ДЛЯ СПРАВКИ

23 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 23 июня-30 июня

Интересно, кто же был первым — автомобиль или электромобиль? Вряд ли каждый может дать правильный ответ...

Интересно, кто же был первым — автомобиль или электромобиль? Вряд ли каждый может дать правильный ответ. В 1986 г. отмечалось столетие автомобиля, который за столь непродолжительный исторический период занял ведущие позиции среди транспортных средств и уже вызывает серьезные опасения экологов, медиков, биологов, хозяйственников. И мы знаем, что эти опасения имеют под собой почву. А что же электромобиль?

Еще в 1837 году, всего через шесть лет после открытия Фарадеем явления электромагнитной индукции, англичанин Роберт Дэвидсон создал первый электромобиль (ЭМ). Таким образом, в век лошадей, когда только появились первые железные дороги, ЭМ уже «поехал». Только через полстолетия появился двигатель внутреннего сгорания, до сих пор коптящий недожженной органикой. И пусть ЭМ вначале называли электрическим экипажем (длина 4,8 м, ширина 1,8 м, диаметр колес 93 см), но у него был электродвигатель постоянного тока и бортовой источник питания, в который заливалась серная кислота, один электрод был железным, а второй — из амальгированного цинка. В дальнейшем количество электрических экипажей увеличивалось, и они заняли прочное место в решении транспортных проблем того времени. С появлением электромобилей с двигателем внутреннего сгорания значение ЭМ не уменьшилось — они успешно конкурировали с автомобилями даже по динамическим и скоростным показателям.

Вплоть до 1915 года ЭМ бурно развивались в Европе и Америке и были модным средством передвижения, особенно для дам. Так, более 100 американских фирм в
1912 г. произвели 6000 легковых и 4000 коммерческих ЭМ.

Ощутимый удар по ЭМ нанесло изобретение электростартера. С этого момента автомобили практически вытеснили ЭМ с потребительского рынка. Но ЭМ, тем не менее, не ушел в небытие, поскольку налицо его очевидные преимущества — высокий КПД, простота управления, конструкции привода, легкость эксплуатации и обслуживания, бесшумность и отсутствие токсичных выбросов.

Новый всплеск работ по созданию ЭМ приходится на конец 60-х годов. К этому времени транспортный парк уже «привык» потреблять более 30% добываемой нефти (с тенденцией роста этого показателя) и выбрасывать за год в атмосферу вредных веществ в 2 — 4 раза больше собственного веса.

По данным зарубежных исследований, в условиях города 82% всех поездок совершается на расстояния до 80 км при скорости, не превышающей 60 км/час. Поэтому ЭМ, имеющие гарантированный межзарядный пробег 100 км, с успехом могут заменить автомобили в сервисной инфраструктуре больших городов. Как показывает статистика, в различных странах 4- и 5-местный автомобиль перевозит в среднем двух человек. И здесь небезразлично, выполняет эту работу машина с двигателем 70 — 150 л. с. или ЭМ с мощностью двигателя 10 кВт (13,6 л.с.), поскольку это не просто сокращение эксплуатационных расходов, но и реальное энергосбережение.

По оценкам специалистов, еще десять лет назад в Европе и Америке можно было заменить 6 млн. легковых и 1 млн. грузовых малотоннажных автомобилей на ЭМ. В настоящее время в крупных городах с населением более 1,5 млн. человек свыше 100 тыс. автомобилей могут успешно быть заменены экологичными электромобилями и в дальнейшем число ЭМ будет увеличиваться.

В течение последних 30 лет практически все развитые страны Америки, Европы и Японии вкладывают десятки миллиардов долларов в свои национальные программы ЭМ-строения и практически все ведущие автомобильные и электротехнические фирмы работают над созданием, производством и совершенствованием ЭМ. В Калифорнии принята программа по созданию и внедрению транспорта с нулевым выхлопом, в соответствии с которой в 2001 году ЭМ в этом штате составят 5%, а в 2003 г. — 10% от всех проданных автомобилей. Французский проект «Тюльпан» предусматривает введение в больших городах прокатных ЭМ индивидуального пользования с развитой структурой зарядки и обслуживания. В ряде стран Западной Европы установлены льготы владельцам ЭМ: беспошлинный ввоз, кредит при покупке, снижение или исключение налога на транспортное средство, льготный тариф ночного заряда, преимущества при парковке и въезде в закрытые для автомобилей зоны и т.п.

Финансирование проектов, связанных с ЭМ, происходит при поддержке энергетических ведомств и владельцев крупных электростанций, поскольку заряд батарей ЭМ в ночное время может существенно стабилизировать суточный график нагрузки станций, что положительно сказывается на режимах работы оборудования и сроках его службы.

Таким образом, в этой области применения электромобильного транспорта во всех развитых странах наблюдается очевидный прогресс. Иметь ЭМ там теперь модно и престижно, как у нас иномарку.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно