Лебединая песня академика Иоффе

Поделиться
Именем Иоффе названы одна из малых планет Солнечной системы, улица в Берлине, школа, где он учился, а главное — известный во всем мире Санкт-Петербургский физико-технический институт Российской академии наук...

Именем Иоффе названы одна из малых планет Солнечной системы, улица в Берлине, школа, где он учился, а главное — известный во всем мире Санкт-Петербургский физико-технический институт Российской академии наук.

В этом институте в конце 2005 года состоялись торжества, посвященные 125-летию со дня рождения Абрама Иоффе — известного ученого-физика и организатора науки. Международная конференция прошла под девизом «Физика — человечеству». Ее открыл лауреат Нобелевской премии, академик Российской академии наук Жорес Алферов. В своем докладе он отметил выдающуюся роль Иоффе в создании физических школ, его широкие международные научные контакты, дружбу с известными физиками ХХ века, в том числе и с А.Эйнштейном. Академик Иоффе был учеником Рентгена, еще в 1921 году организовал рентгеновский институт, который после многочисленных преобразований стал Физико-техническим институтом. По его инициативе был создан еще ряд научно-исследовательских институтов. Велика роль ученого в деле объединения научных исследований с подготовкой талантливых молодых специалистов. Такое единение способствовало развитию физических школ, занявших достойное место в мировой науке.

А.Иоффе был физиком с широким спектром научных интересов. Особенно его привлекали исследования полупроводников и в первую очередь их применение в термоэлектричестве. Жизнь ученого была наполнена не только радостью научных свершений и побед, в ней были и трудные, драматические этапы. Так, в 1951 году Иоффе был освобожден от должности директора Физико-технического института. Однако это его не сломило. Он начинает все сначала, с маленькой лаборатории в неприспособленном помещении с пятью сотрудниками до ее развития во всемирно известный Институт полупроводников, где главное место занимало термоэлектричество.

За короткое время под руководством Иоффе были созданы и нашли широкое применение термоэлектрические источники энергии и многочисленные приборы термоэлектрического охлаждения. Деятельность Института полупроводников способствовала их широкому применению в электронике, радиосвязи, медицине, приборостроении, космической и военной технике, в быту. По термоэлектричеству Иоффе написал ряд книг, переведенных на многие языки мира. Они стимулировали развитие этого направления во многих странах. Таким образом, и последнее десятилетие жизни Иоффе снискало ему широкую известность и мировой авторитет.

Абрам Иоффе родился в Украине, в городе Ромны Сумской области. По инициативе Института термоэлектричества НАН Украины в Ромнах 1 ноября 2005 года были проведены юбилейные торжества и международный семинар под названием «Прошлое, настоящее и будущее термоэлектричества».

Доктор Голдсмит (Австралия) в молодые годы редактировал книгу Иоффе по термоэлектричеству, которая была издана на английском языке. Он отметил исключительную тактичность и доброжелательность ученого, мягкий стиль его бесед. Голдсмит вспоминал, что при редактировании книги он позволил себе некоторые замечания, направленные на улучшение стиля английского варианта книги и напряженно ожидал, какова будет реакция автора, уже известного тогда ученого. Однако Иоффе воспринял замечания с благодарностью, что еще раз подтвердило его дружелюбный и демократичный характер.

Профессор Иорданишвили (Россия) рассказал об одержимости Иоффе и его преданности науке. Жилое помещение ученого примыкало к зданию Физико-технического института. Чтобы попасть из своей квартиры в институт, Абраму Федоровичу достаточно было пройти через дверь. Так же было устроено жилье Иоффе, когда он работал директором Института полупроводников. Ученый часто посещал лаборатории института, принимал участие во многих исследованиях, щедро делился идеями, знаниями и опытом работы. И хотя многие из его идей носили интуитивный характер, правильность предвидений Иоффе нередко была поразительной. Наиболее важные работы по термоэлектричеству тогда были засекречены, поэтому за рубежом такие исследования нередко проводились независимо и позже. Иорданишвили во время доклада передал Голдсмиту одну из книг Иоффе по термоэлектричеству, которая еще в 1951 году была опубликована с грифом «секретно».

Академик Молдавской академии наук Гицу рассказал о встречах с Иоффе на научных семинарах. Он отметил азартность, с которой Иоффе защищал свои идеи, однако легко с ними расставался, если их неправомочность была доказана.

Профессор Баранский (Украина) отметил, что деятельность Иоффе протекала в эпоху революционных перемен в физике, которые он всегда понимал и принимал. Это его отличало от многих ученых классической школы, к которой относился и первый учитель Иоффе Рентген. По-видимому, по этой причине между двумя учеными возникли разногласия, которые в конечном итоге привели к возвращению Иоффе в Россию.

Академик НАН Украины В.Локтев обратил внимание присутствующих на то, что хотя он — представитель более молодого поколения и поэтому не мог встречаться с Иоффе, однако ему очевидна в целом позитивная роль, которую оказывал ученый на развитие физики в Украине. В частности, благодаря его усилиям в Харькове был открыт Физико-технический институт, давший миру лауреата Нобелевской премии Л.Ландау.

Участники семинара посетили школу, где учился А.Иоффе. Там они ознакомились с музеем Иоффе, который при содействии Института термоэлектричества НАН Украины получил статус народного. Следует отметить, что академик НАН Украины С.Тимошенко — известный механик, продолжительное время работавший в США, также был выпускником Ромненской школы. Участники семинара попытались понять, в чем секрет такого успеха этой школы и пришли к выводу, что его причиной является исключительно добросовестное отношение учителей школы к своему делу, компетентность, поддержка и развитие лучших ее традиций.

Усилиями Института термоэлектричества и энтузиастами города было установлено, в каком доме провел детские годы Иоффе. На фасаде здания была открыта мемориальная доска.

Профессор Голдсмит был приглашен на встречу с президентом НАН Украины Б.Патоном. Борис Евгеньевич в беседе отметил, что Институт полупроводников, который возглавлял Иоффе, к сожалению, после его смерти был закрыт, поэтому академическая наука долгое время не имела научной организации, деятельность которой бы была посвящена термоэлектричеству. Понимая важность этого научно-технического направления, НАН Украины и Министерство образования по инициативе Л.Анатычука открыли в 1990 году Институт термоэлектричества, который в настоящее время фактически продолжает дело, начатое Иоффе.

Джулиан Голдсмит прочел лекцию, где особое место уделил своим первым опытам по термоэлектричеству. Он отметил, что работы по термоэлектричеству Иоффе по-видимому начал раньше, однако они были засекречены и о них западный мир в то время ничего не знал. Он также отметил, что Институт термоэлектричества в Украине, несомненно, является самой крупной в мире научной организацией по термоэлектричеству, которая добилась больших успехов и хорошо известна специалистам во всем мире. Ученый совет института принял решение: аудиторию, в которой Голдсмит прочел свою лекцию, назвать его именем в честь его пребывания в институте.

В целом юбилейные торжества, посвященные 125-летию со дня рождения А.Иоффе в Украине, стали символичными, ибо утвердили то обстоятельство, что термоэлектричество вернулось на родину его создателя, и что Украина в настоящее время занимает ведущие позиции в термоэлектричестве как в фундаментальных исследованиях, так и в его практическом применении.

И все же в этом юбилейном событии просматривается важная, но далеко не юбилейная деталь — Иоффе, Тимошенко, взращенные учителями из Ромен, покинули пределы Украины. В то время это было почти традицией. Своими успехами они приумножили славу, научный, культурный потенциал и экономику других государств. Политика царской России была направлена на концентрацию интеллектуального потенциала страны в Петербурге или в Москве. В годы советской власти эта политика сохранялась. Так вымывался интеллект нации.

Что же изменилось с тех пор? Как повлияла на эти процессы независимость Украины? А никак. По-прежнему состоятельные родители направляют своих детей на учебу в Оксфорд или Кембридж, чтобы они уже никогда не вернулись в Украину. По-прежнему наиболее талантливая молодежь стремится в вузы Москвы или Петербурга, чтобы также не вернуться на родину. Причем Россия создает для этого весьма благоприятные условия. И даже тем, кто остался в Украине, благодаря энергично вводимому в вузах Болонскому процессу стелется дорога за рубеж. Одаренная молодежь уезжает хотя бы потому, что после окончания вуза молодому специалисту светит должность инженера с окладом около 100 долларов или такая же стипендия в аспирантуре. Другое дело «державний службовець» — и денег побольше, и льготы аппетитнее. Молодой человек понимает, что чиновник в Украине ценится значительно выше ученого, а значит, формируется страна чиновников, а не страна с высоким элитным научно-техническим потенциалом. А ведь еще Пастер писал: «Наука является наивысшим достижением Отчизны»…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме