Изменить два слова — и пособие готово

22 февраля, 2013, 19:55 Распечатать

Теоретически возможность отслеживать плагиат и запрещать публикацию таких работ есть. Автор должен предоставить электронный вариант своей книги. А он может отказаться, поскольку это его интеллектуальная собственность и он боится за ее судьбу

 "Как же так: цитируют меня, а ссылаются на Дударя…"

Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Хмельницкого национального университета Валентина Стадник в конце прошлого года решила поинтересоваться в Интернете индексом цитирования своих работ. "Это мое", — обрадовалась она, прочитав строки из своего пособия, однако, увидев ссылку на чужую фамилию, усомнилась: "Не мое?.." "А это точно мое", —  но… снова увидела под цитатой другую фамилию... "Как же так: цитируют меня, а ссылаются на Дударя? — возмутилась Валентина Васильевна. — Или это память так плохо шутит со мной?" Взяла с полки учебное пособие "Інноваційний менеджмент", хотя, собственно, помнила его почти дословно. Написанное в соавторстве с мужем, тоже профессором, кандидатом технических наук Николаем Йохной, пособие потребовало много времени и сил. Столько труда в него было вложено, столько книг перелопатили: в списке проработанной литературы 150 названий! Но результат стоил того: интересное, доступно изложенное пособие на 464 страницы, изданное в 2006 г. в солидном киевском издательстве "Академвидав", имело спрос — не случайно на научных конференциях, услышав их фамилии, коллеги из других городов обязательно подходили знакомиться: "Мы по вашим книгам учим студентов".

…Нет, память не подвела: цитировались строки именно из их пособия. Но ссылка была преимущественно на пособие с таким же названием, однако с другими авторами: Т.Дударь и В.Мельниченко, Тернопольский национальный экономический университет. Их "труд" издал в 2009 г. киевский "Центр навчальної літератури".

Электронная версия издания размещена также в Интернете. Профессор Стадник не поверила собственным глазам: это же ее текст! Правда, с сокращениями, поскольку в издании тернопольских авторов, которое нашла в библиотеке своего университета, было только 255 страниц. Авторы "нового" пособия добавили предисловие, изменили содержание и существенно "отредактировали" помещенные в конце каждого раздела "Вопросы. Задачи": "Контрольные вопросы и задачи". Сами же вопросы и задачи остались те же.

Словом, из девяти разделов тернопольского пособия шесть (12—128, 160—185 и 225—252 страницы) взяты практически без каких-либо изменений, только с купюрами, из пособия Стадник и Йохны. Да и девятый раздел тоже принадлежит перу хмельницких авторов: это часть их 400-страничного учебного пособия "Економіка і організація інноваційної діяльності", вышедшего в свет в киевском издательском центре "Академія" (2005). 

Таким образом, в пособии "Інноваційний менеджмент" Т.Дударя и В.Мельниченко "авторам" принадлежат только страницы 1—7, 129—159 и 186—204, то есть
55 страниц из 255.

— Пособие "Інноваційний менеджмент" создано на базе наших лекций, — говорит проректор по международным связям Хмельницкого национального университета, заведующий кафедрой менеджмента профессор Николай Йохна. — Особенно много работала над ним жена. Это действительно авторская работа. Честно говоря, мы обращаемся в киевские издательства, надеясь на то, что желающие поживиться плодами чужого труда не будут красть изданное в столице. Ведь по нашим книгам учится вся Украина. 

— Конечно, пособие — это не монография, которая должна быть сугубо авторским научным исследованием и содержать исключительно оригинальный текст, — говорит Валентина Стадник. — Оно должно отвечать требованиям учебной программы, а в процессе его создания, естественно, используются работы разных авторов. Но компиляция — это же не переписывание дословно целых разделов. В пособии тернопольских преподавателей даже нет списка первоисточников, что не удивительно. Но! Два наших цинично использованных пособия указаны в списке рекомендованной литературы. Мы с мужем расцениваем такое "заимствование" как плагиат и будем подавать в суд.

"Ну может, одинаковые мысли и есть с кем-то…"

Cтарший преподаватель кафедры аграрного менеджмента и права Тернопольского национального экономического университета Василий Мельниченко, один из соавторов пособия "Інноваційний менеджмент", на вопрос корреспондента ZN.UA о его создании отвечает:

— Мы это делали для наших студентов, — у нас такая группа была, — чтобы доступно объяснить, что такое инновационный менеджмент. Знаете, подобных учебников мало, поэтому издали свой. Искали материал, обрабатывали разных авторов. Плагиат? Нет, не сказал бы. Ну может, одинаковые с кем-то мысли есть. А вы говорили с Тарасом Григорьевичем?

Соавтор пособия доктор экономических наук, профессор, академик Академии наук высшей школы Украины, член-корреспондент Украинской академии аграрных наук, заведующий кафедрой аграрного менеджмента и права Тернопольского национального экономического университета Тарас Дударь процесс создания пособия помнит на удивление хорошо:

— Писали три с половиной года. Эта дисциплина обязательна для наших студентов, учебников мало, так что потребность в таком издании была большая. Я давал общие направления, чтобы это была наша разработка. Рецензенты также высказывали замечания, указывали на недостатки, мы их устраняли. Обработали все научные источники, поскольку на пустом месте пособие не напишешь. Отвечает ли научный уровень Василия Васильевича Мельниченко этой работе? Он квалифицированный преподаватель, работает уже пятнадцать лет, я — научный руководитель его кандидатской диссертации, так что не думаю, что он не может написать. И я же давал установки...

Исполняющий обязанности ректора Тернопольского национального экономического университета доктор экономических наук профессор Андрей Крысоватый заверил корреспондента ZN.UA:

— Мы очень скрупулезно подходим к вопросу борьбы с плагиатом, ведь речь идет об интеллектуальной собственности. В университете есть программа мероприятий для проверки не только дипломных, но и курсовых работ. По моему мнению, необходим централизованный подход, все должно обобщать министерство. А что касается подготовки пособий, то мы сотрудничаем с коллегами из Киева, Харькова, Донецка. Стараемся писать унифицированные учебники, и у нас есть успешный опыт. Какие санкции применяем к пойманным на плагиате? Два года
назад исключили одного аспиранта. И вообще: таким преподавателям не место среди преподавателей; ученым — среди ученых... 

"Этому дали, этому дали, этому дали…"

Оба учебных пособия рекомендованы для студентов высших учебных заведений Министерством образования и науки Украины. То есть получили его гриф. Следовательно, проходили необходимую процедуру в Институте инновационных технологий и содержания образования МОН, были одобрены научно-методическим советом по вопросам образования МОН. Поэтому напрашивается вывод: либо эксперты-рецензенты, которые должны были бы быть суперспециалистами в своей сфере, таковыми не являются, либо есть значительно более сильная, чем достоинства пособия, мотивация для его положительной оценки. Хотя ни для кого не секрет, что рецензентов должен найти сам автор, — понятно, что он будет искать среди тех маститых ученых, которые по каким-то только им известным причинам пойдут ему навстречу.

Один из ответственных сотрудников института, не пожелавший, чтобы его фамилия фигурировала в газете, сказал вполне откровенно: 

— Теоретически возможность отслеживать плагиат и запрещать публикацию таких работ есть. Мы даже хотим создать программу "Антиплагиат". Но чтобы она работала, автор должен предоставить нам электронный вариант своей книги. А он может отказаться, поскольку это его интеллектуальная собственность и он боится за ее судьбу (проще говоря — а вдруг его труд кто-то стибрит и издаст под своим именем. — С. К.) Поэтому в ситуации, когда обнаружен плагиат, можно, конечно, снять гриф министерства, наказать экспертов, членов научно-методической комиссии, поскольку и на наш институт ложится ответственность... Но это меры, так сказать, морального плана. Ведь в данной сфере все делается на общественных началах, поскольку издания для высшей школы выпускаются на деньги авторов, учебных заведений или спонсоров: государство на протяжении последних пяти лет не вложило ни одной копейки. Так с кого, по большому счету, спрашивать?!

…Вопрос, конечно, риторический. Поскольку в стране, где на плагиате поймали недавнего председателя Верховной Рады — академика, доктора исторических наук Владимира Литвина, действующего президента — профессора, доктора экономических наук Виктора Януковича, где под вопросом если не диплом о высшем образовании, то качество полученных в высшем учебном заведении знаний нового министра социальной политики, кандидата экономических наук Наталии Королевской (список можно продолжить), причем никакой реакции общества за этим не последовало, — требовать ответственности за плагиат как-то неудобно.

Действительно, это же не Германия, где недавно подала в отставку министр образования Аннетте Шаван, которую решением ученого совета философского факультета Дюссельдорфского университета лишили ученой степени доктора наук за плагиат, обнаруженный в диссертации, защищенной 32 года назад... 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 22
  • dotsyk dotsyk 25 вересня, 22:05 Плагіат скрізь і всюди - це вже просто норма. 99% укр. науки - це суцільний плагіат. "Науковці" передпенсійного віку - переписують в найближчих сусідів (російських науковців), бо ж іншими мовами не володіють, ті що молодші - в іноземних виданнях, бо вони як мінімум англійську в школі вичли:). Я коли свою роботу писав, то цитував стосами - по 5-6 джерел на одну цитату (слово-в слово), а там хай самі розбираються, хто в кого злизав;) Що стосується даної статті, то "поважна професура", а тим паче академіки вже давно нічого не пишуть, а просто свої прізвища вписують в роботи своїх аспірантів. Хіба це не загальновідомий факт? Оце є в людей час ще й індекси посилань розглядати і самолюбуватись. Просто кумедно. Та вчить той, хто сам нічого не вміє. Нормальні викладачі - це ті, хто має адекватні заробітки і працює в реальному секторі, а викладає так для душі, досвідом з молоддю ділиться. І в таких людей точно немає часу на всю цю єрись - вишукування плгіаторів чи ще щось. І не розумію я навіщо з кожного предмету по десятку, а то й сотні посібників. Були б реальні наукові заходи, як в медицині, наприклад, де не має ніяких заочних конференції, чи ще там якогось хламу, то всі б знали який ВУЗ якою проблематикою займається та своїх героїв в обличчя. Чомусь підручників з хірургії не буває стільки скільки з менеджменту чи ще там чого. Адекватним рішенням є робити реальні конференції, симпозіуми та обєднуватись з різних вузів для написання якісних посібників!!! согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно