НА ДНЕ МОРЯ ЖИВУТ ДВА ВЕЗУВИЯ

В ходе недавней экспедиции, исследовавшей дно Средиземного моря, итальянские геологи обнаружили неизвестный до того науке действующий вулкан. Он находится в акватории Тирренского моря, на полпути от Неаполя до острова Сицилия.

В докладе ученых, опубликованном в Риме и получившем название «Тирренский проект», новому вулкану присвоено имя «Марсили». Его вершина находится под 500-метровой толщей воды. Такая глубина объясняет, почему извержения «Марсили», случавшиеся, как утверждают вулканологи, не однажды на протяжении нынешнего и предыдущих веков, оставались незамеченными.

Предварительные измерения и анализ грунта, сделанные в ходе экспедиции, дают основания полагать, что речь идет об одном из крупнейших вулканов планеты. Руководитель проекта профессор Михаэль Марани утверждает, что потенциальная сила его извержения может намного превысить мощность самых крупных вулканов европейского континента — Этны и Везувия — вместе взятых.

Кстати, в последние месяцы, согласно информации из центра геологических исследований в Неаполе, обе эти огнедышащие горы, оставившие уже о себе недобрую память в веках, проявляют постоянную активность. Клубящийся над ними дым и нередкие выбросы пепла говорят об их пробуждении. Ученые связывают эти процессы с рядом землетрясений, случившихся в минувшие месяцы неподалеку — в Турции и на Балканах, а также с общей геологической нестабильностью, которой отмечен последний год уходящего тысячелетия.

Каких-либо научных прогнозов относительно очередного извержения «Марсили» сделать пока не удается. Но специалисты, принимая во внимание серию подземных толчков в районе Средиземноморья за последнее время, не исключают, что он проснется и заговорит уже в ближайшие месяцы. На всякий случай они предупредили о грозящей опасности местные власти в близлежащих регионах и посоветовали принять необходимые меры.

Службы береговой охраны на Сицилии и расположенных рядом островах вулканического происхождения, куда ведут оживленные туристические маршруты, получили не только штормовое предупреждение, но и новые инструкции. В них содержатся указания, как спасаться от цунами, поднимающихся на высоту до 30 метров, когда происходят подводные извержения большой силы.

В более отдаленной перспективе, считают ученые, вулкан может выйти на поверхность за счет собственной лавы, с помощью которой он постепенно увеличивает свой рост. И тогда его горячее дыхание наверняка почувствуют не только жители Апеннинского полуострова и Сицилии, но и всей южной Европы.

«Шпигель»