«ВАШИ ПРИКАЗЫ, ГОСПОДА, НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ» ЭКИПАЖ УКРАИНСКОГО СУДНА «ПРОРВИН» ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПОДЧИНЯТЬСЯ ОТЕЧЕСТВЕННОМУ СУДОВЛАДЕЛЬЦУ

25 мая, 2001, 00:00 Распечатать

Конфликт вокруг земснаряда «Прорвин», который тянется с ноября прошлого года, по-прежнему остается неразрешимым...

Конфликт вокруг земснаряда «Прорвин», который тянется с ноября прошлого года, по-прежнему остается неразрешимым. И если он не будет улажен, то может вылиться в большой скандал, или, что еще хуже, закончиться продажей с молотка этого уникального судна. К сожалению, пока что о мирном разрешении спора говорить не приходится. Между тем судно, находящееся в Болгарии, сегодня вышло из-под контроля государства и полностью оказалось в руках болгарской агентской фирмы «Cosmos Shipping Ltd.». Попытки Минтранса и украинских правоохранительных органов изменить ситуацию пока что ничем не увенчались. Дело в том, что экипаж земснаряда «Прорвин» отказывается выполнять приказы судовладельца и собственника судна, коим является государство Украина, и подчиняется лишь болгарской компании.

 

Подробно о конфликте вокруг земснаряда «Прорвин» «Зеркало недели» уже сообщало (№8 от 24.02.2001 г.). Напомню вкратце суть дела. Судовладелец, Измаильский район водных путей, в прошлом году отправил «Прорвин» на ремонт в Николаев, а оттуда в Болгарию. Вместе с тем денег на то, чтобы привести судно в порядок, не было. Тогда и появились два контракта с «Cosmos Shipping Ltd.» — на ремонт и менеджмент, которые затем были признаны кабальными для украинской стороны. Согласно этим документам, подписанным в марте 2000 г., болгары брались отремонтировать судно с тем, чтобы взять его в управление, запустить в работу и за счет заработанных средств погасить кредит, взятый ими на ремонт. В случае непогашения расходов, понесенных «Cosmos Shipping Ltd.», контракт (срок которого истекал 31 декабря 2000 г.) продлевался автоматически. Учитывая, что погашение долга зависело от самой компании, судно могло находиться в ее руках до бесконечности. Более того, в этот период фирма обещала платить судовладельцу за работу его земснаряда всего лишь 10 тыс. долл. в месяц (при средней тайм-чартерной ставке для судов аналогичного типа около
6 тыс. долл. в сутки).

После подписания контрактов события разворачивались следующим образом. Болгары, как и обещали, отремонтировали судно на совесть, не жалея, как говорится, средств. А вот с работой оказалось посложнее. Шел месяц, другой, третий, а земснаряд оставался стоять без движения в порту Варна, обрастая новыми расходами, а точнее, долгами. В это время начальник структурного подразделения Измаильского района водных путей ГП «Укрводпуть» (за которым числился «Прорвин») продлевает с «Cosmos Shipping Ltd.» срок действия контракта на прежних кабальных условиях и отдает болгарам земснаряд в управление еще на один год. И это буквально за четыре дня до выхода приказа о ликвидации самого структурного подразделения. После случившегося министр транспорта издает приказ о передаче «Прорвина» с баланса ГП «Укрводпуть» на баланс ГП «Черазморпуть». Вот с этого документа все и началось.

 

Переговоры закончились ничем

 

Новый судовладелец «Черазморпуть» отказался признавать кабальные контракты. В свою очередь менеджер «Cosmos Shipping Ltd.», в управлении которого находился «Прорвин», решил не признавать судовладельца. Он забрал судовые документы и обещал их отдать, если «Черазморпуть» предоставит банковские гарантии о том, что все понесенные им расходы по судну с учетом потерянной выгоды будут оплачены. Однако «Черазморпуть», не принимая никаких условий, решил взять судно в свое управление. К делу подключилась Одесская областная прокуратура. После выезда в Болгарию она установила, что с судовыми документами не все в порядке: судя по указанным в них датам, они были выданы задним числом и содержали противоречивые данные. Прокуратура вскоре подала иск в одесский арбитраж, и суд признал «Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины» и «Свидетельство о праве собственности на судно» недействительными. 22 марта 2001 г. были выданы новые документы на имя нового судовладельца — «Черазморпуть». Но болгарские официальные органы, которым они были представлены, с выводами не спешили.

«Прорвин» в это время уже был задействован на дноуглубительных работах в портах Варна и Балчек. Данные работы для Болгарии — часть довольно крупного проекта, под который ЕБРР выделил деньги. В связи с этим министерством транспорта Болгарии был организован тендер. И «Cosmos Shipping Ltd.», выставив украинский земснаряд, его выиграл. Кстати, «Черазморпуть» в нем тоже участвовал, другим судном, но проиграл. В общем, к тому времени ситуация с «Прорвиным» заметно изменилась — судно после нескольких месяцев простоя наконец-то было при деле и стало что-то зарабатывать. Однако отношения между менеджером и судовладельцем оставались прежними. Какие деньги зарабатывал «Прорвин», последнему было неведомо. Незначительная сумма, которая ему полагалась, ему не перечислялась. Но проблема не только в этом. Вскоре эти работы будут завершены. Что дальше? К сожалению, обе стороны нисколько не продвинулись по пути урегулирования конфликта. В середине марта все участники спора встречались у министра транспорта Украины. Результат — ноль. Об этом свидетельствует письмо «Cosmos shipping Ltd.» в адрес Президента Украины и премьер-министра, отправленное после встречи.

«Попрание украинской стороной международных правовых норм экономического сотрудничества, — говорится в нем, — делает бесспорным наше право обратиться за разрешением спора в соответствии с договором в торгово-промышленную палату в Болгарии»... Далее подчеркивается: «сумма прямых, уже понесенных, убытков составляет более 2 млн. долл., что превышает стоимость судна, и в соответствии с законодательством Болгарии возникает спор о вещи — о судне». Речь идет о том, что к судну может быть предъявлен иск, и чтобы его удовлетворить, оно может быть выставлено на аукцион. Вместе с тем болгарская компания отмечает: «Высказываемые в наш адрес умозаключения о «стремлении забрать» судно путем необоснованного завышения долговых обязательств не согласуется с фактическими обстоятельствами дела».

Что касается суммы долга, то это очень интересный вопрос. По сути, сегодня именно долг и является предметом спора. Стоимость ремонта «Прорвина», согласно контракту, заключенному в марте 2000 г., — 370 тыс. долл. Срок — 50 дней. «Cosmos Shipping Ltd.», по их же данным, ремонтировал «Прорвин» до октября и потратил на него около 500 тыс. долл. «Черазморпуть» требует, чтобы менеджер предоставил ему оригиналы документов, подтверждающие дорогостоящий ремонт, а «Cosmos Shipping Ltd.» отказывается на том основании, что они существуют в единственном экземпляре и с ними можно ознакомится только в Болгарии. Другая статья расходов связана с содержанием судна и экипажа. Болгарская фирма не могла найти «Прорвину» работу, и он простоял в порту Варна до марта 2001 г., наращивая дополнительные расходы. Теперь эта сумма тоже становится предметом спора, так как экипаж, который согласовывает траты по судну, находится вне контроля судовладельца.

Словом, «Cosmos Shipping Ltd.», вскоре поняла: причин, чтобы встать из-за стола переговоров и больше за него не садится, больше, чем возможностей договориться. И сегодня болгары, грозившие санкциями украинской стороне, решили действовать иначе. Путем воздействия на наших чиновников с помощью наших же граждан, то есть членов экипажа.

 

Экипаж против министерства

 

Следует сказать, что в данном конфликте экипаж, чьи интересы задеты не в меньшей степени, чем всех остальных, принял сторону болгарской стороны. Последняя выход из создавшегося положения видит в отмене приказа Минтранса и передаче судна совершенно другому судовладельцу — ГП «Устьдунайводпуть», недавно созданного на базе ликвидированного Измаильского района водных путей (бывшего судовладельца «Прорвина»). Оно, как ни странно, готово взять на себя выполнение всех обязательств по кабальным контрактам. Что любопытно, болгары свою позицию поясняют не только невыполнением украинской стороной условий контракта. Они, оказывается, обеспокоены тем, что «Черазморпуть» на украинском рынке дноуглубительных работ, с их точки зрения, превращается после передачи ему «Прорвина» в господствующего монополиста, а это является грубым нарушением антимонопольного законодательства Украины.

Так вот, члены экипажа, все 21 человек, подали жалобы в Московский райсуд г. Киева на неправомерные действия министра транспорта Украины. И требуют отменить приказ о передаче «Прорвина» «Черазморпути». Они считают, что приказ нарушил их трудовые права. Какие, не поясняют. Они пишут о том, что передача землесоса является грубым нарушением антимонопольного законодательства и что теперь «Черазморпуть» становится монополистом. В качестве доводов члены экипажа приводят данные о количестве в Украине такого рода предприятий и числе у них единиц подобной техники. Пишут о том, что во время процедуры ликвидации (Измаильского участка водных путей) нельзя было трогать ликвидационную имущественную массу, то есть «Прорвин». И о многом другом. О том, что вряд ли, по большому счету, может волновать рядовых моряков. Правда, в конце своей жалобы они сообщают, что если бы судно оставалось в «Укрводпути», то они не были бы уволены в связи с ликвидацией Измаильского участка. А так они лишились работы, и перспектива устроиться по специальности на морском транспорте весьма для них минимальная. Между тем, судя по письмам начальника «Черазморпути г-на Валькова и начальника Госдепартамента морского и речного транспорта Украины г-на Зубкова, экипажу не раз предлагали перейти на работу в «Черазморпуть», но он отказался.

 

Вне государственного контроля

 

В общем, в споре вокруг «Прорвина» слово теперь за судьей Московского райсуда г. Киева И.Пановым. Каков будет вердикт, надо полагать, станет ясно в самое ближайшее время. Во всяком случае представители Минтранса в судебном заседании, состоявшемся на прошлой неделе, просили судью, объявившего перерыв до 30 мая, как можно быстрее рассмотреть это дело, ибо судно находится в Болгарии вне государственного контроля. В то время как государство несет ответственность за свое судно и экипаж. Дело в том, что на период рассмотрения жалобы суд приостановил действия приказа Минтранса. И эта временная пауза уже сделала свое дело. Теперь капитан судна Меньшиков на факсы, поступающие из Украины от ГП «Укрводпуть» и ГП «Черазморпуть», отвечает: «Уважаемые господа, ваши приказы и распоряжения недействительны... С вопросами прошу вас обращаться к менеджеру — компании «Cosmos Shipping Ltd.», в оперативном подчинении которого находится судно и экипаж, согласно действующему контракту и исполнению государственного заказа на проведение работ».

Государственным заказом капитан называет проект по дноуглубительным работам в портах Болгарии, о котором упоминалось выше. Вообще следует отметить, что эта оговорка, видимо, не случайна. Экипаж в Болгарии чувствует себя намного лучше, чем в Украине. Как явствует из его письма в адрес Минтранса, МИДа и Генпрокуратуры, он просит оказать содействие в получении болгарского гражданства, в случае, если «их проблемы не найдут понимания и решения и они не нужны Родине». О том, чтобы понять, в чем их проблемы, приведу одну лишь цитату из их письма, которая в комментариях, думаю, не нуждается. Итак, экипаж, обращаясь к официальным органам Украины, просит «защитить трудовые права коллектива, сохранив целостный работоспособный экипаж, защитить интересы иностранного инвестора, который дает работу, а главное, платит за нее, обеспечивая занятость и поступления денежных средств на предприятие и в бюджет государства»...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно