КРУПНЕЙШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ 1995 ГОДА

(По оценкам журнала «Time») 1. Наскальная живопись в стиле Рембрандта: в одной из пещер во Франции обнаружены великолепные наскальные изображения риноцерозеса и других древних животных...

(По оценкам журнала «Time»)

1. Наскальная живопись в стиле Рембрандта: в одной из пещер во Франции обнаружены великолепные наскальные изображения риноцерозеса и других древних животных. Это открытие противоречит устоявшемуся мнению о том, что в доисторическом периоде становления живописи изображение создавалось непрерывными линиями, достаточно примитивно передающими контуры изображаемого. Стены пещеры Шуве покрыты вполне реалистичными изображениями движущихся животных, которые неизвестный гений создал 30 000 лет назад, то есть на 12 - 18 тысячелетий раньше, чем были созданы сопоставимые с этим уже известные образцы наскальной живописи в пещерах Франции и Испании, и намного раньше того периода, когда, по предположениям ученых, человек достиг того уровня развития, который позволил ему приступать к созданию портретных галерей.

2. Эйнштейн вновь вызывает изумление. Ученым только сейчас удалось обнаружить новую форму материи, названную конденсатом Бозе-Эйнштейна и предсказанную Альбертом Эйнштейном более 70 лет назад. Охлаждая атомарные пары рубидия практически до абсолютного нуля (-273,15C), физики получили некоторую устойчивую формацию, в точном соответствии с предсказанием Эйнштейна.

3. Белок генетической предрасположенности. Исследователи, изучавшие дефектный ген, который вызывает у мышей патологическое ожирение, выделили нормальный ген, ввели его тучным мышам и привели их в нормальное состояние. Сейчас ученые занимаются выяснением того, сможет ли это вещество, названное лептином, помочь также и людям, страдающим ожирением.

4. Трансплантации на животных. Хирургам удалось успешно трансплантировать генетически измененные сердца свиней бабуинам, доказав тем самым, что иммунологические барьеры, которые в норме ограничивают такие межвидовые операции, могут быть преодолены. Следующим шагом развития этой технологии будет пересадка свиных сердец людям.

5. Успешное наступление на СПИД. Врачам удалось обнаружить две группы людей, оказавшихся защищенными от вируса СПИДа другими инфекциями, что возродило надежду разработки надежной вакцины против этого страшного заболевания. А тем временем Министерство пищевых и лекарственных средств США одобрило выпуск новых препаратов, которые совместно с АЗТ повышают сопротивляемость иммунной системы.

6. Тайны забытой могилы. С трудом открыв дверь, закрытую несколько тысяч лет назад, археологи, работающие в египетской Долине Фараонов, обнаружили, как они считают, захоронение 50 сыновей Рамзеса II, самого знаменитого (и самого плодовитого) фараона.

7. Возвращение из ледника. Мумифицированные останки девушки, которую принесли в жертву грозному божеству 500 лет назад, были обнаружены в Перуанских Андах. Антропологи надеются, что анализы ее тела помогут найти ответы на многие вопросы о том, как жили и умирали инки.

8. Изжога побеждена. Два широко применяемых противоязвенных препарата - Pepcid и Tagamet - были одобрены Министерством пищевых и лекарственных препаратов как общедоступные средства. Третий препарат, под названием Zantac, поступит в продажу в 1996 году.

9. Первый шаг. Одна из самых интригующих тайн эволюции - точная дата перехода наших предков к прямохождению - похоже, в ближайшее время будет разгадана. Исследователи, работающие в Кении, обнаружили бедренную кость и другие останки древнего человека, позволяющие предположить, что двуногость возникла по крайней мере 4 млн. лет назад, на 500 000 лет раньше, чем предполагалось ранее.

10. Успехи NASA. Большой космический телескоп Хаббл получил поразительное изображение космических туманностей, звездных колыбелей, галактических скоплений. Космический челнок совершил стыковку с российской орбитальной станцией Мир-II. Зонд, запущенный с борта космического корабля Галилео, стал первым рукотворным объектом, вошедшим в атмосферу планеты Юпитер.