«ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» И ГАЛАКТИКИ

25 февраля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 25 февраля-3 марта

Еще не так давно «черные дыры» считались всего лишь гипотетическим следствием хитромудрой математической физики. Затем началась эпоха их редкого и поначалу неуверенного обнаружения в глубинах космоса. Позже оказалось, что «черные дыры» встречаются далеко не так редко, как казалось вначале. А на очередной встрече Американского астрономического общества, которая недавно завершилась в Атланте, отмечалось, что сейчас «черные дыры» рассматриваются не как некое аномальное и редкое явление, а как полноправная интегральная часть существующей Вселенной. Считается, что «черные дыры» встречаются в космосе не реже, чем звезды и планеты. А самая близкая к нам «черная дыра» находится на расстоянии всего лишь в тысячу световых лет. Впрочем, эта «дырочка» довольно мелка по сравнению с теми, которые были обнаружены астрономами в центре галактики – как нашей (Млечный Путь), так и еще в 30 соседних. Постоянство, с которым в центре каждой галактики обнаруживается «черная дыра» внушительных размеров, наводит ученых на мысль, что именно с них и начиналось собственно формирование галактик. И 14 миллиардов лет тому назад, еще до возникновения звездных галактик, не существовало ничего, кроме сплошных «черных дыр». И лишь затем они стали теми ядрами, вокруг которых впоследствии сформировались сами галактики, и черная пустота замерцала мириадами звезд.
Оксана ПРИХОДЬКО по материалам журнала The Economist