МАТЕРИНСТВО В СТИЛЕ ДИНОЗАВРОВ

Окаменевший динозавр, найденный сидящим в своем гнезде, подтверждает гипотезу, что ближайшими родственниками гигантских ящеров являются птицы...

Все в лагере сочувствовали Льюису Чьяпу. Он и другие палеонтологи из Нью-Йоркского городского музея естествознания проехали полмира для того, чтобы обследовать богатейшее на Земле захоронение ископаемых животных - долину Укаа Тольгод в монгольской пустыне Гоби. Однако из-за сильного ожога на ноге Чьяп едва мог хромать по лагерю, где уж тут говорить о дальних походах в поисках окаменевших костей. Так что Марк Норель, руководитель совместной монгольско-американской экспедиции, предоставил ему утешительный приз: исследовать малоперспективное захоронение, ранее обнаруженное самим Норелем.

Однако через несколько часов от сочувствия к обойденному судьбой палеонтологу не осталось и следа. Как только Чьяп и его помощники удалили поверхностный слой песка, прикрывавшего кости, они поняли, что перед ними находится гнездо с окаменевшими яйцами, тщательно уложенными по кругу в два яруса и прикрытыми костями. Одного этого уже было достаточно для того, чтобы послать за Норелем, который немедленно бросил свои поиски и примчался к столь неожиданной находке. К тому времени, когда ученые окончательно освободили окаменелости от песка, они уже поняли, что совершили крупное открытие. Динозавр, называемый овираптором, плотоядное животное размером с современного страуса, распластался в тщетной попытке защитить свои яйца, осторожно поджав под себя задние конечности и распрямив над гнездом передние, точно как курица, прикрывающая своими крыльями цыплят.

Это действительно очень важное открытие. Палеонтологи уже несколько десятилетий спорят о том, насколько близки, по эволюционным, конечно же, меркам, динозавры к современным птицам. Очень близки, утверждают одни. Сходство в строении скелета, утверждают они, доказывает, что Oviraptor, Tyrannosaurus rex и другие хищные динозавры являются близкими родственниками птиц, тогда как растительноядные Stegosaurus или Triceratops отстоят от них несколько дальше. Однако есть и такие палеонтологи, которые считают сходство в строении скелетов случайным, утверждая, что природа просто повторила похожий дизайн на разных путях развития.

И вот новая находка послужит весомым аргументом в пользу сторонников родства между динозаврами и птицами. Ведь она показывает, что динозавры имели не только сходное с птицами строение, но и вели себя так же, как и современные пернатые. «Это очень большая редкость, что нам удалось получить какие-то данные о поведении животных, умерших более 80 миллионов лет назад», - говорит Норель. Этот овираптор был, по всей видимости, застигнут внезапной песчаной бурей, поэтому он (скорее, она) так и окаменел в этой позе. Норель продолжает: «Мы не знаем, что давала такая поза овирапторам: то ли они старались поддержать определенную температуру яиц, то ли прикрывали их от солнца, а может, защищали их от хищников».

Поможет ли это открытие переубедить сомневающихся в близком родстве между динозаврами и птицами? Вряд ли. Ученые похожи на политиков: когда кипят страсти, из одних и тех же фактов могут делаться самые разные выводы.

По материалам журнала Time.