В ПОИСКАХ БУДУЩЕГО ДЛЯ ЕВРОПЫ

26 мая, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 26 мая-2 июня

Ну наконец! Наконец-то министр иностранных дел Германии Йошка Фишер озвучил то, что уже давно обсу...

Ну наконец! Наконец-то министр иностранных дел Германии Йошка Фишер озвучил то, что уже давно обсуждалось в европейских политических и правительственных кругах и что у многих политиков не только «варилось» в мозгах, но и не раз срывалось с языка по самым различным случаям. Глава внешнеполитического ведомства выступил в Берлинском университете имени Гумбольдта с речью, в которой изложил свое видение устройства Европейского союза в связи с его будущим расширением на Восток. Вообще-то идея не нова и концепцией институционных реформ Европейского союза уже с 1998 года занимаются, в частности, французские ученые и политики. Не секрет, почему они оставили роль инициатора Йошке Фишеру: президент Франции Жак Ширак и министр иностранных дел Лионель Жоспен не проявляют особой активности в этой сфере, хотя Франция с 1 июля перенимает председательствование в Европейском союзе и должна закончить в этом столетии процесс реформирования сообщества. Вот они, не привлекая внимания к своим персонам, и проблему решили, и конфликта избежали.

Йошка Фишер своей речью привлек внимание тех, от кого в значительной степени зависит будущее сообщества. Правда, бундестаг предложил к обсуждению концепцию не министра иностранных дел, а «гражданина Фишера», который заявил, что выступает, как «убежденный европеец и немецкий парламентарий». Хотя некоторые партии до сих пор пытаются все-таки выяснить, является ли модель переустройства союза частной инициативой или это предложение немецкого правительства? Но, кажется, самого инициатора этот вопрос волнует мало, тут, как говорят, называй хоть горшком...

И товарищи по правящей коалиции, и оппозиционные Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы (CDU/CSU), и в основном все партии поддерживают Фишера, тоже считая, что ЕС следует поставить на конституционную основу. Сам же глава внешнеполитического ведомства утверждает, что грядущее преобразование является для альянса самой сложной задачей и испытанием со дня его основания. Он предлагает после расширения союза на Восток создать Европейскую Федерацию с собственной Конституцией и двухпалатным парламентом. Ведь теперь, когда сообщество должно увеличиться вдвое, становится очевидным, что в существующие структуры ему уже не «вписаться». И мелкими внутренними реформами, которые являются предметом постоянного обсуждения в правительстве ЕС, уже не обойтись. Нужны смелые и решительные шаги, которые обеспечили бы новым членам, а их в конце концов будет 27, быстрейшую интеграцию в альянс. Ведь создающаяся новая мировая сила не может действовать на «авось». Или нерешительно, как в случае с Австрийской Республикой, где к власти в результате вполне законных и демократических выборов пришли правые. Европейский союз оказался не подготовленным к такому повороту событий, а соглашения о членстве в нем не предусматривают каких-либо серьезных санкций по отношению к странам, где возможны нарушения принципов демократии.

Поэтому Йошка Фишер предлагает провести в ЕС всеобъемлющие реформы. Решающую роль, на его взгляд, здесь будет играть немецко-французский альянс, как мощный мотор развития. А вот странам, которые особенно желают интегрироваться в сообщество, по мнению Фишера, целесообразно создать «гравитационный» центр, который помогал бы управлять процессом преобразования ЕС.

Полное понимание концепции немецкого министра иностранных дел выразила Франция, которая, как одна из прародительниц ЕС, обладает значительным влиянием в альянсе. Париж готов поддерживать Фишера во всех его начинаниях по преобразованию сообщества. Что и понятно: создается новый Европейский центр, главной движущей силой в котором намереваются стать Германия и Франция. На уровне глав правительств в загородней резиденции Жака Ширака Рамболье состоялась двухсторонняя встреча, на которой обсуждались все аспекты будущей перестройки ЕС. Речь шла об окончательном статусе объединенной Европы после завершения процесса интеграции. Стороны признали видение этих проблем Фишером концепцией грядущего большого объединения.

Особое внимание уделяется роли будущих членов союза, от быстрейшей интеграции которых зависит прогресс развития Европейского союза. Этот вопрос стал самым важным и самым спорным на двусторонних переговорах, второй этап которых состоится в июле в немецком городе Майнце.

Но пока грядет горячее время расширения, Европейский союз усиливает давление на кандидатов в члены сообщества. Все они должны быть готовы к жестким переговорам в июне по последним 30 разделам условий о членстве. Жаркие дебаты предстоят по вопросам рынка труда, безопасности внешних границ, региональной политики и сельского хозяйства, сферы внутренних дел, юридической системы. Особенно чувствительными представляются проблемы свободного выхода на рынки труда и защиты будущих границ, которые должны создаться после расширения. Можно предположить, что тут не обойдется без неприятных сюрпризов. Ведь, например, Франция настаивает на «жесткой внутренней позиции» относительно линии кордона на Востоке. Она уже сейчас призывает других 14 членов ЕС проявить твердость на переговорах в июне, требуя, чтобы первые шесть будущих кандидатов в случае вступления в сообщество неукоснительно придерживались условий Шенгенского договора. Они предписывают неукоснительную защиту внешних границ, непременное участие в единой компьютерной системе информации и соблюдение общей визовой политики. Эта позиция Франции встретила поддержку и понимание среди партнеров, особенно Германии. Правда, представители Люксембурга и члены Европейской комиссии выразили обеспокоенность, что такой бескомпромиссной позицией можно вызвать у стран-кандидатов чувство неполноценности и то, что от них в данный момент требуют непомерно много.

Что сразу же подтвердили, например, польские представители в ЕС. Они напомнили, что Польша имеет не только 1800 км границ с Украиной и Белоруссией, но и особые отношения с этими государствами, которые складывались веками и разорвать их одним махом представляется трудно выполнимой задачей. Более того, несколько поспешными выглядят требования, по которым страны- кандидаты обязаны чуть ли не сию минуту выполнить условия Шенгенского договора, ведь до даты вступления в союз еще 2,5 года. Кстати, три скандинавских государства, а также Великобритания и Ирландия, состоящие в ЕС, вовсе не торопятся в Шенгенское пространство и никто их за это не порицает. Кстати, они имеют в ЕС также особый статус неучастия не только в политике виз, но и беженцев, и переселенцев. Правда, у будущих членов альянса несколько иное положение. К тому же, кандидаты «пробивают» для своих граждан свободный выход на западные рынки труда уже с первого дня вступления в ЕС. Понятно, что в таком случае своя рубаха ближе к телу и вряд ли они будут противиться требованиям партнеров. Ведь известно: назвался груздем... Тем более, что идея Шенгенского пространства преследовала цель не только наладить контроль за многоклановым обществом, но и подчинить страны-участницы целям союза. Удастся ли такой шпагат теперь, после внедрения новой концепции в связи с расширением союза? Ведь она должна соединить различные интересы и потенциалы, создав «крепкую основу для стран, ориентированных на интеграцию и кооперацию».

«Зеленый» министр иностранных дел Германии уверен, что эти цели достижимы. Более того, он утверждает, что «гравитационный» центр из стран-кандидатов — нынешних и будущих, который он предлагает создать, и из которого будут поступать идеи для быстрейшего развития Европейского дома, можеть стать тем самым двигателем прогресса, который не позволит дремать старушке-Европе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно