ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГУУАМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? - Политическая ситуация в Украине. Новости, обзоры, аналитика, эксклюзивы. - zn.ua

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГУУАМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

7 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

Итак, в июне 2001-го ГУУАМ был превращен в международную организацию. Как известно, международные ор...

Итак, в июне 2001-го ГУУАМ был превращен в международную организацию. Как известно, международные организации как форма реализации национальных интересов на внешнеполитической арене со времен Священного союза преследуют осуществление как минимум двух составляющих: военно-политической и экономической. Поскольку в отношении ГУУАМ было четко заявлено, что на его базе «даже в перспективе военно-политическое объединение не будет создано», остается лишь экономическая составляющая, сама по себе тоже весьма разветвленная. Учитывая, что первоначально планы сотрудничества в области безопасности в рамках объединения все же были, а вопрос боеготовности и оснащения современным оружием национальных армий каждой страны—участницы ГУУАМ еще долго будет оставаться очень актуальным, военно-техническое сотрудничество (ВТС) этих государств должно было бы не только динамично развиваться, но и стать одной из доминирующих областей сотрудничества наряду с энергетической и транспортной. Однако так ли это на деле? Поскольку о совместном ВТС в рамках международной организации пока еще вообще не имеет смысла говорить из-за отсутствия такового, можно рассмотреть ряд двусторонних военно-технических связей.

Украинско-азербайджанское ВТС. Ежегодные объемы украинско-азербайджанского военно-технического сотрудничества не превышают 20—30 млн. долл., причем динамика сотрудничества в 2000 г. и в первой половине 2001 г. практически не изменилась. К примеру, один из достаточно типичных по объему и структуре контрактов госкомпания «Укрспецэкспорт» подписала в начале этого года. Украина проводит ремонт вооружений и техники этой страны как на отечественных, так и на тамошних предприятиях ВПК. Реализован также и ряд военных поставок в Азербайджан в обмен на дизельное топливо: например, о реализации 5-миллионного бартерного контракта сообщила пресс-служба правительства Украины во время визита в Киев министра обороны Азербайджана Сафара Абиева в октябре 2000 г.

Киев не возражает, чтобы за военно-технические услуги Украина получала бы высококачественное авиационное топливо. Азербайджану поставляли продукцию такие оборонные заводы Украины, как ГАХК «Артем», Сумское НПО им.Фрунзе, ОАО «Мотор-Січ» и некоторые другие. Но в то же время эти же предприятия, например, в 1999 г. поставили куда больше продукции Казахстану и Туркменистану, что позволяет не связывать такие поставки с созданием ГУУАМ.

В 1998 г. МИД Армении сделало официальное заявление о том, что в течение 1993—95 гг. Азербайджан закупил и отремонтировал в Украине около 150 танков, и это приобретение позволило Баку вдвое увеличить количество тяжелой бронетехники. Не задаваясь целью ответить на вопрос, действительно ли такие поставки имели место, можно лишь сказать, что военная помощь Киева Баку в любом случае вряд ли будет сравнима с услугами такого характера Еревану со стороны Москвы. Так, по информации С.Абиева, Россия поставила Армении танков, другой бронетехники, систем залпового огня, оперативно-тактических ракет на сумму около 1 млрд. долл.

Стоит заметить, что частица Украины в азербайджанском ВТС не является наиболее весомой. В последнее время Баку активно ищет других поставщиков оружия и уже договорился относительно развертывания широкомасштабного двустороннего ВТС с Исламабадом. Соответствующий документ недавно был подписан министрами иностранных дел Пакистана Абдулом Саттаром и министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевим в ходе официального визита последнего в конце мая с.г. в Пакистан. Стороны намереваются наладить обмен военными делегациями, технологиями оборонного назначения, проводить обучение по боевой подготовке войск.

Более того, показательно и развертывание ВТС Украины с Туркменистаном: в мае 2001 г. Украина договорилась о поставке 20 боевых катеров «Калкан» и «Гриф», а Министерство промышленной политики Украины, кроме того, уже разработало ряд новых предложений, которые включают также и общие НИОКР, чего нет пока в отношениях ни с одной страной ГУУАМ. Пожалуй, из стран бывшего СССР объемы ВТС Украины с Туркменистаном уступают только сотрудничеству с РФ. Кстати, этот факт косвенно имеет отношение к принятию решения о закрытии представительства Туркменистана в Азербайджане, поскольку между этими двумя украинскими партнерами противоречия возникают как за право владения нефтяными месторождениями в Каспийском регионе, так и по поводу значительной милитаризации Каспия со стороны РФ и Туркменистана.

Украинско-грузинское ВТС. После того как в 1995 г. Москва свернула ВТС с Тбилиси и практически оставила грузинскую армию без вооружений, там подумали об активизации сотрудничества с Украиной в этом направлении. Грузия начала посылать своих военных учиться в Киев, а Украина предоставляла свои полигоны для обучения грузинских расчетов ПВО. Несмотря на собственные проблемы, Украина подарила Грузии ракетный катер, а уже на коммерческой основе на украинских ремонтных судоверфях осуществляется ремонт четырех кораблей грузинских ВМС. В 2000 г. на Севастопольском авиаремонтном заводе из семи боевых вертолетов ВВС Грузии пять уже отремонтированы. Есть планы помощи и в утилизации боеприпасов и ракетного топлива. Во время визита в Украину министра обороны Грузии Давида Тевзадзе в феврале этого года Киев пообещал Тбилиси помощь и в восстановлении системы ПВО вокруг столицы.

В то же время Украина является далеко не единственным государством, с которым Грузия развивает ВТС. Так, Тбилиси закупил 16 танков Т-55 у Праги и по сей день продолжает получать военное имущество из чешской армии (последний груз прибыл в грузинскую столицу в июне 2001 г.). Тбилиси также готовит к подписанию документ о ВТС с Москвой, а в начале этого года заключил подобное соглашение и с Литвой. Но еще более интересной оказалась грузинско-израильская дружба. В свое время Киев высказывал желание получить три новых самолета Су-25М, который выпускает Тбилисское авиационное объединение, но из-за несоответствия инфраструктуры отказался. Нынче же Грузия реализовала проект модернизации самолетов Су-25 с Израилем и даже намеревается представить совместную разработку на международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже в Париже.

Определенной преградой для развития украинско-грузинского ВТС является и растущая роль США и Турции, принимающих активное участие в дальнейшей судьбе Грузии. Так, Турция уже выделила несколько существенных грантов на развитие ВС этой страны: первый — на сумму 5 млн. долл. в 1998 г., второй — на сумму 3,8 млн. долл. в 1999 г., третий — на сумму 4 млн. долл. в 2000 г. На этот год Анкара объявила о намерении выделить 5 млн. долларов. США в текущем году выделят 20 млн. дол. грузинским пограничникам.

Украинско-узбекское ВТС. Решение Ташкента в 1999 г. присоединиться к другим четырем участникам неформального объединения, среди прочего, расценивалось аналитиками как возможность воспользоваться военно-техническим потенциалом ГУУАМ. Еще в 1997 г. Киевский танкоремонтный завод успешно выполнил контракт по ремонту и модернизации 40 узбекских танков, заработав 3,2 млн. долл., а почти сразу после присоединения к ГУУАМ МВД Узбекистана послало в Украину предложение о бартере продукции военного назначения на сумму 6 млн. долл. на условиях встречных поставок ликвидной продукции.

В октябре прошлого года в ходе украинско-узбекских переговоров в Ташкенте было подписано соглашение между министерствами обороны Узбекистана и Украины об активизации сотрудничества в ВТС. А «Укрспецэкспорт» заключил три контракта с узбекской стороной на поставку из Украины в Узбекистан стрелкового вооружения, малой артиллерии и боеприпасов для систем залпового огня.

Однако если среди партнеров ГУУАМ Узбекистан по объемам ВТС занимает лидирующие позиции, то, с другой стороны, часть Украины в системе ВТС Узбекистана является далеко не главной. Например, при помощи РФ Ташкентским авиационным заводом разработана новая модификация военно-транспортного самолета Ил-76 — Ил-76МФ, который может использоваться в качестве грузового, транспортного или пассажирского. Ташкент собирает несколько самолетов Ил-76МФ и заключил контракт на поставку трех Ил-114-100 в Сингапур. Общий объем экспортных контрактов в прошлом году достиг 200 млн. долл.

При этом особое место в военно-технических отношениях Узбекистана занимает РФ. В прошлом году Москва договорилась с Ташкентом создать СП по ремонту и модернизации военной техники, а также о поставках Узбекистану 50 новых БТР-80А от Арзамаского машиностроительного завода. А во время официального визита в Узбекистан Владимира Путина в мае прошлого года между двумя странами было подписано соглашение о закупке русских ОВТ на сумму 32 млн. долл. А уже во время визита в Ташкент военной делегации РФ в марте этого года Москва добилась согласия на закупку узбекской стороной значительного количества техники, в т.ч. новых вертолетов Ка-50, артсистем, систем ППО и боеприпасов. Узбекистан также намерен реализовать национальную космическую программу и уже принял решение запустить в космос в 2002 г. собственный спутник. При этом Ташкент сотрудничает с РФ, Евросоюзом и США, а не Украиной.

Украинско-молдавское ВТС. Еще в 1997 г. были сделаны первые реальные попытки наладить ВТС Кишинева и Киева. Было заявлено о намерении общими усилиями ремонтировать и модернизировать оружие постсоветского производства, а Молдова, кроме того, была заинтересована в ремонте в Украине своих артиллерийских систем. Киев, в свою очередь, рассматривал перспективы разработок в отрасли электронного оборудования для ВМС.

Но большая часть планов так и не была реализована. В значительной мере из-за экономических проблем молдавской стороны и оглядок Кишинева на Москву. Из ведущих оборонных заводов Украины только ОАО «Мотор-Січ» осуществляло поставки комплектующих в эту страну, причем в очень небольших объемах. ВТС Украины с Молдовой намного меньше по объемам, чем, например, ВТС Украины и Литвы (Украина выполняет контракт по ремонту военно-транспортных самолетов Ан-26 ВВС Литвы на сумму около 600 тыс. долл.). В то же время Молдавия более успешно реализует ВТС и с другими государствами постсоветского мира: например, партию малых вооружений и военной техники поставила Молдове Беларусь. А в прошлом году Кишинев поинформировал о желании продать еще шесть самолетов Миг-29, оставшихся в наследство от Советской армии.

 

Есть ли шансы
на светлое будущее?

 

Действительно, ВТС государств ГУУАМ изначально было направлено внутрь организации — на развитие боеспособности национальных армий и их оснастку новыми образцами вооружений или модернизации устаревающих. Однако страны ГУУАМ не имеют таких тесных оборонно-промышленных связей, как, например, Украина и Россия или Россия и Беларусь, поэтому сегодня и в ближайшем будущем невозможна реализация совместных военно-технических проектов. Исключение может составлять разве что проект изготовления военно-транспортного самолета Ан-70, в котором участвуют Украина и Узбекистан, реализовывая его вместе с Россией. Де-факто контакты в военно-технической сфере стран ГУУАМ осуществляются лишь на двустороннем уровне. Кроме того, преимущественно страны ГУУАМ имеют чрезвычайно низкие военные бюджеты, что резко ограничивает и возможности ВТС (например, Грузия расходовала в 2000 г. на потребности армии только 0,18% ВВП, Молдова — не больше 0,5% ВВП при потребностях каждого из государств в 2 — 2,5% ВВП). Слабая платежеспособность — сходная для всех постсоветских государств черта.

Весьма маловероятным является получение значительных по объему заказов от стран-членов ГУУАМ, а доля Украины в системе ВТС «гууамовских» государств может увеличиться только при условиях резкой активизации политики в этом направлении. При этом гораздо больше перспектив у двустороннего сотрудничества, нежели попытка положить начало совместным военно-техническим проектам в рамках объединения. Так что опасения относительно перерастании организации в военно-политический блок были излишними не только из-за географического фактора.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно