Коричневый сосед

14 апреля, 2006, 00:00 Распечатать

Используя чувствительную адаптивную оптику телескопа VLT в Чили, европейские астрономы пытались заглянуть в далекие уголки Вселенной, на тринадцать миллиардов лет вглубь нашей истории. Но нашли интересный объект довольно близко по космическим меркам — в 12,7 световых лет от Земли. Это коричневый карлик, причем довольно холодный — он прогревается всего до 750 градусов Цельсия. Такие объекты не считаются ни звездами, ни планетами. Он вращается вокруг очень маленькой красной звезды с небольшой массой под названием SCR 1845-6357. Расстояние между карликом и его солнцем в 4,5 раза больше, чем расстояние между Землей и Солнцем. Пока ученые могут оценить его массу лишь приблизительно — 9-65 масс Юпитера.

«Обнаруженный коричневый карлик — бесценный объект, потому что расстояние до него хорошо известно, а это позволяет нам точно определить его яркость. Более того, по его орбитальному движению мы сможем оценить и его массу. А эти свойства очень важны для понимания природы коричневых карликов», — говорит участник исследований Маркус Каспер из Европейской космической обсерватории (ESO).

Хотя карлик расположен так близко к Солнечной системе, еще ближе к нам астрономы недавно нашли два коричневых карлика рядом со звездой Epsilon Indi (в 11,8 световых лет от Земли). Тем не менее, мы имеем дело с уникальным представителем этого рода карликов. «Помимо того, что он очень близок к Земле, этот объект принадлежит к классу так называемых T-карликов — очень холодных коричневых карликов. К тому же, только у него родная звезда имеет такую маленькую массу», — заметила Бет Биллер из университета штата Аризона, автор работы, опубликованной в Astrophysical Journal.