Из инкубатора — в будущее

2 марта, 18:31 Распечатать Выпуск №8-9, 3 марта-16 марта

Как школьнику пройти из пункта А в пункт Б для открытия собственного бизнеса.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Путь от воплощения идеи до получения прибыли подскажут экономисты, юристы, маркетологи

Американский программист и предприниматель Марк Цукерберг создал Facebook в 19 лет и стал самым молодым миллиардером мира. Об успешной карьере мечтают тысячи талантливых украинских подростков. И теперь у юных изобретателей появилась надежная поддержка. В Киеве открылся первый государственный бизнес-инкубатор для школьников UF Incubator (Ukrainian Future Incubator). Создан он на базе Национального центра "Малая академия наук Украины". 

"Нас вдохновили выставки, на которых ребята ежегодно презентуют до 500 проектов и макетов, — рассказал руководитель бизнес-инкубатора Виталий Лисовый. — Десятки проектов школьников, как мы убедились, составляют конкуренцию взрослым, даже с ученой степенью. Однако у юных изобретателей нет нужных знаний и навыков для создания бизнес-плана проекта, поиска партнера или инвестора. Сказывается отсутствие экономического и юридического образования. В UF Incubator, помимо занятий в лаборатории прототипирования, школьникам дадут пошаговую инструкцию для открытия успешного бизнеса в различных сферах экономики. Особой фишкой станут встречи с известными предпринимателями".

Первые бизнес-инкубаторы для школьников появились в 50-х годах в Америке. Ныне их около полутора тысяч. Особенно продвинуты в этом направлении страны Европейского Союза — Эстония, Финляндия, Польша. В Украине пока десять бизнес-инкубаторов, которые специализируются в одной сфере — по причине отсутствия многофункциональной базы для экспериментов. 

В столице такую базу нашли. Занятия планируют проводить на Чоколовском бульваре, 13 — это здание бывшего кинотеатра "Ереван", оно уже интенсивно реконструируется. И это здорово, что кинотеатр не превратили в очередной торговый центр. В начале следующего учебного года здесь откроется лаборатория прототипирования, где будут воплощаться новые макеты и прототипы проектов. Лаборатория оснащена новейшим оборудованием: 3D-принтеры, фрезерные, лазерные станки, паяльные станции, режущий плоттер. Определены основные направления: робототехника, приборостроение, электроэнергия, программное обеспечение, экология. 

"Райский сад" и робот с человеческой душой

Кто же может претендовать на занятия в бизнес-инкубаторе будущего? Вовсе не обязательно учиться в престижном лицее или посещать Малую академию наук. В исключительных случаях примут даже студентов. Главное, чтобы проект поразил оригинальностью, востребованностью. Впрочем, как заметили руководители проектов, захватывающие идеи у юных изобретателей обычно появляются в 14 лет. Причем если раньше преобладали представители сильного пола, то сейчас наблюдается полное гендерное равенство. 

С несколькими проектами претендентов в бизнес-инкубатор мы познакомились в лаборатории НЦ "МАН Украины" "МАНЛаб". Девятиклассник политехнического лицея НТУУ "КПИ" Сергей Лысин продемонстрировал макет "Робот-пожарный с системой наведения на базе компьютерного зрения". Робот реагирует на определенные цвета, благодаря чему определяет самый оптимальный угол потока воды для тушения пожара, работает с расстояния 50 метров. Его лучше применять в лесах, на нефтебазах. "Первыми моими задумками были робот-сапер и робот-спасатель, — рассказывает Сергей. — При этом они должны обладать нравственными качествами. Согласитесь, не всякий человек бросится на минное поле, рискуя жизнью. Думаю, с опытом и знаниями я воплощу эти идеи в жизнь. Главный критерий, которым я руководствуюсь в поисках идей, — максимальная польза для человека".

малая академия наук_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

Четырнадцатилетний Даниил Коваленко предлагает новую технологию утилизации шин. Охлаждать шины можно жидким азотом, пока они не станут хрупкими, а затем все измельчать ультразвуком. Сырье пригодно для повторного использования в производстве. 

Ученица 11 класса киевской школы № 279 Светлана Шугайло с детства увлекается ботаникой. На проект "Создание монастырского сада "Райский сад" ее вдохновил заброшенный служебный дворик в Киево-Печерской лавре. "Вдали от центральных аллей, он мог бы стать комфортным местом для посетителя, где тот насладится ароматами сада и обретет покой, — считает Светлана. — Я ориентировалась на растения, упоминаемые в Библии, изучала другие источники. К примеру, в "Повести временных лет" упоминается: когда монахи ехали Киев, их угощали малиной. Поэтому в саду посадила малину, арки украсила розами, основное дерево — яблоня, есть участок лекарственных растений: мята, лаванда, ромашка. В центре — фонтан, без излишнего декора". Впрочем, сам макет, размером с ноутбук, душевный и умиротворенный. 

Среди других проектов — "Установка автономных источников энергии как способ уменьшения энергозатрат в метро" (Артем Денисюк), "Метод измерения силы натяжения стального троса с помощью лазерного луча" (Александр Данилевич), "Комбинированные методы извлечения соединений мышьяка из природных вод" (Анна Гусь), "Использование тропических и субтропических растений в вертикальном озеленении" (Светлана Деребера), "Архитектура современных энергоэффективных зданий" (Иванна Папушенко).

Конкурсный отбор в "Инкубатор будущего" начнется летом. В каждой группе обучаются 5—7 изобретателей. А может, кто-то удивит таким проектом, что все внимание будет уделено только ему. Занятия продлятся от трех до десяти недель. Основные курсы: бизнес-планирование для стартапов, маркетинг для предпринимателей, презентационные навыки, проектный подход, лидерство и бизнес-английский.

малая академия наук_4
Василий Артюшенко, ZN.UA

В качестве лекторов приглашены педагоги КНУ имени Тараса Шевченко и НТУУ "КПИ" имени Игоря Сикорского. Первый тренинг, "Основы современного бизнеса", провела кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса Института международных отношений КНУ им. Тараса Шевченко Виктория Карп. Специалист в инновационном маркетинге, она предложила ребятам создать рекламные слоганы для своих изобретений. На очереди — семинары по защите интеллектуальной собственности, психологии инвестора и др.

Кстати, руководитель UF Incubator Виталий Лисовый сначала специализировался на переводе английских и итальянских текстов. Потом изучал предпринимательскую деятельность, объездил много зарубежных стран, где общался с молодыми изобретателями. Поэтому уверен, что школьный бизнес-инкубатор — уникальное место, где, обладая идеями и упорством, можно начать свой бизнес с нуля, получив консультации специалистов и изучая опыт предприимчивых людей. Это стартовая площадка для формирования нового поколения выпускников, которые достойно представят свою продукцию на международном рынке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно