ГОСТИ ИЗ ПРОШЛОГО НА ЗЕМНОМ ШАРЕ ОБНАРУЖЕНО ДВА ДОИСТОРИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРА

Первый в мире ядерный реактор, как известно, был построен под руководством выдающегося физика Энрико Ферми, и 2 декабря 1942 года в нем впервые была осуществлена ядерная реакция. В этот день человечество открыло величайшую тайну за весь период своего существования. С этой даты принято вести официальный отсчет нашей ядерной эпохи.

Но так ли это?..

В июне 1972 года было обнаружено, что сказочно богатая урановая руда из месторождения Окло в Юго-Восточном Габоне содержит значительно меньше делящегося изотопа - урана-235, чем любая другая, и потому мало пригодна для практических целей.

Во всех пробах урана на Земле и даже на Луне природный уран содержит 0,72% изотопа 235, а образцы из указанного месторождения содержали его от 0,70 до 0,30%. Повторные исследования дали те же результаты.

В печати нигде не приводились данные о минералах или о процентном содержании урана в руде месторождения Окло, но в ближайшем руднике, который расположен уже на территории республики Конго, оно достигает 4%, правда, при запасах всего 10 тыс. тонн. Такое количество урана содержат только самые богатые руды, но его явно не достаточно для того, чтобы сосредоточить в критическом объеме критическую массу, что необходимо для поддержания цепной реакции. Для этого содержание урана должно быть на порядок выше, если даже он включал не менее 3% делящегося изотопа 235.

Поскольку возраст месторождения по геологическим данным 1,7 - 1,8 млрд.лет, а скорость полураспада урана-235 составляет 700 млн.лет, такое значительное содержание делящегося изотопа является возможным. Таким образом, факт протекания цепной реакции в месторождении Окло сомнений не вызывает, но в исключительно высокую естественную концепцию урана в руде трудно поверить.

Аналогичное месторождение очень богатой урановой руды с пониженным содержанием изотопа 235 обнаружено геологами в 60-х годах в Якутии. Однако эта информация была настолько засекречена, что не дошла даже до большинства ученых-ядерщиков Советского Союза.

Точка зрения некоторых ученых, допускающих, что столь богатое урановой рудой месторождение образовалось естественным путем, не выдерживает критики. Оба месторождения - в Габоне и Якутии - уникальны не только потому, что состоят из необыкновенно богатой руды, но в первую очередь ввиду минимального содержания в ней вредных примесей - химических элементов, активно поглощающих нейтроны.

Для того, чтобы оценить уникальность этих находок, следует знать, что подавляющее большинство промышленных месторождений урана содержит лишь доли процента руды и значительное количество примесей, препятствующих развитию цепной реакции даже после получения концентрата.

Теперь рассмотрим проблему с другой стороны. Историки утверждают, что палеоконтактов с инопланетными цивилизациями скорее всего не было, во всяком случае материальных свидетельств таких посещений Земли не сохранилось.

Писателям-фантастам легко отправить своих героев к звездам, и то потому, что их не ограничивают законы природы. Реально же можно использовать в качестве двигателя только ускоритель протонов. Разгоняя в магнитном поле ион водорода до околосветовой скорости, в соответствии с теорией относительности теоретически можно увеличить его массу до величины, превышающей массу космического корабля. Практически же скорость будет ограничиваться центростремительной магнитной силой, искривляющей путь ионов при их разгоне в кольцевом ускорителе. Интересно, что корпус с таким двигателем должен иметь форму шара или блюдца.

При использовании сверхпроводимой обмотки электромагнитов необходимые для полета запасы рабочего тела, лучше всего тяжелой воды, будут невелики, но расход электроэнергии - огромен. Соответственно, для ядерного реактора понадобится очень много делящегося материала - сотни, а то и тысячи тонн.

Представим себе, что на Землю - в протерозойскую эру прилетели пришельцы из других миров. «Хозяев» еще нет, ядерного сырья в земной коре достаточно.

Можно предположить, что программа разведки, добычи и переработки топлива была отработана задолго до отправки экспедиции, причем для реализации был выбран наиболее оптимальный вариант, предусматривающий максимальную эффективность при использовании минимума технических средств.

Попытаемся проанализировать возможные варианты таких программ, учитывая, что даже при высоком уровне развития науки и техники возможности гостей были крайней ограничены.

Приходится сразу же отказаться от варианта, предусматривающего разделение изотопов, поскольку все три способа, которые нам известны, требуют значительного расхода электроэнергии, огромных промышленных мощностей и многочисленного персонала. По существу это целая отрасль промышленности, которая и сегодня доступна только индустриально развитым государствам.

Второй способ получения делящихся материалов, которым мы чаше всего пользуемся, заключается в сжигании урана с природной концентрацией делящегося изотопа в реакторе, где в качестве замедлителя используется тяжелая вода, с получением плутония, который относительно легко отделить от урана. Для этого необходимо в первую очередь построить реактор. Но даже при 3-процентном содержании делящегося изотопа обеспечить поддержание цепной реакции совсем не просто. При делении изотопа урана с атомным номером 235 образуется в среднем 2,5 нейтрона, но половину из них поглощает U-238, превращаясь в плутоний.

Насколько это сложно, можно судить по опыту эксплуатации такого реактора, который был построен в конце 1945 года под Москвой. Его активная зона имела диаметр около трех метров, причем при использовании обогащенного до величины 3 процентного топлива в качестве замедлителя потребовалась тяжелая вода. Канадские реакторы с таким замедлителем используют необогащенное топливо, но в их активной зоне имеются только конструкционные материалы с малым сечением поглощения нейтронов.

Недостаток такого способа заключается в том, что в каждом реакторе за год можно получить лишь несколько килограммов плутония, что достаточно для изготовления одной-двух атомных бомб, но не для межзвездного перелета.

Обнаруженный доисторический реактор куда более эффективен, чем все известные нам на сегодня. По существу это новый способ получения плутония. Он заключается в том, что добытую урановую руду тут же на месте обогащали, извлекая из нее в первую очередь примеси, активно поглощающие нейтроны. Как это делалось, у меня есть свои предположения.

Самое интересное, что при этом эффективность извлечения изотопа урана-235 из руды оказалась выше, чем при разделении изотопов известными нам способами, при которых половина урана-235 уходит в отвалы.

Если предположить, что высокопроизводительное землеройное и обогатительное оборудование космонавты привезли с собой, то никаких трудностей у них не должно было возникнуть.

Несомненно также то, что ядерный реактор, какую бы конструкцию он не имел, невозможно отнести к предметам первобытной культуры, тем более, что он начал функционировать за миллиарды лет до появления первобытного человека. То, что на земном шаре обнаружено два доисторических реактора, производящих плутоний, не является аргументом в пользу их естественного происхождения. Крайне низка вероятность достижения столь высокой степени обогащения даже в одном случае, а наличие двух объектов говорит о том, что либо нас посетило две экспедиции, либо одно месторождение не могло дать необходимого количества плутония.

Плохо, что версия появилась четверть века спустя после исследований французских ученых. Если бы она была выдвинута раньше, то можно было бы подсчитать количество продуктов распада плутония за периметром активной зоны и определить, извлекался ли плутоний из зоны воспроизводства? Хотя это не поздно сделать и сегодня.

Положительный результат такого анализа будет свидетельствовать о том, что и мы в будущем сможем создать космический корабль, перемещающийся с околосветовыми скоростями. Независимо от того, какую конструкцию будет иметь энергетический ядерный реактор, проблема заключается в необходимости охлаждения теплоносителя при выработке электроэнергии. А пока эта техническая задача не решена, не может быть и речи о путешествиях к звездам.