ВАЛЕРИЙ ШМАРОВ: «НАС СТАЛО СЛИШКОМ МНОГО НА РЫНКЕ»

19 декабря, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 19 декабря-26 декабря

Тему сокращения украинских спецэкспортеров «Зеркало недели» поднимало в прошлом номере. Ознаком...

Тему сокращения украинских спецэкспортеров «Зеркало недели» поднимало в прошлом номере. Ознакомившись с мнением экспертов, свою точку зрения по этому поводу пожелали представить и официальные лица, имеющие непосредственное отношение к ликвидации дочерних фирм «Укрспецэкспорта». Интервью «ЗН» согласился дать генеральный директор этой государственной компании Валерий Шмаров.

— Сейчас идет процесс сокращения, ликвидации некоторых дочерних компаний «Укрспецэкспорта», но в свое время, пять лет назад, их же создали с какой-то определенной целью. Зачем их создали и почему их сокращают? Только давайте не будем говорить о том, что это сделано во исполнение указа Президента о реорганизации...

— Нет, я бы именно с этого и начал. Действительно, год назад был указ Президента, в котором глава государства, его соответствующие службы, уполномоченные этим заниматься, изучили положение дел на внешних рынках и пришли к выводу, что необходимо сократить количество спецэкспортеров. Такая установка в указе № 627 за прошлый год была. В течение года мы изучали, как это выполнить. Ответственность за показатели работы, опасность потери партнеров, практика сотрудничества, наличие высококлассных специалистов — эти факторы лежали в основе принятия решения о реорганизации. И потом, речь не идет о банальном сокращении. Компания «Укрспецэкспорт», по состоянию на 10 декабря, включала в себя шесть юридических лиц, в том числе пять дочерних предприятий. Каждое из них имело право заниматься специальной внешнеэкономической деятельностью, то есть экспортом и импортом вооружений и спецтехники. Более того, две организации — «Спецтехноэкспорт» и «Промоборонэкспорт» — имели конкретные задачи, записанные в уставах при их создании. Первая была специально предназначена для экспорта научной продукции и современных высоких технологий. Вторую учредили для обеспечения продвижения на рынки современной продукции оборонно-промышленного комплекса.

— То есть это была попытка некой диверсификации рынка: одни занимаются только технологиями, другие — только техникой?

— Скорее, речь шла о специализации. Опыт пяти лет работы этих компаний показал, что основные уставные задачи они, к сожалению, не выполнили. Виной тому, вероятно, ряд причин, в том числе и упущения руководства компаний, но по итогам пяти лет работы они скатились, можно сказать, в русло тривиальных задач экспорта-импорта вооружений на общих основаниях. Специализации не произошло.

— Занимались тем, что проще?

— Тем, что получалось. Основные задачи, ради которых и создавались эти структуры, я повторяю, не были выполнены. Вторая причина, которую мы вынуждены констатировать: наличие нескольких юридических лиц на внешнем рынке. Это создает некоторые трудности. При том, что в государстве существует жесткая система экспортного контроля, координация действий спецэкспортеров «Укрспецэкспортом», объективно сложилось так, что неоднократно возникали ситуации конкуренции «между собой». В итоге вероятные заказчики использовали эти моменты, чтобы, так сказать, «разводить» претендентов, и из-за того, что было несколько предложений на одну и ту же тему, они добивались понижения цены, других выгод по условиям контрактов, срокам платежей, поставок… Отсюда наличие «проигрышных» тендеров и контрактов. Не в ущерб государству, но и не с желаемой прибылью, которую реально можно было бы получить.

— Если я правильно поняла, на внешнем рынке создалась, мягко говоря, нелепая ситуация: несколько государственных структур соперничали друг с другом, предлагая одинаковую продукцию по разным ценам. То есть демпинговали ради корпоративных интересов в ущерб державе?

— Я бы не упрощал ситуацию. Многократные предложения по одному и тому же вопросу дают заказчику право большого выбора. Когда все предложения жестко и централизованно базируются на определенных позициях, картина взаимоотношений иная. Но, к сожалению, стремление выиграть у конкурента побуждало всех участников делать уступки в ценах, сроках, качестве. Более того, это сеет некий сумбур. Заказчик не понимает: как это так — у государства есть официальный спецэкспортер «Укрспецэкспорт», а продукцию от лица государства предлагают шесть участников одновременно. Конечно, у заказчика возникали сомнения в серьезности и состоятельности таких предложений. Вот те причины, которые легли в основу указа Президента и стали основанием для реорганизации структуры компании.

«Укртехноэкспорт» и «Промоборонсервис» — наши самые молодые, самые маленькие «дочки». Мы уверены, что без больших затрат их полномочия, ответственность, контракты, проекты, которые уже в производстве, головная компания примет на себя и, безусловно, выполнит.

— Злые языки утверждают, что кроме явных причин есть скрытые. Вроде бы одной из сокращаемых «дочек» не простили удачного контракта с самолетами «Руслан», а другая вообще давала такую прибыль, которая шла на пользу лишь показателям головной компании. Говорили, что объем дохода только по одной из «дочек» планировался не менее 100 млн. долларов в год.

— В этих решениях, хочу сразу оговорить, нет никакой личностной составляющей. Что касается оборота, я бы хотел, чтобы вы не путали понятия «доход» и «оборот». Да, такой оборот был задекларирован. На деле объем товарооборота, я подчеркиваю, был в десятки раз скромнее, и это не меняет картину наших показателей в целом. Суммарно это примерно десятая часть объемов товарооборота нашей компании. Но при этом мы не говорим, что дочерние предприятия были плохими. Нас стало слишком много на рынке. Неоправданно много.

— Что будет с людьми? Сколько из них вы сократите, кто останется?

— Я не готов сказать, как это будет выглядеть в процентном соотношении, но специалист без работы не останется. Стоящий работник только стул и стол поменяет. Он нам нужен, он делу нужен. В «Укрспецэкспорте» есть отделы, специализирующиеся по географическому принципу. Все специалисты, которые ведут контракты, проекты, будут переведены в соответствующие отделы компании. Наша профессия уникальна. Как правило, в ней работают спецы экстракласса, а это предполагает знание техники, экономики, иностранных языков, политической ситуации, личные контакты, возможности лоббирования интересов… Я уверен: ни одного профессионала мы не потеряем. Но при каждой «дочке» есть бухгалтерия, канцелярия, хозотдел, секретный отдел и т.д. Здесь, конечно, численность персонала нужно минимизировать, чтобы не утяжелять административно-управленческий аппарат. Созданы ликвидационные комиссии, которые возглавляют мои заместители. Они предметно занимаются каждым человеком. Мы никого не хотим потерять. Но я хотел бы подчеркнуть, что, «впитывая» в себя два дочерних предприятия, мы принимаем на себя всю их ответственность по всем проектам: прошлым, нынешним, будущим.

— Двух компаний уже нет, остаются еще три дочерних предприятия. Может, стоит во избежание всего того, что вы перечислили ранее, и их сократить — «впитать» и возглавить?

— С одной стороны, есть пример российских коллег: там одно юридическое лицо «Рособоронэкспорт», наделенное полномочиями правительства. У него нет никаких «детей», соответственно, путаницы меньше. С другой стороны, я бы не подходил к этому вопросу так радикально. На рынке возникают ситуации, когда есть необходимость в предъявлении иного юридического лица. Это связано с тонкими политическими ситуациями внутри определенной страны, ее политическими позициями, отношениями с соседями и т.д. Когда есть возможность маневра — вероятность успеха выше.

— Так какое оптимальное количество спецэкспортеров?

— Сейчас осталось четыре. Мы полагаем, что будет больше порядка в их работе, что это станет своего рода стимулом, и нынешняя реорганизация заставит участников рынка вести себя сдержаннее. Ну а поработав в таком составе какое-то время, посмотрим — оптимальный это вариант или нет.

— Валерий Николаевич, Новый год не за горами. Есть достижения, которыми «Укрспецэкспорт» может гордиться?

— Ну, до Нового года еще полторы недели работы. Не хочу вам читать политинформацию и рассказывать о влиянии мировых политических процессов на нашу деятельность. Сейчас могу только сказать, что в сравнении с прошлым годом компания увеличила внешнеторговый оборот примерно на 8—10%. В новом году подведем итоги и тогда расскажем о результатах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно