Здравствуй, оружие!

Поделиться
О проблемах развития вооружения и военной техники и предприятий оборонно-промышленного комплекса страны на этапе планирования Государственного бюджета Украины на 2012 год.

Нельзя не заметить значительных изменений, произошедших в области планирования бюджетных средств на 2012 год на развитие вооружения и военной техники. Это равно дальнейшему развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Про­ектом государственного бюджета Украины на 2012 год предусмотрено финансирование создания высокотехнологичной оборонной продукции в 16 раз больше, чем в 2010 году, в четыре раза больше, чем в 2011 году и в 1,8 раза больше, чем в 2007 году.

В то же время еще остается множество проблемных вопросов, без решения которых остается невозможным дальнейшее развитие государственного сектора экономики.

На мой взгляд, к их числу можно отнести следующие:

1. Отсутствие в стране утвержденных государственных программ развития Вооруженных сил, вооружения и военной техники, а также трех целевых программ создания ВТС Ан-70, корабля класса Корвет и БФРК Сапсан.

Отсутствие программ как ориентиров в развитии ВВТ не позволяет планировать развитие ОПК и на государственном уровне, и на уровне собственно предприятий ОПК. Вследствие этого возникает множество проблем, связанных с развитием производственных мощностей и внедрением на предприятиях современных технологий, с проведением кадровой политики, подготовкой замены, созданием новых рабочих мест в сфере высоких технологий.

Отсутствие утвержденных программ развития приводит также к полной непоследовательности в действиях генерального заказчика в лице Минобороны. Внимательное рассмотрение заявлений руководства Минобо­роны показывает, что оно так и не сформулировало свою позицию по отношению к будущим ВС. В проекте Стратегического оборонного бюллетеня указывается, что перевооружение армии планируется после 2020 года, до этого главное внимание сосредотачивается на поддержании в исправном состоянии существующего ВВТ. И если это так, то правомерны вопросы, а какие предприятия ОПК сохранятся до того времени, чтобы выполнять пос­тавленные задачи; под какую численность бригад и пусковых установок планируется разрабатывать БФРК Сапсан? Сейчас в составе ВС осталось незначительное количество ПУ ТР. Если их число предполагается сохранить, то целесообразны ли затраты на разработку собственного комплекса? Постоянно меняется потребность в ВТС Ан-70. Заяв­ляется 30, затем 10, теперь уже три. Уменьшена потребность в кораблях класса Корвет с 10 до четырех. Необхо­димо сказать, что действие предыдущей программы развития ВВТ завершилось в 2009 году. Своевременно подготовленный проект программы на 2010- 2015 гг. не был принят, несмотря на утвержденную в 2009 году правительством ее концепцию.

2. Резкое снижение в 2010 го­ду (более чем в три-пять раз) пра­вительством прогнозируемых объемов финансирования развития ВВТ на период 2010-2015 гг. до 7,6 млрд. грн.

Неоднократно информировалось, что ранее указом президента Украины в 2004 году на этот период была утверждена сумма до 25 млрд. грн. Но именно под эти новые заниженные показатели в 2010 году был разработан очередной проект программы развития ВВТ, который тоже остался неутвержденным. Пре­зи­дент Украины Янукович на встрече с представителями украинских и японских деловых кругов в январе 2011 года в Японской федерации бизнеса уместно процитировал японскую мудрость: «План без действий - это мечтание, а действия без плана - это поражение».

3. Практическое отсутствие государственного оборонного заказа как основы развития оборонного сектора экономики страны.

В соответствии с законами о государственном бюджете на развитие ВВТ, а значит, и ОПК, было выделено по общему фонду в 2010 году 88 млн. грн., а в 2011 - 350 млн. грн. При том, что ежегодная потребность финансирования в настоящее время составляет около 4 млрд. грн. Отсюда практически приостановка всех ОКР и отказ от закупок вооружения, в том числе того, что уже принято на вооружение ВС в предыдущие годы.

Продолжается планирование развития ВВТ по специальному фонду, что является прямым нарушением указа президента Украины от 10 декабря 2010 года об угрозах национальной безопасности Украины.

4. Невыполнение правительством на сегодняшний день указа главы государства от 10 декаб­ря 2010 года об утверждении программ развития ВС и ВВТ, а также инициатив по развитию в стране профессионально-технического и высшего инженерного образования.

Правительством не берется во внимание, что основой для этого должно стать сохранение и открытие новых рабочих мест на предприятиях ОПК и что этого можно достичь исключительно путем формирования долгосрочных программ развития ВВТ и ОПК, а также достаточного для развития ОПК ежегодного государственного заказа на оборонную продукцию. В этих условиях можно предположить, что указание премьер-министра Украи­ны по дальнейшему развитию образования в стране, данное на совещании правительства в конце сентября 2011 года министру образования, без комплексного решения проблемы в очередной раз ничего не даст.

5. Резкое сокращение количества проводимых опытно-конструкторских работ по созданию новой техники.

При потребности заменить около 600 существующих образцов ВВТ на новые, в разработке находятся приблизительно 30, по которым уже почти два года работы приостановлены. Уже в течение трех лет не открыта ни одна новая разработка.

6. Практически сорваны совместные с иностранными компаниями проекты по созданию ВВТ в интересах ВС Украины.

Среди них, прежде всего, нужно назвать модернизацию вертолета Ми-24 в кооперации с Фран­цией. Минобороны Украи­ны не осуществляются платежи по проекту Ан-70. На грани срыва находится проект по строительству кораблей класса Корвет. Происхо­дит это по двум причинам: с декабря 2009 года отсутствуют платежи по завершению разработки и строительству корвета, и, во-вто­­рых, достигнутые договоренности с правительствами Фран­ции, Ита­лии, Швейца­рии о пос­тавках вооружения на корабль не перешли в фазу заключения контрактов (эта работа просто остановлена). В связи со срывом выполнения контракта и платежей по контракту модернизации Ми-24 можно ожидать, что французское правительство может пересмотреть свои разрешения на поставку комплектующих на корвет. О существовании проблемы при проведении совместных работ по модернизации Ми-24 премьер-министр Франции напомнил президенту Украины в апреле 2011 года в Киеве во время обсуждения чернобыльской проблемы.

7. Введение в законодательную норму требования об обязательном проведении оборонными предприятиями закупок комплектующих на основе тендера полностью противоречит нормам государственных стандартов о порядке постановки техники на производство, приводит к срыву работы предприятий, снижению качества продукции, в том числе по заказам других государств.

При этом удивляет неспособность Минэкономики аргументировать в Верховной Раде необходимость внести изменения в закон о государственных закупках. Также, видимо, некому объяс­нить особенности произ­водст­ва ВВТ представителям Между­народного валютного фон­да, который предъявил это требование как условие выдачи кредитов.

8. Отсутствие управления оборонной отраслью со стороны государства. Минпромполитики расформировано, новая государственная структура управления не создана.

Своим постановлением от 06.04.2011 года правительство окончательно передало право обеспечения обороноспособности государства ( в части обеспечения ВС оборонной продук­цией) государственной компании Укроборонпром. В то же время ст. 17 Конституции Украины гласит, что защита суверенитета и территориальной целостности, обеспечение экономической безопасности являются важнейшей функцией государства. Вызывает беспокойство законодательное закрепление за Наблюдательным советом управления госкомпа­нией. При этом НС имеет все права, вплоть до ликвидации предприятий, но осуществляет свои действия на общественных началах.

9. Разрушается система, обес­печивающая создание ВВТ.

Крайне низок уровень государственного заказчика ВВТ. Департамент разработок и закупок вооружения и военной техники Минобороны, который и является государственным заказчиком, даже при желании не способен вести эффективную работу и информировать правительст­во о существующих в ОПК проб­лемах. Министерство-исполни­тель (Минпромполи­тики) расформировано, сокращены до потери дееспособности указанный департамент разработок и закупок вооружения Минобороны, военные представительства на предприятиях, ослаблена роль ЦНИИ ВВТ как института заказчика.

10.Отсутствуют эффективные условия для выхода предприятий ОПК на внешние рынки вооружений. В Украине так и не приняты решения по проведению полномасштабной выставки вооружений.

11. Вызывает беспокойство, мягко говоря, неточность информации от руководства Миноборо­ны и Генштаба по вопросам модернизации ВВТ. Так, начальник Генерального штаба 21 сентября 2011 года в Крыму заявил, что с начала 2011 года модернизирован 41 самолет, 11 вертолетов, 12 кораблей и более 3000 единиц других ВВТ. По данным предприятий, в 2011 году модернизированы по одному самолету Миг-29, Су-25 и Л-39. Известно, что опытно-конструкторские работы по модернизации вертолетов Ми-8, Ми-24 не завершены, поэтому не может идти речь о серийной модернизации. Также известно, что опытно-конструкторские работы по модернизации кораблей даже не планировались. Что касается другого вооружения, то в 2011 го­ду можно ожидать поставку в ВС только 10 тан­ков БМ Булат. Дан­ные, как видим, существенно отличаются. В этих условиях заявление о том, что сокращение численности ВС будет компенсирова­но модернизацией техники, можно назвать мечтой. Возможно, разница кроется в терминологии, и говорится здесь о ремонте техники. Но и это вызывает недоверие, учитывая отсутствие в бюджете необходимых средств. Но даже если это так, то ремонт существующих ВВТ никак не может компенсировать сокращение их численности.

Планируемые показатели на 2012 год в целом впечатляют. Всего на развитие ОВТ предусмотрено, по обнародованным данным Минобороны, около 1,4 млрд. грн. по общему фонду. Проектом государственного бюджета предполагается финансирование проектов: Корвет в объеме 433,63 млн. грн., Сапсан в объеме 196,0 млн. грн., Ан-70 в объеме 454,0 млн. грн., Ореанда ПС в объеме 78,1 млн. грн., создание ЕАСУ в объеме 167,5 млн. грн. по общему фонду государственного бюджета Украины. К сожалению, на проведение других 25 проектов, которые находятся на этапах изготовления образцов и проведения испытаний, предусмотрено только 21,7 млн. грн., что не поз­воляет организовать их эффективное выполнение. К ним, в первую очередь, относятся проекты по модернизации авиационной техники, со­зданию автоматизированных пунктов управления родов войск, новых высокоточных ракет и боеприпасов, систем защиты от ВТО и другие. Недоста­точно средств предусмат­ривается на закупку нового вооружения, по сравнению с уже принятыми в предыдущие годы на вооружение ВС Украины (более 120 различных видов ВВТ). По общему фонду на закупку ВВТ предполагается выделить только 165,1 млн грн.

Такое распределение средств может вновь привести к дальнейшему затягиванию выполнения важных проектов, которые уже должны быть закончены. С другой стороны, несмотря на общий значительный финансовый ресурс, в войска в 2012 году вновь практически не поступит новой техники.

В этих условиях целесооб­разно было бы предложить Минобороны внимательно рассмотреть реальные потребности указанных основных проектов и определить готовность предприятий после нескольких лет простоя, эффективно освоить значительные средства. К примеру, по результатам проверки Минобо­роны Главной инспекцией президента Украины, было сказано, что основная проблема создания ЕАСУ - незавершенность исходных данных (расчетных задач) для программирования и обеспечения автоматизации их решения. Готовы ли эти данные сейчас? Действительно ли будет в полном объеме выполнен технический проект ОКР Сапсан в 2012 году, а может, необходимо предусмотреть только авансирование, перенацелив 50% средств на завершение других проектов? Сможет ли ДП Антонов при наличии дебиторской задолженнос­ти перед Минобороны более чем в 120,0 млн. грн. эффективно освоить в течение 2012 года еще 454,0 млн. грн. Пока только эффективная работа предприятий над проектом корабля класса корвет показывает целесообразность его финансирования в заявляемых объемах.

Из сказанного можно сделать вывод, что, во-первых, средств на развитие ВВТ и ОПК проектом государственного бюджета, несмотря на значительное увеличение, вновь предусматривается недостаточно, и их не хватает для выполнения обязательств Мин­обороны по контрактам с предприятиями ОПК. А во-вторых, выделенные средства необходимо максимально эффективно спланировать.

Для решения проблем ОПК можно было предложить следующее:

- рекомендовать Миноборо­ны Украины обеспечить завершение разработки программ развития ВС и ВВТ и эффективное использование выделенных средств для развития ВВТ в 2012 году; рекомендовать главе правительства рассмотреть вопрос о необходимости формирования государственного органа управления ОПК (Агентства по вопросам развития ОПК) с предоставлением прав государственного заказчика ВВТ, подготовки производства, развития технологий и ведения единой политики в области ВТС в интересах собственных ВС; рекомендовать премьер-министру Украины рассмотреть вопрос об организации в 2012-2013 году международной выс­тавки вооружений в Киеве.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме