КАТАСТРОФУ МОЖНО ПРЕДВИДЕТЬ

Министерство почт и телекоммуникаций Японии завершает работу по созданию системы, которая позволит предсказывать землетрясения, зарождающиеся на близком расстоянии от земной поверхности. Система эта основана на использовании радиоволн из далеких галактик для измерения перемещений в земной коре.

Как известно, внешняя оболочка нашей планеты состоит из огромных тектонических пластов, которые «плавают» в жидкой магме. Пласты эти двигаются в различных направлениях, вызывая время от времени землетрясения. Япония и район Канто, в частности, расположены в крайне опасном в этом отношении поясе, где стыкуются сразу четыре тектонических пласта: евразийский, тихоокеанский, североамериканский и филиппинский.

Многочисленные исследования показали, что за несколько дней до землетрясения отмечаются незначительные отклонения от нормального движения пластов земной коры. Засекая эти отклонения, специалисты смогут предсказать, где и когда случится беда.

Для контроля за изменениями в земной коре ученые собираются применить недавно разработанную технологию интерферометрии с использованием сверхпротяженных базовых линий (VLBI), которая использует радиозвезды для измерения расстояний на земле. Радиозвезды - это пульсары и квазары, дающие очень сильные радиоизлучения и находящиеся на расстоянии от миллиардов до десятков миллиардов лет от нашей планеты. Радиозвезда - это не одно светило, а мощная галактика с черной дырой в ее центре. Она выбрасывает огромное количество энергии и используется как ориентир в открытом космосе.

Сегодня уже проводятся совместные экспериментальные работы наблюдательными постами в Коганэи и Касима. Получение данных и их обработка начались там в июле 1993 года. Завершается строительство и пуск станций на полуострове Миура и в Таоэяме.

Когда все четыре станции вступят в строй, система предсказаний землетрясений в районе Токио может стать моделью для аналогичных систем во всем мире.

(По материалам журналов «Япония сегодня»