МАГИЯ НЕЗЕМНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ

Харьковский астроном предлагает уникальный проект поиска разумной жизни на... Луне О влиянии Луны на нашу планету свидетельствуют не только морские приливы-отливы и ночные завывания собак на всех континентах...

О влиянии Луны на нашу планету свидетельствуют не только морские приливы-отливы и ночные завывания собак на всех континентах. Естественный спутник Земли постоянно действует на психику людей. Долгое время считалось, что именно Луна поднимает с постелей сомнамбулов.

Человечество издревле боготворило ее под разными названиями. Наверное, все мы, земляне, немножко лунатики. Чем же так извечно привораживает к себе это второе - холодное - солнце?

Еще Плутарх в своей «Беседе о лице, видимом на диске Луны» упоминал какие-то «пурпуровые пояса». Астрономы всех времен с большим недоверием относились к этой «выдумке» древнегреческого мудреца: ведь даже с появлением телескопов лунная поверхность представала перед землянами все той же - почти однородно серой. И так продолжалось до наших дней, пока экспедиция «Аполлон-17» не обнаружила полосу оранжевого грунта, тянувшуюся по гребню кольцевого вала небольшого лунного кратера.

А ведь Плутарх изрекал и более дерзкие мысли об обитателях Луны: «А тамошние жители... смотрят на Землю, видя в ней отстой и подонки вселенной».

Быть может, древние знали больше нас? Но тогда откуда они черпали эти знания?

Привычка рассматривать Луну как поле действия одних лишь стихийных сил априорно сформировало у большинства селенологов скептическое отношение к проблеме поиска конспирируемой жизни на естественном спутнике Земли. Алексей Викторович Архипов - научный сотрудник Радиоастрономического института Национальной академии наук Украины - одно из редких исключений. Недавно им впервые был выполнен комплексный научный анализ этой «непопулярной» проблемы.

И оказалось, что мнение об обитаемости «ночного солнца» было весьма популярным еще среди ученых прошлого века. И эта традиция шла от ХІІ столетия.

Г.Галилей называл лунные кратеры «плотинами», а И.Кеплер развил теорию их строительства как внеземных поселений и написал даже диссертацию о лунных жителях - эндимионидах.

Знаменитый математик К.Гаусс предлагал установить с лунными «братьями по разуму» контакт с помощью геометрических фигур, которые он советовал «нарисовать» на Земле двумя способами: прорубить в сибирской тайге просеки и засеять их пшеницей; высадить в полях лесные полосы; расставить по специальным чертежам зеркала.

Общественный интерес к проблеме селенитов достиг пика после публикации знаменитых романов Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865) и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне» (1901).

Новый век вызвал всеобщее охлаждение к этой теме. По мере развития селенологии становилось ясно, что физические условия на Луне не подходят для существования там земноподобной жизни, а уж разумных существ - тем более.

При этом многими игнорируется очевидный факт: в 1969 - 1972 годах Луна все же была обитаемой - на ее поверхности работали экспедиции «Аполлон». Из этого неизбежно следует вывод: ничто не мешало высадиться там и инопланетянам или, по меньшей мере, их автоматическим аппаратам. Эта простая и логическая идея впервые была сформулирована в 1948 году известным писателем-фантастом А.Кларком. Увы, и она была проигнорирована научной общественностью, что лишь дало простор всевозможным домыслам и вымыслам.

Между тем президент Американского лунного общества Ф.Дж.Грэхем предполагает, что первый контакт с внеземными цивилизациями (ВЦ) может произойти как раз на Луне - с памятниками, оставленными там пришельцами.

В США уже разработана грандиозная программа по созданию постоянной обитаемой базы на Луне. Наш естественный спутник - прекрасная смотровая площадка, с которой лучше наблюдается Космос, а еще лучше - Земля. И как раз интерес к нашей планете, обладающей уникальной кислородной атмосферой - индикатором наличия биосферы, может оказаться наиболее вероятной причиной возможного присутствия ВЦ на Луне. Для мониторинга Земли, пожалуй, нет лучшей обсерватории, более удобной платформы для размещения исследовательской аппаратуры.

Есть и такая версия: Луна - огромная межпланетная станция, запущенная когда-то кем-то.

Итак, если допустить возможность скрытого присутствия разумных существ на Луне, то становится очевидным, что традиционных методов наблюдений (оптическая и радиоастрономия, дистанционное фотографирование поверхности) явно недостаточно. А.Архипов пришел к заключению: поиск проявлений сознательно маскируемой, закамуфлированной деятельности инопланетян требует применения методов военной разведки, криминалистики, археологии.

За последние годы возникла и успешно развивалась космическая археология, занимающаяся поисками на Земле перспективных мест раскопок с помощью космической фотосъемки труднодоступных районов. Уже обнаружены оросительные каналы и поселения майя, скрытые джунглями, а также стоянки первобытных охотников на берегах рек, скрытых сегодня многометровым слоем песков Восточной Сахары. Что же касается Луны, то, по мнению английского ученого Т.Биллингса, поиск пещер или сооружений под ее поверхностью вполне осуществим с помощью радара земного базирования. Кстати, американские исследователи уже обнаружили специальными приборами огромные пещеры, скрытые на глубине нескольких десятков километров.

Принципы лунной археологии, сформулированные А.Архиповым, предполагают охват исследованиями большого временного интервала и сосредоточение внимания на лунных кратерах и морях. Все ли эти депрессии имеют естественное (метеоритное, вулканическое) происхождение? Нет ли среди них... карьера для добычи того же реголита? И нет ли среди кратеров воронки от искусственного взрыва, имитирующего падение метеорита и устроенного для «заметания следов»?

В этой связи интересной представляется находка, доставленная с Луны экспедицией «Аполлон-14», - образец грунта с глиной явно земного происхождения. Если это - вещественное доказательство деятельности ВЦ, то, как считает харьковский ученый-энтузиаст, есть основания подозревать, что в ІІІ тысячелетии до нашей эры (или даже ранее) осуществлялись разведывательные экспедиции с Луны на Землю.

В последние годы астрономами зафиксированы так называемые аномальные лунные явления, вошедшие в научный лексикон под английской аббревиатурой LTP (Lunar Transient Phenomena). Проявляются эти феномены в виде кратковременных звездообразных свечений и бликов, цветных пятен и дымок на лунной поверхности. Причем свечения наблюдаются даже на ночной стороне спутника. Замечены также изменения вида и яркости небесных светил около края лунного диска. Уже упомянутый американский селенолог Ф.Грэхем считает, что большой проблемой LTP является отсутствие удовлетворительной физической теории для объяснения всех этих загадочных метаморфоз. Ведь, казалось, Луна достаточно мертва. Но многие новые факты ставят под сомнение это наше утвердившееся представление.

Самое удивительное, что яркие точки на Луне иногда образуют правильные фигуры в виде букв, а на ночной стороне спутника точечные свечения (однажды цирк Платона вдруг стал интенсивно зеленым) порой переходят в прожекторообразные феномены в виде узких полосок света, иногда подвижных, и даже очень.

«Именно среди быстродвижущихся образований, - утверждает в своей работе «Проблема поиска разумной жизни на Луне» А.Архипов, - разумно искать проявления транспортной активности ВЦ».

Ученый-следопыт считает, что выявить следы разумной деятельности, по-видимому, можно с помощью «разведки боем», спровоцировав вторжение человека. Такой «эффект вторжения» наблюдали уже при первом прилунении земного зонда «Луна-2» 14 сентября 1959 года на восточной окраине Моря Дождей: посадка сопровождалась странным фейерверком - вспышками света и облаков в радиусе 1000 километров. Наиболее ярко тот же эффект проявился 2 февраля 1964 года в Море Спокойствия, когда в 50 километрах от места падения космического аппарата «Рейнджер-6», в кратере Росс поднялось облако пыли, причем с большим «опозданием» - через 13 часов 18 минут.

Вполне допустимо предположить, пишет А.Архипов, что мы имеем дело с реакцией разумных существ (или их устройств) на появление земных аппаратов в некоторых важных областях Луны. Ведь, например, в Море Спокойствия находятся самые богатые на спутнике залежи ильменита - наиболее подходящего сырья для добычи кислорода и жизнеобеспечения обитаемой станции. Харьковский ученый дает следующие адреса для разведки.

Кратер Малаперт, пик которого возвышается над поверхностью на 3860 метров, - оптимальное место для установки автономных долговременных средств мониторинга Земли, поскольку наша планета там всегда находится над линией горизонта. Перспективны для поиска следов ВЦ уже упоминавшийся цирк Платон, кратеры Аристарх и Гассенди, а также упомянутое Море Спокойствия и Море Кризисов, где тоже давал о себе знать «эффект вторжения».

До недавнего времени астрономы строго придерживались принципа разумной достаточности предположений (принцип Оккама). Теперь же считается, что нарушение этого принципа вполне допустимо в ходе научных революций. По мнению харьковского исследователя, обнаружение инопланетных цивилизаций по своей мировоззренческой, философской и социальной значимости вполне сравнимо с такой революцией.

Беспрецедентная разработка А.Архипова, по заявлению автора, ни в коем случае не является попыткой доказать обитаемость нашего искусственного спутника. Она доказывает лишь то, что Луна может являться хорошим индикатором присутствия в Солнечной системе представителей ВЦ на протяжении последних 4 миллиардов лет (за это время к Солнцу приближались более 10 тысяч звезд, способных иметь обитаемые планеты). Впервые предложены нетрадиционная методология, оригинальные принципы и новые направления поисков лунных следов инопланетян.

Остается только добавить, что эта пионерская работа выполнена в харьковском Научно-исследовательском институте по изучению аномальных явлений в тесном сотрудничестве с коллегами из Белорусии, России и США в рамках специального проекта (SAAM).