Второе дыхание Навуходоносора? - Политическая ситуация в Украине. Новости, обзоры, аналитика, эксклюзивы. - zn.ua

Второе дыхание Навуходоносора?

23 января, 2009, 16:57 Распечатать

Когда жители Южной и Центральной Европы на протяжении двух недель замерзали из-за отсутствия росс...

Когда жители Южной и Центральной Европы на протяжении двух недель замерзали из-за отсутствия российского газа, в Старом свете политики вновь громко заговорили о диверсификации источников энергоносителей и необходимости освобождения от зависимости от «Газпрома». Чехия, одна из многих стран, пострадавших из-за решения российского газового монополиста прекратить транзит газа через украинскую территорию, даже заявила, что поиск альтернативных поставщиков и транзитных путей в обход России будет абсолютным приоритетом во время ее председательствования в Европейском Союзе.

По мере роста желания стран — членов ЕС уменьшить свою энергозависимость от Кремля, увеличиваются шансы и проекта газопровода Nabucco, по которому каспийский и центральноазиатский газ должен будет попадать к потребителям в Центральной и Южной Европе. Вот и премьер-министр Чехии Мирек Тополанек предложил Евросоюзу сделать строительство Nabucco высшим приоритетом. Тем более, что, как прогнозируют аналитики спецслужб, в том числе и Чехии, перебои с поставками газа из России будут повторяться. Уже 26—28 января в Будапеште пройдет конференция с участием стран-транзитеров и участников проекта, на которой обсудят вопросы, посвященные активизации строительства газопровода в обход России.

Проект «Навуходоносор» (именно так с итальянского переводится Nabucco) пока существует только на бумаге: газопровод, который должен будет ежегодно поставлять Европе газ объемом в 26—32 млрд. куб. м из Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана, планируют начать строить в 2010 году. Сторонники проекта рассчитывают, что в 2013-м будет построена первая ветка, по которой каждый год должны прокачиваться около восьми млрд. куб. м газа, а последний шов будет сварен в 2015-м. Среди возможных поставщиков газа приверженцы проекта также видят Египет, Иран и Ирак. Но на пути Nabucco немало преград. И не только географических. Сегодня Nabucco — предмет торга для Турции, объект дискредитации для России и дискуссионная тема для многих европейских компаний и стран — членов Евросоюза.

Протяженность газопровода Nabucco — около 3,3 тысячи км и его трасса будет проходить по территории Азербайджана, Грузии, Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. Прокладка трубы через сложную местность в южнокавказском регионе увеличивает стоимость строительства. И если ранее говорили о пяти миллиардах евро, то сегодня приблизительная стоимость проекта — восемь миллардов. В условиях мирового кризиса трудно привлечь инвесторов к финансированию крупных проектов. И это может затруднить реализацию Nabucco. Впрочем, при наличии политической воли проблема решаема. В том числе и за счет финансовой поддержки со стороны Евросоюза и инвесторов из крупных газовых компаний. Был бы в достаточном объеме газ для поставок по этому газопроводу в Европу.

Скептики проекта говорят, что Nabucco не будет заполняться газом. Дескать, объемов, которые добывает Азербайджан, не хватит для наполнения трубы. Транспортировка газа из Туркменистана и Узбекистана в обход России возможна только при реализации Транскаспийского газопровода, а из Ирана — в случае улучшения отношений Запада с этой страной, испорченных конфликтом из-за иранской ядерной программы.

Но, по мнению эксперта Центра НОМОС Михаила Гончара, проблема наполняемости газом Nabucco не из числа неразрешимых. Ведь, как правило, реализация таких проектов является многоэтапной, с постепенным наращиванием мощности. А в Азербайджане уже сейчас сдерживается развитие проекта Шах-Дениз в рамках его второй фазы. В случае необходимости Азербайджан сможет предоставить необходимое количество газа в рамках первой очереди Nabucco. А это, напомним, около восьми миллиардов кубометров газа. К тому же, будем оптимистами, возможно, что уже через несколько лет решится и проблема с Ираном, что позволит заполнить Nabucco и иранским газом.

Главное, чтобы у Евросоюза и у его отдельных членов была политическая воля развивать проект. Ведь одна из проблем в реализации Nabucco как раз и состоит в том, что Европейский Союз не в состоянии воплотить в жизнь единую энергетическую политику. «Реализация этого проекта несет с собой не только возможности, но и проблемы. Основную сложность представляет отсутствие необходимых поставок газа. Еще одним препятствием является отсутствие единой энергетической политики ЕС. Хотя в этом отношении Евросоюз сейчас демонстрирует определенный прогресс», — сказал в интервью для «ЗН» посол Турции в Украине Эрдоган Ишджан.

Эксперты поясняют, что энергетические проекты, получившие одобрение ЕС, зачастую на национальном уровне вызывают либо негативное отношение, либо нейтральное. Что же касается Nabucco, то в Евросоюзе, казалось бы, никто не выступает против него, а представители Еврокомиссии пытаются привлечь необходимые средства для строительства. Но в Европейском Союзе этот проект не лоббируют страны-тяжеловесы. Самый сильный промоутер Nabucco — Австрия. А такие крупные газовые компании, как, например, Total или GDF, имеющие давние партнерские отношения с «Газпромом», держатся в стороне от проекта. (Представители некоторых из них публично поясняют свою позицию отсутствием гарантий, что Nabucco будет полностью обеспечен газом.) Оттого судьба проекта крайне неопределенна.

Поэтому эксперты в энергетической сфере полагают: без американской поддержки Nabucco ждет полоса серьезных испытаний. Ведь именно усилия американской дипломатии позволили реализовать такой европейский проект, как нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан. Нынешняя администрация Белого дома готова сделать необходимые шаги: Хиллари Клинтон уже назвала поддержку проекта Nabucco среди приоритетов своей работы и заявила, что Соединенные Штаты будут добиваться заключений политических соглашений по этому газопроводу.

Между тем, потенциал проекта Nabucco для Евросоюза большой. «В действительности надо вести речь о формате Южного газового коридора (ЮГК) с суммарным объемом поставки газа в Европейский Союз до 120 млрд. куб. м. Nabucco — это в перспективе своеобразный коллектор, куда должны влиться потоки азербайджанского, туркменского (в случае появления Транскаспийского газопровода), египетского, иракского и иранского газа с поэтапным наращиванием его мощности. Тогда ЮГК, в своем полномасштабном развитии, способен стать одной из альтернатив российскому газу. К тому же, проект может усилиться за счет его конвергенции с White Stream («Белый поток»), что позволит уменьшить риски турецкого транзита», — полагает Михаил Гончар.

Потенциал проекта хорошо осознают в «Газпроме», ведь Nabucco — конкурент российскому проекту South Stream («Южный поток»), который также ориентирован на страны-потребители Южной Европы. И хотя формально Россия, устами своего министра иностранных дел, не выступает против евросоюзовского проекта, тем не менее Москва использует свое влияние на газовые компании, пытаясь затормозить развитие проекта. Россия также умело использует неопределенную позицию ряда ведущих европейских стран. При этом эксперты утверждают, что одной из целей Кремля во время августовского грузино-российского конфликта был как раз проект Nabucco. Ведь он должен пройти через Грузию. А инвесторы неохотно дают деньги на строительство газопровода, проходящего через территорию стран с нестабильной ситуацией.

На руку России и позиция Турции. На вопрос «ЗН», поддерживает ли Анкара проект Nabucco, посол Турции в Украине Эрдоган Ишджан ответил, что «беспрерывный доступ к энергоресурсам критически важен для экономики. Поэтому Nabucco приобретает значение одной из важнейших стратегических инициатив. Турция будет продолжать поддерживать и всячески способствовать скорейшей реализации этого проекта». Однако в действительности позиция Анкары не столь однозначна, как это следует из ответа г-на Ишджана: турецкая дипломатия пытается использовать этот проект как рычаг давления на Брюссель, увязывая свою позицию по Nabucco с переговорами по присоединению к Европейскому Союзу.

Так, во время своего недавнего визита в Брюссель премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил неожиданно для своих партнеров, что Анкара может отказаться от поддержки газопровода Nabucco, если Брюссель не возобновит переговоры по принятию страны в Евросоюз. Напомним читателям, что Турция начала переговоры о вступлении в конце 2005 года. Для завершения первого этапа этих переговоров должны быть достигнуты соглашения с ЕС о сотрудничестве и гармонизации законодательства по 35 разделам. Сейчас переговоры идут лишь по десяти. В числе тех разделов, по которым Брюссель и Анкара еще не приступили к переговорам, находится и вопрос, посвященный энергетическим взаимоотношениям. Начало этих переговоров блокируют власти Кипра, которые заявили, что не согласны на возобновление переговоров Евросоюза с Турцией по энергетике до тех пор, пока между Никосией и Анкарой не будут решены споры в отношении нефтедобычи.

Кроме того, Турция пытается усилить свою роль в энергетических проектах Евросоюза: она хочет быть не столько страной-транзитером, сколько неким «аккумулятором» газа из разных источников, чтобы потом перепродавать его потребителям из Европейского Союза. Страны ЕС и европейские газовые компании категорически против того, чтобы роль Турции выходила за рамки транзитной страны в поставках газа в Европу. «Мы не желаем, чтобы Турция взяла на себя узловую роль, поскольку это усложнит вопрос в целом, повысит цены на газ и т.д.», — так пояснил позицию Евросоюза спецпредставитель Венгрии по проекту Nabucco Михай Байер.

Вполне возможно, что под воздействием Вашингтона Анкара станет более уступчивой в вопросе Nabucco и перестанет использовать этот проект в качестве рычага давления на Брюссель. Ведь турецкие власти в свое время тормозили и реализацию проекта Баку—Тбилиси—Джейхан. И лишь под влиянием Соединенных Штатов они изменили свое отношение к этому нефтепроводу. Впрочем, одного лишь политического давления Вашингтона на Анкару может оказаться мало. И тогда Евросоюзу ради обеспечения своей энергетической безопасности придется идти на определенные уступки Турции, которые станут платой за решение избавиться от энергетической зависимости от «Газпрома».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно