ЛЕСНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ СЕКСА

15 января, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 15 января-22 января

Если бы бонобо (карликовые шимпанзе) что-то смыслили в бизнесе, то открыли бы международную школу с углубленным изучением таинств секса, изощренных любовных интерлюдий...

Если бы бонобо (карликовые шимпанзе) что-то смыслили в бизнесе, то открыли бы международную школу с углубленным изучением таинств секса, изощренных любовных интерлюдий. Думаю, многие согласились бы обучаться и заочно... по переписке. Кто знает, может, и Камасутра показалась бы учебником для первоклассников.

Живут эти непосредственные создания в Центральной Африке, в лесах Заира. Их не более 20 тысяч, и они научились избегать всех конфликтов, всевозможных неприятностей в общении, решении хозяйственных проблем при помощи секса. Нет, их жизнь не бесконечные оргии, скорее секс удивительно тесно вплелся в повседневное обыденное существование.

Как утверждают специалисты журнала «GEO», главная наука, которой учатся юные бонобо, - это секс. Если шимпанзе не блещут фантазией в плотской любви, то карликовые... Они необыкновенно быстро приходят в сексуальное возбуждение, практикуют все мыслимые и немыслимые позиции и варьируют их с редкой изобретательностью. Несмотря на такой темперамент, в дикой природе дают потомства не больше, чем шимпанзе, самки которых рожают одного детеныша раз в пять-шесть лет.

Наблюдая за животными в неволе, исследователи высчитали среднюю частоту сексуальных контактов. Бонобо сходятся один раз каждые девяносто минут. Эти подчас мимолетные ласки не что иное, как полноценное общение в кругу друзей. Они как бы раскрашивают его краткой интерлюдией сексуальной активности.

К сексуальным контактам у них ведет все, что кажется интересным более чем одному индивидууму, - не только корм. Если в их вольеру бросить, к примеру, картонную коробку, обезьяны, прежде чем приняться играть с ней, вступают друг с другом в краткое сношение. Общей в ситуациях с коробкой и кормом является угроза конфликта. У многих видов непроясненность прав на обладание какой-либо вещью приводит к столкновениям. Бонобо же, напротив, удивительно терпимы: быть может, именно потому, что в критических ситуациях прибегают к сексу. Идет ли речь о конкуренции между самцами, о ссоре между самками - в любом случае по завершении конфликта бонобо предаются любовным играм, чтобы поправить свои отношения. Искусство сексуального примирения достигло у этих приматов своей эволюционной вершины.

Бонобо, как и шимпанзе, живут временными группами, которые то распадаются, то собираются снова. Первым причины такого непостоянства объяснил японский исследователь Тосисада Нисида, который многие годы регистрировал состав групп шимпанзе в горах Танзании. Шимпанзе обитают большими сообществами, в рамках которых образуются мелкие группы с постоянно меняющимися членами.

В подобной социальной структуре живут и бонобо. Однако самкам принадлежит в ней особая роль: если самцы никогда не покидают сообщества, в котором они родились, то самки, напротив, к началу полового созревания оставляют родное сообщество и примыкают к чужому, иногда даже к враждебному, в котором они никого не знают. Здесь они путем частого сексуального контакта налаживают отношения с одной или двумя более старшими самками. Если те реагируют благосклонно, молодую пришелицу постепенно начинают признавать. Когда самка приносит первое потомство, ее позиция укрепляется, она восходит по ступеням социальной лестницы и с возрастом достигает высокого общественного статуса. И однажды молодая самочка-чужачка захочет наладить с ней связь: круг замыкается. Секс облегчает новичку вхождение в группу и одновременно сплачивает самок в сообществе.

Да убоится самец самки своей

Связь самцов бонобо со своей матерью не ослабевает в течение всей жизни. Они не только следуют за ней по пятам, но и полагаются на ее помощь в случае стычки с другими самцами. В джунглях Заира ученые наблюдали, как мать разрешила конфликт между взрослыми самцами бонобо: она гоняла соперника своего сына до тех пор, пока тот не убрался восвояси.

Структура сообщества бонобо определяется взаимоотношениями самок, у самцов же иерархия развита слабо, да и их связи между собой значительно менее тесны. Высшие по рангу самцы - почти всегда отпрыски уважаемых в клане матерей. Самцы, занимающие менее значительные позиции, часто происходят от старых или низших по рангу самок, или же они потеряли матерей. Матерей вполне можно назвать душой общества бонобо. Знаменитый американский приматолог Эми Париш проводила сравнительные наблюдения за шимпанзе и бонобо в зоопарке немецкого города Штутгарта. Группы были одинаковыми по составу: взрослый самец и две взрослые самки. Был построен искусственный термитник, начиненный медом, который обезьяны могли извлечь палкой. Самец шимпанзе вихрем пронесся по вольере к термитнику, заявляя свои права на мед угрожающими прыжками. Лишь насытившись, он подпустил самок полакомиться тем, что осталось. Зато в группе бонобо тон задавали самки. Потершись, как заведено, гениталиями и удостоверив свое полное взаимное согласие, они чинно принялись за трапезу. Сколько ни угрожал им самец бонобо, самки и не думали робеть. Они просто не обращали на него никакого внимания. Похоже, что, поддерживая тесные сексуальные отношения между собой, самки вырабатывают своего рода женский союз, чтобы успешно противостоять представителям физически более сильного пола.

Угрозу конфликта из-за пищи бонобо разрешают мирным путем не только в зоопарке, но и на воле. В лесах Заира, на своей «исторической родине», прежде чем собрать урожай смокв или поделить добычу, бонобо некоторое время сексуально стимулируют друг друга и совокупляются. После этого они мирно садятся за трапезу.

Существуют ситуации, где связь сексуальности и добычи пропитания обретает более широкое значение и где поведение бонобо похоже на человеческое. Некоторые антропологи выдвигают предположение, что развитая сексуальность женщин и их способность к совокуплению во время всего цикла - ответная услуга мужчинам за их согласие вступить в постоянную связь и стать заботливыми отцами. Именно таким образом возникла семья. Хотя бонобо не образуют устойчивых семейных пар, стратегия их поведения порой сближается с человеческой. Самки, не имеющие особого «веса» в сообществе, используют секс для повышения своего «благосостояния».

Матриархат:

это мы проходили?

Предположение, что наши предки некогда вели сходную с бонобо сексуальную жизнь, может пролить неожиданный свет на проблему происхождения и развития человеческого общества. Сейчас мы, пытаясь реконструировать наше далекое прошлое, сравниваем первобытных людей с шимпанзе, у которых доминируют самцы. Однако не следует ли нам изменить прежние воззрения на главенствующую роль мужчины - охотника и изготовителя орудий - и признать, что секс и воспроизведение рода были для наших предков-приматов не одним и тем же и что женщины при этом занимали главенствующее социальное положение?

Тем, кто сочтет эту версию запоздалым подарком науки феминизму, не следует забывать, что шимпанзе и бонобо равно близки к человеку. А раз так, отчего мы должны ориентироваться лишь на одну модель и целиком отвергать другую?

Листала «GEO» и одновременно следила глазами за очередной полудракой в парламенте, транслируемой в вечернем блоке теленовостей. Вот бонобо посмеялись бы...

А ларчик-то просто открывался. В лесах Заира.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно