Бизнес-класс со скоростью звука

22 июня, 2007, 13:30 Распечатать Выпуск №24, 22 июня-29 июня

Очередной, 47-й, авиасалон, открывшийся на этой неделе под Парижем, как водится, стал ареной битв мировых аэрокосмических гигантов: прежде всего американского Boeing и европейского EADS...

Очередной, 47-й, авиасалон, открывшийся на этой неделе под Парижем, как водится, стал ареной битв мировых аэрокосмических гигантов: прежде всего американского Boeing и европейского EADS. Хотя и более мелкие компании, в том числе и украинские, смогли произвести определенное впечатление. Тем не менее корреспондента The International Herald Tribune больше всего заинтересовал проект техасского миллиардера Басса, поставившего перед собой цель получить сверхзвуковой самолет бизнес-класса. Зачем? Для того чтобы, «позавтракав в Нью-Йорке, слетать в Лондон, за четыре часа успеть решить там все вопросы и вернуться к обеду в Манхэттен», — объясняет техасский бизнесмен. Ведь сейчас, пользуясь «медлительным» Falcon, американец порой не успевает вовремя вернуться домой.

Частные самолеты бизнес-класса в последнее десятилетие стали самым быстрорастущим сегментом аэрокосмического рынка. Минимальная стоимость такого частного летательного аппарата оценивается в 80 миллионов долларов, и американский предприниматель уверен, что на отсутствие спроса жаловаться не придется. Прежде всего за счет тех нуворишей, которые живут по принципу: «Он может, а мне что, слабо?».

Да и вообще, если раньше крупные производители аэрокосмической техники сражались между собой за госзаказы, то сейчас все чаще посматривают в сторону частного сектора. Так, например, компания Airbus официально подтвердила факт заказа частным лицом своего суперлайнера А380 стоимостью 300 миллионов долларов и вместимостью 525 человек. Имя покупателя держится в секрете, известно лишь, что он не из Америки и не из Европы, а самолет приобрел «для себя и своего ближайшего окружения».

Ричард Абулафия, аэрокосмический аналитик американской компании Teal Group, считает, что главными факторами, определяющими спрос на конкретный летательный аппарат, сейчас являются рекордные показатели вместимости или скорости. А цена оказывает минимальное влияние. Ведь та прослойка общества, которая руководствуется классическим принципом «если вы спрашиваете, сколько это стоит, значит, вы себе этого позволить не можете», растет еще более быстрыми темпами, чем спрос на летательные аппараты запредельной стоимости. Времена «скромных» восьмиместных Falcon 7X стоимостью 41 миллион долларов стремительно уходят в прошлое, хотя еще на нынешнем салоне в Ле Бурже фирма получила 160 заказов на эту продукцию. Такое приобретение скорее в духе 83-летнего французского миллиардера Сержа Дассо, который не может обойтись без кресел, обитых натуральной кожей, и деревянной обшивки из благородного лавра.

В целом аналитики предсказывают, что в этом году будет продано 999 частных самолетов бизнес-класса — не больше и не меньше. Примечательно, что спрос на подобную продукцию начал стремительно расти еще в 90-х годах, но затем резко уменьшился после терактов 2001 года, и в 2003-м было произведено лишь 504 частных самолета бизнес-класса. В этот показатель не входят те пассажирские самолеты, которые были куплены частными лицами и приспособлены под персональные нужды.

В течение следующего десятилетия в мире будет произведено не менее 12 тысяч частных самолетов бизнес-класса общей стоимостью 173 миллиарда долларов. Правда, в 2009 году мировой рынок в этом сегменте ожидает некоторая стабилизация — из-за цикличности мировой экономики.

Задавать тон на этом сегменте рынка будут именно американские потребители, которые приобретают каждый третий такой самолет.

Впрочем, заказ на 10 таких самолетов уже поступил и из России — ведь надо же нефтяным олигархам на чем-то добираться на игры своих футбольных команд, разбросанных по всему миру! Достаточно высокую активность в этом отношении проявляют Бразилия и Индия. Китай существенно отстает — и все из-за военных ограничений.

С другой стороны, эксперты предупреждают, что этот бум на частные самолеты бизнес-класса с повышенной вместимостью и повышенной скоростью может закончиться так же внезапно, как и начался. Как из-за стремительного роста цен на горючее, так и из-за природоохранных инициатив. Именно поэтому Р.Басс, один из основных энтузиастов нового направления, основной упор делает не только на скорость, но и на экономичность и экологичность новых аппаратов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42, 9 ноября-15 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно