Таким образом начало нашей эры - первый день первого года нашей эры - никем никогда не было специально зафиксировано. Новая эра часто обозначается буквами «н.э», все даты, относящиеся к событиям, имеющим место до этого летоисчисления, имеют приписку «до н.э.»

Исторический

и астрономический счет времени

В XVIII веке эра, введенная Дионисием, была расширена и для счета лет до рождества Христова. При этом было принято, что 1-й год до н.э., непосредственно примыкает к 1-му году н.э. Следовательно границей между 1-м годом до н.э. и 1-м годом н.э. является мгновение, разделяющее 31 декабря 1-го года до н. э. и 1 января 1-го года н.э. Високосными являются те годы до н.э., число которых при делении на 4 дает в остатке 1: это 9-й, 13-й и т.д. Этот счет лет называется историческим или хронологическим. Отсутствие «нулевого года» часто приводило к ошибками при расчетах интервала времени между двумя событиями, одно из которых произошло до, а другое после начала счета лет до н.э. В 1740 г. французский астроном Жак Кассини (1677-1756) предложил год, предшествующий первому году нашей эры, условно назвать нулевым, предшествующий нулевому году - минус первым и т.д. Таким образом все остальные годы до нашей эры, конечно, кроме нулевого, начали обозначать отрицательным числом. Такой счет лет в отличие от исторического получил название астрономического счета. По-видимому, из-за этих различий и возникают вопросы и сомнения.

Юлианский период внес упорядочение

в хронологию

Как в астрономических, так и в хронологических расчетах часто используют непрерывный счет дней, начиная от 1 января 4713 г. до н.э. Этот т. н. юлианский период ввел в 1583 г. французский ученый Жозеф Скалигер (1540-1609). За начало юлианской даты принимается средний полдень на нулевом (гринвичском) меридиане. Юлианские дни сокращенно обозначаются JD или Ю.Д. и указываются сегодня во всех астрономических календарях.

Юлианский период Скалигера обладает важным свойством: счет дней в нем происходит непрерывно и последовательно в течение всего периода от условной начальной даты и не подразделяется на годы. Поэтому эта система широко стала применяться в астрономических и хронологических расчетах. О роли этой системы счета в хронологии хорошо сказал немецкий астроном, видный специалист по хронологии Христиан Людвиг Иделер (1766-1846): «Можно с полным правом сказать, что только с введением юлианского периода в хронологии наступил свет и порядок».

В полночь по Гринвичу

В астрономии, как в любой другой точной науке, принимается система постоянных, обязательная во всех вычислениях. В резолюции Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза (1976) рекомендуется, в частности, новой стандартной эпохой (обозначаемой J2000.0) обозначать дату 1 января 2000 года, в 0 часов по всемирному времени, совпадающей с юлианской датой JD2451545.0... Поэтому любой астроном (учитывая условность исчисления времени и принимая во внимание общее для всех решение) ответит на поставленный в заглавии вопрос, что новое - XXI столетие и третье тысячелетие наступят 1 января 2000 года в 0 часов по Гринвичу (0 часов всемирного времени). Но по сложившейся традиции каждая страна будет отмечать это событие в 0 часов по своему поясному времени. Для Украины, расположенной практически полностью во втором часовом поясе, торжества эпохальной встречи начнутся на 2 часа раньше: когда на Гринвичской башне высветится 0 часов всемирного времени, по киевскому времени это будет 2 часа ночи 1 января 2000 года.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме