Как обрести чувство пути

20 июня, 2008, 12:55 Распечатать Выпуск №23, 20 июня-27 июня

Киевские ученые Евгений Головаха и Александр Кроник в 1982 году разработали метод исследования суб...

Киевские ученые Евгений Головаха и Александр Кроник в 1982 году разработали метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, который назвали каузометрией (от латинского causa — причина и metrum — намерение, мера). «Расскажу тебе, что было, что будет, чем сердце успокоится», — приговаривают гадалки. Каузометрист скажет по-иному: «Скажи мне, что было, есть и еще случится в твоей жизни, и я скажу, кто ты».

Жизненный путь… Удивительно точное выражение. Мы садимся в поезд жизни на станции Рождение и следуем извилистым маршрутом, пока не прибудем на станцию Смерть. За время путешествия наш поезд проходит через ключевые точки — самые важные для нас события. Одни — приятны и желанны, открывают новые перспективы; другие оставляют неприятный отпечаток, прибавляя пессимизма в отношении к будущему. События могут быть связаны друг с другом, а могут и не быть. Впрочем, порой связь есть, но для нас она не так очевидна. Если А. не получит диплом о высшем образовании, в будущем он не сможет защитить диссертацию.
Б. получила тяжелую травму, однако несмотря на это поступила в институт. Чтобы побывать на свадьбе внуков, надо для начала родить ребенка. Чтобы избежать одинокой старости, нужно создать семью.

Каузометрический опрос помогает человеку построить целостную картину своей жизни, в которой прошлое, настоящее и будущее объединены причинно-целевыми связями. Обследуемый выделяет 15—20 наиболее значимых событий (изменений в его жизни), которые произошли в прошлом или должны, по его мнению, произойти в будущем, указывает их реальную или предполагаемую дату, ранжирует по степени важности для себя, определяет взаимосвязь между ними, сферы принадлежности, эмоциональную привлекательность. По полученным результатам специалист может определить, насколько трезво человек оценивает свой жизненный путь, насколько масштабны, осмысленны и реализованы его замыслы, насколько он удовлетворен своим прошлым, настоящим и будущим, какие события стали для него критическими и исказили картину жизни. Переосмыслив подобные события в общей канве жизненного пути, человек может перестать зацикливаться на них, скорректировать планы на будущее, обрести точку опоры в настоящем.

Свое-временность

С помощью каузометрических техник определяются психологический возраст человека и его личный временной центр — точка на шкале психологического времени, из которой человек отмеряет свое прошлое и будущее.

Психологическое время — это совсем не то, что с эталонной точностью отмеряют наши часы. У каждого из нас — собственная хронологическая шкала, на строение которой сильно влияет наше отношение к происходящему вокруг. Когда с нетерпением ждешь какого-то радостного события, так и хочется приблизить его во времени. Если же грядут неприятности, хочется отодвинуть их подальше. События, сильно поразившие наши чувства, воспринимаются как произошедшие совсем недавно, в то время как менее важные уходят в туман прошлого и путаются в последовательности.

Тикает в нас и личный секундомер — правда, его показания колеблются. Если засечь на часах одну минуту и попросить разных людей хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, эта минута истечет, хлопки раздадутся в разное время. Ваша «личная минута» зависит и от вашего возраста, и от темперамента, и от текущего эмоционального состояния. Вот вы взволнованы, напряжены — и ваше личное время бежит быстрее. Спокойны, расслаблены — время замедлилось.

В детстве дни кажутся бесконечными, а в зрелости оглянуться не успеешь, как уже и неделя, и месяц позади. Когда нам скучно, время ползет как черепаха. Когда же мы увлечены интересными делами, — пролетает ласточкой.

— Еще в древности люди замечали, что восприятие времени не у всех и не всегда одинаково, — рассказывает один из «родителей» каузометрии, заместитель директора Института социологии НАНУ, доктор философских наук, профессор Евгений ГОЛОВАХА. — Считалось, что отношение человека ко времени во многом опосредуется высшими силами. В мифах многих народов встречаются боги, связанные со временем. Так, верховным властителем древнегреческого пантеона был Кронос — время, пожирающее своих детей. Однако дети восстали, свергли родителя и стали править миром. В этом мифе воплощено извечное желание людей победить время, раздвинуть его границы, заставить служить себе. Борьба эта, в общем, безнадежна: хоть Кроноса и свергли в Тартар, он оттуда нас, смертных, достает и пожирает…

Аристотель писал: как возможно время, если прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее — это только переходная точка, а точка не имеет протяженности? Позже Ньютон определил время как бесконечную, равнодушную ко всему протяженность, абсолют, не подверженный изменениям. Для всего сущего есть одна временная мерка, на время ничто не влияет, а то, что мы его по-разному воспринимаем, — это просто искажения нашей несовершенной психики. При таком отношении ко времени рождаются следующие формулы: «время — деньги», «время надо ценить». Это значит, что у тебя есть некий временной отрезок, абсолютно индифферентный по отношению к тебе, проживи его с пользой и не трать понапрасну.

Однако нашлись мыслители, которые попытались пошатнуть абсолютистское представление о времени. В частности, Кант попытался доказать, что время — не абсолютное вместилище процессов, а только наш собственный атрибут восприятия этих процессов. То есть время рождается в сознании, а не вместе с вещами. Благодаря особенностям нашей психики мы наделяем вещи такими атрибутами, как пространство и время. То, что в молодости время течет медленно, а в старости быстро, Кант объяснял насыщенностью событиями. Когда вы молоды, у вас еще очень мало опыта, все ново и удивительно, впереди — необозримые горизонты. А с возрастом у вас, во-первых, уже нет сил осваивать новое, а, во-вторых, нового мало, все приедается. Время утекает, потому что нечем расширить его границы, задержать его. Кант даже вывел формулу, как в возрасте далеко не юном сохранять ощущение полноценного, не пролетающего мгновенно времени — планомерно наполнять его значимыми событиями, делами, мыслями. Не обязательно внешними впечатлениями, но также постоянной умственной работой.

— Люди стареют, но в мире продолжает происходить масса событий, меняется жизнь, появляется что-то новое. Может, у человека есть некая пропускная способность на восприятие нового, и после определенного возрастного рубежа он просто перестает реагировать на новшества?

— Связь восприятия времени с событийной насыщенностью внешнего мира — интереснейшая тема, которая требует своих исследователей. Появление СМИ и Интернета, когда ты постоянно получаешь новую информацию в диалоге со всем миром, вносит новые тенденции в восприятие времени. Однако в целом социальные события обычно вторичны по отношению к личным событиям, определяющим жизненный путь человека. Называя главные события своей жизни, наши испытуемые редко упоминали общественные (если только они не затрагивали их лично, как, например, техногенная катастрофа или обвал национальной валюты). В основном это были события личной жизни. Есть некий типичный жизненный путь. Два события всем гарантированы: рождение и смерть. Дальше обычно — поступление в школу, институт или на работу, женитьба, рождение детей, внуков, их воспитание, образование и т.д. Но есть и нестандартные события. Скажем, предательство, первый опыт столкновения с которым совершенно меняет человека. Ожидание новых предательств омрачает картину будущего и искажает ее. А к старости личных событий становится все меньше, и они, в основном, негативные: болезни, смерть близких… Однако, если смотреть на жизнь с оптимизмом, даже в глубокой старости можно найти цели для полноценного существования. Мой коллега и соавтор, доктор психологических наук, профессор Александр Кроник работает в США с 90-летними бабушками и дедушками — помогает построить перспективу на ближайшие десять лет, наполнить жизнь приятными и ожидаемыми событиями.

— Насколько влияют исторические события на переживание времени, картину мира в целом?

— Исследований на эту тему почти нет. Очень немного исследований времени в масштабах человеческой жизни. Что касается связи с историческими событиями, как они воспринимаются личностью, — здесь непочатый край работы. Еще в 80-е годы А.Кроник высказал идею: подобно субъективной картине жизненного пути личности, то есть системе представлений человека о своем прошлом, настоящем и будущем, существует субъективная картина истории народа как система представлений человека об историческом прошлом, настоящем и будущем своего народа. Если первое относится к биографическому масштабу переживания времени, то второе — к историческому масштабу.

В рамках нашего метода, каузометрии, ученик Кроника Рашад Ахмеров исследовал, как воспринимают исторический путь своего народа старшеклассники — русские и татары. Полученные результаты позволили ему сделать вывод, что для представителей одной национальности характеристики субъективной картины истории народа имеют общие тенденции. Они не зависят от степени знания официальной истории, изложенной в учебниках, но могут указывать на исторические установки народа, то есть особенности его реагирования на те или иные политические события. Интересно, что в представлении русских школьников их народ реализовал себя на исторической арене более чем наполовину. Татарские школьники видят нереализованность своего народа и вместе с тем — перспективу его реализации. В целом, исследование прелюбопытнейшее, но требует продолжения.

Мы решили, что это направление могло бы называться социальной каузометрией. В контекст жизни вводятся события не только личного пути человека, но и исторические, предшествовавшие его жизни и выходящие за ее границы.

— Как различается отношение ко времени в разных культурах?

— Например, в сельской традиционной культуре время не является ценностью. Оно циклично, обусловлено ритмом деятельности, менее ценится его точность, — главное, чтобы снова и снова воспроизводились необходимые этапы цикла. Ценность времени, которое реально превращается в продукт, достижение успеха — достояние нового времени с его прагматизмом, протестантской религией и этикой, новой наукой (Галилей, Ньютон и т.д.). Кстати, на первых механических часах Средневековья не было минутной стрелки.

В западных странах ценность времени очень велика. А в менее развитых странах, сохраняющих черты традиционности, меньше спешат. В США, например, чем выше статус человека, тем меньше он позволяет себе опаздывать, тем точнее он в каждом своем действии. В Бразилии наоборот: чем выше у тебя статус, тем больше ты себе позволяешь опаздывать. Многие высокопоставленные украинские политики, да и простые люди тоже имеют склонность опаздывать, потому что мы, в массе своей — недавние выходцы из традиционной сельской культуры.

— Есть ли разница в отношении ко времени у женщин и мужчин?

— Несомненно. Мы апробировали нашу методику на 15 женщинах и 15 мужчинах в возрасте от 28 до 42 лет, с примерно одинаковым социальным статусом. У нас была концепция регуляции времени, которая заключалась в том, что значимость события определяется насыщенностью связями между этим и другими событиями. Оказалось, что у мужчин эта рациональная концепция срабатывает намного лучше, чем у женщин, и вот почему. У мужчин личный временной центр чаще совпадает с текущим моментом жизни. Они живут здесь и сейчас. Женщины же чаще готовы отвергнуть настоящее. Они склонны «блуждать» по жизненному пути в зависимости от своего эмоционального состояния. Могут жить в прошлом, если им не нравится будущее, или, если они оптимистки, устремляются в будущее, а от этого ломается картина связей. Но если учитывать децентрацию, все становится на свои места. В целом женщины более пластичны, в том числе и в отношении к жизни. Кроме того, сама канва событийной жизни у них больше связана с отношениями, тогда как у мужчин — с карьерой.

Лет до ста расти нам без старости

До какого возраста мы планируем дожить? Чем заполним каждый отрезок своей жизни? Сколько из запланированного уже осуществилось, а сколько еще предстоит осуществить? Индивидуальная мера реализованности психологического времени — психологический возраст. В идеале он более-менее совпадает с тем, который записан в паспорте. Однако могут быть и отклонения. Если психологически человек намного моложе своего биологического возраста, это может свидетельствовать о слишком радужном и наивном восприятии действительности. Если он, напротив, психологически слишком стар, это может говорить о крайнем пессимизме, душевной усталости, отсутствии видимых перспектив и целей. Кроме того, исследования российского психолога Н.Белопольской показали, что переживание личностью жизненного кризиса может нарушить ее возрастную идентификацию, причем как в сторону самоомоложения, так и в сторону состаривания. «Психологическое дитя» может отрицать свое прошлое, устремляясь мыслями в будущее, в то время как «психологический старичок» живет одними лишь воспоминаниями.

— Допустим, человеку 30 лет, а у него психологический возраст 11-летнего мальчишки. Можно ли сказать, что он более безответственен? — интересуюсь у Евгения Ивановича.

— Нет, он просто переполнен надеждами. Ответственность и безответственность не обязательно связаны с возрастом. Есть еще и инфантилизм моральный. Так называемая экстернальная позиция, когда человек перекладывает ответственность за происходящее на других. В чем проблема нашей семьи? Мужчины перекладывают ответственность за семью, детей, дом на жен. Причем на работе они могут быть очень ответственными, делают блестящую карьеру. Женщины же, как правило, ни в одной из этих сфер не снимают с себя ответственности, и от этого нередко проигрывают в карьерном плане. Кстати, как показывают каузометрические исследования, жизненные линии из разных сфер у многих людей не согласованы.

— Помимо возраста паспортного, биологического и психологического, есть еще социальный. Поговорим о его связи с психологическим возрастом.

— Есть такая категория, как возрастно-ролевые обязательства (ее ввела киевский социолог Наталья Панина). Как в обществе в целом, так и в отдельных сообществах формируются некие нормы, ожидания, связанные с теми или иными событиями жизненного пути: в каком возрасте оканчивать вуз, жениться, защищать диссертацию, занимать руководящие должности. Отставание от этих норм — травма для человека, клеймо неудачника. Что ты за кандидат наук в 50 лет? В то же время если ты захочешь защищаться в 23 года, к тебе отнесутся с подозрением, воспримут как выскочку. Или возьмем семью. Если женщина до определенного возраста не выходит замуж, на нее навешивается ярлык «старой девы». Это своеобразный способ общественного порицания за отставание от типичного жизненного графика. (Впрочем, западные веяния несколько сдвинули временные рамки «нормального» замужества — вначале девушка получает образование, реализует себя как профессионал, а ближе к тридцати годам задумывается о семье и детях. Правда, бабушки и дедушки современных карьеристок, воспитанные в традиционной культуре, не слишком одобряют такой подход…). Но попробуйте завести ребенка в 15 лет — и опять же услышите порицание: «нагуляла». Надо все делать вовремя.

Психологический возраст находится под определенным влиянием социального. Так, в нашей методике есть вопрос: как вы думаете, учитывая все обстоятельства, до какого возраста вы, вероятнее всего, доживете? Человек, по идее, должен вспомнить, сколько прожили его родители, какое у него состояние здоровья, насколько он сам себя заряжает бодростью. Но в среднем указывают возраст около 70 лет — то есть ориентируются на среднюю продолжительность жизни окружающих людей.

— Сейчас часто слышу, как молодые люди на третьем десятке жизни заявляют: «не хочу жить до глубокой старости, хочу умереть в расцвете сил»…

— Эта позиция не нова. Марк Порций Катон Старший, древнеримский политический деятель и писатель, добровольно ушел из жизни в сорок восемь лет. У него было все, что только можно пожелать: всеобщее уважение, высокий статус. Но он посчитал, что достиг предельного возраста полноценной жизни и не захотел переживать спад, слабеть и увядать. В современной ему культуре подобное не порицалось. В то же время есть люди, которые до последнего цепляются за жизнь, должности, почести. Трудно сказать, какая из этих позиций более правильная. В анкете Натальи Паниной был вопрос: хотели бы вы дожить до ста лет? Одни говорили: «Да, я все для этого сделаю, буду вести здоровый образ жизни, не предаваться порокам». А другие отвечали отрицательно. И главным образом не потому, что не хотели становиться больными и дряхлыми, а потому, что не хотели сделаться обузой для детей и внуков. А значит, люди не так плохи, как иногда кажется.

В чем причина такой настроенности современной молодежи? Нужны дополнительные исследования, но можно выдвинуть гипотезу. Ритм жизни стал более напряженным, быстро сменяются технологии, постоянно приходится осваивать новое, а ты чувствуешь, что все безнадежнее отстаешь. Молодым проще адаптироваться к бешеному жизненному темпу, но и они не железные. Постоянно испытывая напряжение, люди не готовы тянуть до ста лет, когда сил будет не так уж много.

— Что способно породить желание жить дольше?

— Долговременная цель. Кому-то надо обязательно увидеть, как поступит в университет его внук, кому-то — вывести новый сорт, а кому-то — дождаться, когда его книга или идея будут у всех на устах. Если человек настраивает себя на долгую продуктивную жизнь, физиология начинает под это подстраиваться.

Прошлое, настоящее и будущее каузометрии

В феврале этого года в Киеве проходила Международная научная конференция «Каузометрия в исследованиях психологического времени и жизненного пути личности: прошлое, настоящее, будущее». Методику, изобретенную четверть века назад, успешно применяют и развивают психологи и социологи, исследователи и практики из стран бывшего СССР. Александр Кроник ведет активную работу в США.

Каузометрия становится действенным инструментом помощи людям. Так, например, российские исследователи М.Чернышкова, Н.Суворина, Ю.Степанова, Т.Войт разработали психотехнологию для работы с осужденными, в которой применяется и каузометрический опрос. В результате психокоррекции заключенные пересмотрели свой жизненный путь, перестали фиксироваться на событиях прошлого, связанных с преступлением и заключением, сформировали образ будущего, открыли для себя новые жизненные перспективы. Они почувствовали себя более уверенными, задумались о будущей работе и учебе, многие восстановили отношения с близкими.

Диагностика и коррекция жизненного пути применялись в работе с пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе и юными, воспитанниками интернатов и детских домов, трудными подростками, стариками, тяжело больными людьми. Результаты практического применения разработок весьма обнадеживающи. Коррекционные возможности каузометрии расширяет «биографический тренинг», с помощью которого у человека формируется особое «чувство пути», помогающее ему ориентироваться в изменяющейся жизни.

Кстати, на сегодняшний день разработана программа LifeLine, с помощью которой любой человек сможет выстроить и проанализировать картину своей жизни на персональном компьютере.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно