Закон Пандоры

16 мая, 2008, 15:56 Распечатать Выпуск №18, 16 мая-23 мая

После долгих препирательств фракция Блока Юлии Тимошенко вчера поддержала новый вариант Закона о Кабинете министров, существенно урезающий полномочия центрального органа исполнительной власти...

После долгих препирательств фракция Блока Юлии Тимошенко вчера поддержала новый вариант Закона о Кабинете министров, существенно урезающий полномочия центрального органа исполнительной власти. Действующая редакция документа вызывала справедливые нарекания многих правоведов, усматривавших в нормативном акте очевидные несоответствия Конституции. Однако и законотворческий труд, подготовленный президентскими лойерами, вызывал ничуть не меньшее количество претензий.

Ожидалось, что значительная часть сомнительного будет отсеяна в процессе подготовки ко второму, завершающему, парламентскому чтению. Однако этого не случилось.

Насколько известно, в окончательной версии за президентом сохранили право отклонять кандидатуру премьера, внесенную парламентским большинством. Эта норма основана на весьма вольном толковании ст. 106 Основного закона, однако голосовавших «за» подобное обстоятельство, кажется, не смутило. Кроме того, коалиция, поддержанная представителями Блока Литвина, узаконила другое спорное предложение Банковой. В соответствии с ним министры иностранных дел и обороны должны увольняться либо по представлению главы государства, либо по предложению руководителя правительства, в обязательном порядке согласованному с президентом. Однако менее полугода назад Конституционный суд внес окончательную ясность в этот вопрос: «Верховная Рада Украины может реализовывать свои полномочия по увольнению с должностей премьер-министра Украины, министра обороны и министра иностранных дел без представления президента Украины».

И столь грубое игнорирование обязательного для исполнения решения выглядит, по меньшей мере, странно.

Свежеиспеченный закон предполагает одновременное голосование за состав правительства и утверждение правительственной программы. Что выглядит как минимум странно. Сроки, отведенные на проведение всех необходимых процедур, весьма сжатые. А создание коалиционного правительства предполагает участие в нем представителей различных политических сил, взгляды которых на многие принципиальные позиции могут и не совпадать. На согласование позиций потребуется время, которое нормативным актом не предусмотрено. В этом случае такой важный документ, как правительственная программа, превращается в формальную отписку, не более.

Заметим, что в ходе подготовки ко второму чтению Банковая и парламентское большинство отвергли предложение о том, что правительственная программа должна опираться на согласованные политические позиции участников коалиции, изложенные в их предвыборных документах.

Детальный анализ закона — еще впереди, однако заметим, что аппетиты президентского секретариата (которому в изначальной версии документа, по сути, необоснованно делегировались полномочия главы государства) существенно умерили.

И все же президент от одобрения данного документа в целом заметно выиграл. Отчего БЮТ пошел на подобный шаг? Возможно, ответ кроется в неофициальном комментарии одного из членов блока: «Отменить его мы всегда успеем. И всегда сможем — 226 голосов против такого закона найдутся легко».

Информация «ЗН»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно