ЧЕЛОВЕК И МЫШЬ — НЕ БЛИЗНЕЦЫ, НО БРАТЬЯ?

Хотя расшифровка человеческого генома в основном завершилась еще в 2000 году, извлечь из этого открытия существенную практическую пользу ученым было весьма затруднительно. Ведь предстояло еще разобраться в принципах работы этой гигантской базы данных. А обработать 3-миллиарднобитовый код генетической информации, заключенной в каждой клетке человеческого организма, пока еще не в состоянии даже самый мощный компьютер. Зато, как оказалось, это можно сделать путем сопоставления генома человека с геномом лабораторной мыши, служившей моделью для большинства экспериментов, поставленных в последние десятилетия.

Результаты такого сопоставления, обнародованные в последнем номере журнала Nature, оказались ошеломляющими. Хотя пути эволюционного развития человека и мыши разошлись около 75 миллионов лет назад, 80 процентов их генов имеют практически полное совпадение. Среди оставшихся 20 процентов также обнаружено достаточно много общих признаков.

И все же самым поразительным оказался тот факт, что собственно информацию о строении организма как человека, так и мыши, об их функциональных особенностях несет лишь половина генов. А вторая половина генома является, грубо говоря, инструкцией по использованию первой.

Эрик Ландер, директор программы исследования генома Кембриджского института биомедицинских исследований, возглавлявший этот проект, считает, что теперь ученым легче будет разобраться в механизмах возникновения различных патологий и найти более эффективные средства лечения самых страшных и безнадежных заболеваний.