ЕСТЬ ЛИ МЕСТО УКРАИНЕ НА КОСМИЧЕСКОЙ ОРБИТЕ

9 апреля, 1999, 00:00 Распечатать

После распада СССР наша страна вопреки прогнозам злых языков все же осталась в созвездии космических государств...

После распада СССР наша страна вопреки прогнозам злых языков все же осталась в созвездии космических государств. Ярким подтверждением этому есть старт и работа на орбите украинского спутника типа «Сич», и успешное сотрудничество в международном научно-техническом проекте «Морской старт». Научно-технический и кадровый потенциал, который остался нам в наследство от бывшего Союза, все еще позволяет развивать космические технологии и практически использовать их.

В настоящее время совершенно оправданно утверждать, что Национальное космическое агентство Украины (НКАУ) за годы своей деятельности полностью определилось в возможностях, потребностях и партнерах. В частности, это касается возможности создания на основе ракет, что снимаются с вооружения в соответствии с международными договоренностями, авиационно-космических ракетных комплексов (АКРК).

Один из таких комплексов, который получил свое название от небольшой живописной украинской речушки Ориль, находится в стадии разработки. Проведено имитационное моделирование его работы. АКРК «Ориль» способен выводить на низкие орбиты (от 200 до 700 км ) около одной тонны полезной нагрузки, в качестве которой могут быть спутники связи, биологические или же военные спутники.

Потребность в таких низкоорбитальных космических аппаратах (КА) чрезвычайно высокая. Сейчас около 82 процентов всех КА, что запускаются, составляют именно такие спутники. Низкие околоземные орбиты, с которых зондирование (просмотр и наблюдение) земной поверхности осуществляется наилучшим образом, то есть без «слепых» зон наблюдения и связи, становятся все более приоритетными. Это уже мировая тенденция. И Украина на этом пути пока еще не отстает от большинства высокоразвитых государств мира.

Как когда-то тот, кто владел морскими просторами (Испания, Великобритания), владел и целым миром, так и сейчас властелин космического океана становится властелином своего бытия. С ним считаются, его, безусловно, уважают. Поэтому все больше стран мира надежды на лучшую жизнь своих народов связывают с космосом. В результате, только по предварительным очень сдержанным оценкам, с 1996 до 2000 года на околоземные орбиты будет отправлено 840 спутников различного назначения. Это означает, что над нашими головами будет находиться около 60 тысяч тонн дополнительного металла.

На первых этапах создания украинский АКРК «Ориль» будет иметь одноразовый космический аппарат. В будущем в космос будут отправляться и возвращаться на Землю также и многоразовые космические аппараты.

Что же представляет собой АКРК «Ориль»? Это двухступенчатый авиационно-космический комплекс. В качестве первой ступени такого комплекса будет самолет-носитель разработки Киевского авиационного научно-технического комплекса им.О.К.Антонова Ан-124 («Руслан»). Второй ступенью будет ракета-носитель полезной нагрузки разработки Днепропетровского конструкторского бюро «Южное», которая должна стартовать из фюзеляжа самолета-носителя.

В отличие от «Шаттла» и «Бурана», старт ракеты-носителя будет осуществляться не из внешней подвески самолета-носителя, а из его середины, т.е. из фюзеляжа. В мире еще не было подобных научно-технических решений. Такая схема запуска на околоземную орбиту полезной нагрузки имеет целый ряд бесспорных преимуществ.

Это и улучшенная аэродинамическая схема АКРК в целом, более высокая безопасность отделения второй ступени в виде ракеты-носителя, более оптимальные технико-экономические показатели, выше скрытность выполнения АКРК задач двойного назначения (как чисто научных и коммерческих, так и специальных, в военных целях).

Известно, что в настоящее время запуск полезной нагрузки многоступенчатыми ракетами наземного базирования одноразового использования составляет десятки миллионов долларов. Запуск в космос полезной нагрузки бескосмодромным способом по зарубежным научно-техническим проектам («Пегас», «Хотол», «Зангер», «Бурлак», «МАКС» и «МАКС-Т») составляет от 15 до 30 миллионов долларов. Космодромный запуск обходится в 50 (американцы и европейцы) - 150 (японцы) млн. долл.

Международные авиакосмические консорциумы объявили тендер на создание АКРК, способного решать задачу запуска на низкие орбиты полезного груза до одной тонны стоимостью от 3 до 5 миллионов долларов. АКРК «Ориль» уже сейчас укладывается в такую цифру. А при массовых запусках в ближний космос отправка полезного груза будет стоить и того меньше, порядка двух-трех миллионов долларов. Однако необходимо учесть, что международные космические агентства приняли совместное решение о том, что стоимость космических запусков должна находиться около ее рыночного показателя и ни в коем случае не быть ниже этого значения более, чем на 7,5 %. В противном случае необходимы дополнительные согласования на межправительственном уровне.

Создание АКРК «Ориль» позволит Украине, кроме всего, сберечь ракетную промышленность, развить авиационную промышленность, не требует сооружения дорогостоящих космодромов.

Справедливости ради необходимо также вспомнить начатый еще в 1982 году научно-технический проект создания многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), которая создавалась на базе тандема, состоящего из украинского самолета-носителя Ан-225 («Мрия») и ракеты-носителя российского (г. Москва) НПО «Молния». После скрупулезного рассмотрения российским федеральным космическим ведомством полученных по вышеупомянутому проекту разработок президентом России в апреле этого года подписана федеральная программа развития многоцелевой космической системы. Она будет включать в себя украинский самолет-носитель Ан-225, многоразовый космический челнок («Орбита») длиной около 18 метров и топливный бак большой емкости. В целом для создания космического челнока нового поколения, его испытаний и сертификации, а также отработки всех систем обеих ступеней авиационно-космического комплекса в рамках российской программы потребуется около шести лет.

Примечательно, что многие страны мира при реализации идеи бескосмодромного запуска делают ставку на украинские самолеты, и в первую очередь на Ан-225. Это дает возможность надеяться, что АНТК им.О.Антонова станет со временем, как и все подобные ей фирмы («Боинг», «Локхид»), еще и космической фирмой. Это неплохой знак для фирмы, которая в июне этого года отметит свое пятидесятитрехлетие.

Следует отметить, что мир авиационно-космических и ракетных комплексов (АКРК) в последнее пятилетие получил заметное развитие. Особенно большие достижения в этом направлении имеют США. Совсем недавно после проведения серии удачных испытаний НАСА перенацелило свое внимание с АКРК «Дельта Клиппер» (разработчик компания «Макдонелл Дуглас») на АКРК «Венче Стар» («Авантюрная звезда»). Этот комплекс отодвинул на второй план также «Блек Хорс» («Черная лошадь»). С АКРК «Венче Стар» американцы связывают большие надежды. Они считают, что эпоха шаттлов к началу третьего тысячелетия должна закончиться по причине выработки их технического ресурса (начало эксплуатации - 1981 год) и их моральной устарелости. По предварительным расчетам при массированной эксплуатации этого комплекса финансовые затраты могут быть уменьшены в 10 раз по сравнению с запусками обычных шаттлов. Напомним, что первичный запуск шаттла обходится американскому налогоплательщику до полумиллиарда долларов.

Россия долгое время работает над АКРК «МАКС» (многофункциональная авиационно-космическая система). Разработчик - НПО «Молния». Именно эта компания была у истоков создания советского шаттла типа «Буран». Самолетом-носителем в ней является «АН-225».

Сверху самолета-носителя находится топливный бак на основе ракеты «РД-701», а на нем уже - космический корабль-челнок. Общий вес АКРК - 600 тонн. Как и у АКРК «Свитязь», первый участок запуска заканчивается на высоте 9-11 км. В космос на околоземную орбиту выводится от 8 до 10 тонн полезной нагрузки.

Второй значительный научно-технический проект у россиян - АКРК «Бурлак». В качестве самолета-носителя используется сверхзвуковой бомбардировщик «Ту-160». Под фюзеляжем самолета на внешней подвеске крепится двухступенчатая ракета весом 28,5 т. На высотах 9 - 11 км на скорости комплекса 1800 - 2100 км/час ракета сходит со стапелей самолета-носителя и далее, автономно продолжая свой полет, выносит находящуюся в ней полезную нагрузку (обычно это спутник) весом 1100 - 1200 кг на околоземную орбиту. По расчетам специалистов ракетостроительной корпорации «Радуга» (изготовитель ракеты-носителя) АКРК «Бурлак» позволяет вдвое удешевить вывод в космос полезной нагрузки по сравнению с обычным космодромным запуском. В настоящее время разработка АКРК «Бурлак» заморожена по нескольким причинам. Во-первых, нет достаточного финансирования. Во-вторых, практически весь авиапарк самолетов «Ту-160» (более трех десятков) находится в Украине, которая не находит ничего лучшего, чем договариваться с американцами о его уничтожении.

Из других комплексов заслуживает внимания АКРК Великобритании «СпейсКеб» («Космическое такси»). Комплекс представляет собой двухступенчатую конструкцию. Первая ступень - самолет-носитель типа «Конкорд» с ракетными ускорителями в хвостовой части, позволяющими достичь самолету-носителю скорости полета 3,4 М и высоты более 40 км. Вторая ступень - стартующий с фюзеляжа самолета-носителя космический корабль. Он имеет дельтавидную форму крыльев и во многом напоминает американский космический корабль «Х-33». Примечательной чертой космического корабля является наличие внутреннего наддува для обеспечения безопасности выводимого из него на орбиту полезного груза.

Нужно надеяться, что и богатырь отечественного военно-промышленного комплекса КБ «Южное» со своим заводом «Южмаш» от целой серии своих космических достижений в прошлом и при удачной утилизации широко известных ракет типа «СС-24» сделает дальнейший твердый шаг в сферу освоения космического пространства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно