Астрономы: У Земли раньше было две луны

Астрономы выдвинули новую теорию, согласно которой Земля когда-то имела две луны. Они сформировались на заре истории Вселенной, но затем столкнулись и сформировали единую Луну.

Ученые считают, что Луна появилась в результате столкновения Земли с космическим объектом размером с Марс около 4,5 миллиардов лет назад. Отколовшиеся обломки срослись и из них сформировалась Луна.

Однако, по мнению специалиста по планетам Эрика Эспога из Университета Калифорнии в Санта-Круз, это не объясняет так называемую лунную дихотомию – сильное различие между видимой и обратной сторонами нашего спутника. Обращенная к Земле сторона покрыта кратерами и имеет тонкую кору, а на обратной стороне, которую, довелось увидеть лишь астронавтам космического корабля «Аполлон», есть горы, достигающие 3 тысяч метров в высоту, а кора более толстая.

С помощью компьютера Эрик Эспог и Мартин Ютси из Бернского университета смоделировали события, которые, возможно и вызвали географическую дихотомию между видимой и темной сторонами Луны. По их мнению, она стала результатом медленного – менее двух с половиной километров в секунду – столкновения с соседним спутником меньших размеров.

«Оказывается, когда удар по Луне наносится находящимся рядом объектом, то его скорость небольшая – это очень медленное столкновение, – говорит Эспог. – К тому моменту, когда он сталкивается с Луной, его энергии уже недостаточно, чтобы сформировать большой кратер. Все, что он может сделать, это размазаться по поверхности как большой блин. Это было самой настоящей находкой и когда мы это увидели на компьютерной модели, мы поняли, что выяснили что-то очень интересное».

Как произошло это столкновение между двумя спутниками? Ученые предполагают, что маленькая луна, состоявшая из обломков тех же скалистых пород, что и ее старшая сестра, застряла в гравитационном поле между Землей и большой луной миллиарды лет назад и постепенно притягивалась к большой луне.

Астроном из Техасского института луны и планет Пол Спудис пока не торопиться с оценками новой теории.

«Это очень интригующая идея и – как все новые идеи – требует внимательного изучения, – говорит он. – Но на мой взгляд, в ней есть некоторые спорные моменты. Пока я не противник, но и не сторонник этой теории – просто остаются некоторые сомнения».

Некоторые ученые считают, что лунную дихотомию можно объяснить, если сравнить образцы минералов с видимой и темной стороны Луны.

В сентябре NASA в рамках миссии GRAIL («Грааль») выведет на лунную орбиту два зонда, которые, работая в паре, будут замерять гравитационные поля нашей небесной соседки. Они должны помочь астрономам улучшить свои знания о Луне.

Есть надежда, что в результате анализа лунной коры вплоть до ее ядра, ученые будут лучше понимать, как образовались планеты нашей солнечной системы.

Статья о возможном существовании у Земли двух лун опубликована в журнале Nature.