МОЗГ ЭЙНШТЕЙНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

9 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 9 июля-16 июля

Уж сколько раз твердили миру, что гениальность от размеров мыслительного аппарата не зависит. И даже приводили тому убедительные доказательства. И все же открытия канадских ученых, сделанные спустя 40 лет после смерти Альберта Эйнштейна, заставляют снова вернуться к вопросу о связи размера и содержания. Гениальный физик умер в 1955 году в Принстоне, Нью-Джерси, завещав свой мозг для посмертного изучения. Томас Гарвей, патологоанатом, кроме того, заручился еще и согласием сына Эйнштейна, Ганса, на проведение различных экспериментов. Мозг был извлечен из тела, законсервирован, разрезан на 240 частей, и подвергнут всевозможным измерениям, однако никаких результатов исследований опубликовано не было. Д-р Гарвей также передал несколько фрагментов мозга другим исследователям, и те обнаружили, что Эйнштейн имел чрезвычайно развитую мозговую субстанцию олигодендроглию, которая обеспечивает слаженное функционирование нейронной сети мозга. В 1996 году д-р Гарвей неожиданно предложил ученым из Макмастерского университета, расположенного в Онтарио, принять участие в изучении строения мозга Эйнштейна. Отдельные области мозга начали сравнивать с экземплярами крупнейшей в мире коллекции мозговых структур, которой как раз и славится Макмастерский университет. Удалось выяснить, что нижняя теменная доля, отвечающая за способность к трехмерному моделированию и другие математические абстракции, у Эйнштейна на 15 процентов шире, чем у «нормальных» людей. Кроме того, в мозгу ученого отсутствует борозда, которая обычно проходит через теменную долю. Исследователи предполагают, что отсутствие такой борозды позволяет нейронам этой доли образовывать между собой большее количество соединений и с легкостью обмениваться нервными импульсами.