В ожидании кризиса

28 сентября, 2012, 15:47 Распечатать Выпуск №34, 28 сентября-5 октября

Некоторые советы нынешним власть имущим от не совсем постороннего человека

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Что такое кризис? Сегодня этот вопрос можно услышать от многих наших соотечественников и не только. Основой экономических кризисов всегда являются внутренние диспропорции, даже если они вызваны внешними факторами. Так и кризис в Украине в 2008—2009 годах только был запущен внешними шоками, а углубился он и послужил причиной довольно серьезных последствий из-за усиления системных диспропорций, сформировавшихся в предыдущие годы.

Что может ожидать Украину на пороге нового витка мирового финансового кризиса? Многие риски развития, которые мы пытаемся нивелировать, существуют довольно продолжительное время. Это, во-первых, экспорто-ориентированная низкотехнологичная модель экономики Украины, заложенная еще в советское время и усилившаяся в 90-е годы прошлого столетия, в частности зависимость от внешних рынков сбыта, высокий удельный вес сырьевых базовых отраслей, наличие лишь незначительной доли инновационной продукции. Во-вторых, высокий уровень нагрузки социальных выплат на экономику Украины, являющийся одним из самых высоких в мире.

В-третьих, критическое состояние основных производственных фондов. Одним из главных рисков и проблемой национальной безопасности остается технологическая отсталость украинских предприятий. Большинство владельцев металлургических комбинатов, несмотря на высокие прибыли, так и не осуществили мероприятия по модернизации производства. Значительная часть (по разным оценкам, до 80%) прибыли металлургии оседает в офшорных зонах, и какая-либо модернизация металлургической промышленности практически проведена не была (исключение — Алчевский меткомбинат). Даже с восстановлением мирового спроса на металл продукция национального производителя не может конкурировать с китайской и турецкой, поскольку в этих странах произошла модернизация производства и значительно повысилось качество продукции.

Создается впечатление, что украинские олигархи стараются как можно больше изъять из экономики из-за постоянного ожидания проблем. Типичная люмпенско-олигархическая модель государства, где два основных антагониста формируют противоречия развития и ожидают очередного катаклизма.

На сегодняшний день активы ста богатейших украинцев выросли почти до 130 млрд. долл., то есть составляют до 80% относительно размера ВВП Украины. Можно сказать, что это и является уровнем олигархизации экономики. В отличие от западных экономик, где наибольшими темпами растут капиталы владельцев компаний, связанных с информационными технологиями и производством высокотехнологичной продукции, в нашей стране рекордно увеличивается богатство сырьевых магнатов. Вследствие политики, проводимой в Украине, население разделилось на две социальные категории — олигархов, количество которых относительно населения составляет бесконечно малую величину, но которые владеют почти всем в государстве, и малообеспеченных или откровенно бедных граждан, составляющих львиную долю населения Украины, но с точки зрения благосостояния являющихся величиной, соизмеримой со статистической погрешностью. Олигархично-люмпенская модель общественно-политической жизни, сложившаяся в Украине, имеет существенные недостатки и не может привести к качественным изменениям в стране.

В отличие от многих развитых стран, в Украине почти отсутствует средний класс, который обычно выполняет важную общественную функцию — является гарантом стабильности и демократии. Процент представителей среднего класса в любом обществе — важный показатель уровня благосостояния в стране.

В таких условиях средний класс, который может быть локомотивом развития, никому не нужен.

В целом к основным внутренним диспропорциям развития и системным проблемам, накопленным за последние годы, следует отнести:

— превалирование сырьевых материало- и трудозатратных отраслей третьего и четвертого технологических укладов, что формирует неконкурентоспособную экономику, ориентированную на сырьевые внешние рынки сбыта;

— не отвечающую реалиям сегодняшнего дня налоговую политику, которая ограничивает развитие производственных секторов с высокой долей добавленной стоимости и стимулирует развитие сырьевых отраслей и сферы услуг, создает условия для использования схем минимизации налоговых обязательств;

— неэффективную систему бюджетных приоритетов и бюджетной поддержки реального сектора экономики, стимулирующую «проедание» средств, а не их эффективное использование;

— фискальное и денежно-кредитное стимулирование формирования потребительской модели развития экономики, вследствие чего предприятия вынуждены искать финансовые ресурсы для развития на внешнем рынке или аккумулируя ресурсы с помощью теневых схем и вывоза капитала;

— отсутствие стимулов и ресурсов для внедрения новых технологий и обновления производственных мощностей и, как следствие, критическое состояние основных производственных средств в экономике страны.

Следовательно, если говорить откровенно, кризис никуда из Украины не уходил. Он был тут еще с 1991 года, но в определенных проявлениях. Что же касается нынешнего периода, то последние статистические данные, приведенные Государственной службой статистики, свидетельствуют, что Украина постепенно восстанавливает кризисную круговерть, которая может иметь намного худшие последствия, чем в 2008—2009 годах. Занимаясь только критикой «папєрєдніків», нынешняя власть сама наступает на те же грабли, вместо того, чтобы извлесь соответствующие уроки.

Уже сейчас видим, что рост промышленного производства по итогам января—августа замедлился и составляет минус 0,4% (0,2% в январе—июле 2012-го), что является самым низким кумулятивным показателем текущего года.

Главным внутренним сдерживающим фактором остается ограниченное кредитование реального сектора экономики и высокие процентные ставки по кредитам. Эти явления усиливаются девальвационными тенденциями на валютном рынке многих стран мира, в то время как курс гривни относительно доллара США находится на фиксированном уровне в течение длительного периода, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции и сопровождается потерей как внешних, так и внутренних рынков сбыта. В текущем году на развитие промышленности также влияют негативные процессы, обусловленные восстановлением рецессионных тенденций в отдельных странах Европы и формированием низкой ценовой динамики на украинские товары на внешнем рынке. Наибольшую глубину падения демонстрируют отрасли перерабатывающей промышленности, в том числе и переработки сельскохозяйственной продукции.

Уже второй месяц подряд сокращаются объемы производства и в сельском хозяйстве, что не характерно для летнего периода, когда продолжаются основные работы по сбору урожая. Индекс объема сельскохозяйственного производства в январе—августе текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2011-го составляет 95,5%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях — 90,5, в хозяйствах населения — 99,5%.

Значительно уменьшаются объемы транспортных перевозок. За январь—август 2012 года предприятия транспорта перевезли 509,9 млн. тонн грузов, что равняется 96,6% от показателя за аналогичный период прошлого года. Грузооборот составляет 261,6 млрд. тонно-километров, или 92,8% от объема января—августа 2011 года.

Вызывает серьезную обеспокоенность положение дел в строительстве. В январе—августе 2012 года предприятия Украины выполнили строительные работы на сумму 35,7 млрд. грн., что в сопоставимых ценах составляет 92,0% от объемов строительства за соответствующий период прошлого года. Основными проблемами развития строительства оставались следующие. Во-первых, увеличение себестоимости строительных работ из-за подорожания основных составляющих строительства. Так, с целью поддержки уровня рентабельности строительные компании повышали стоимость работ и услуг, что негативно сказалось на динамике спроса со стороны заказчиков. Во-вторых, убыточность строительной деятельности, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли (количество убыточных предприятий от общего количества предприятий строительной отрасли превысило 55%). В-третьих, довольно медленный рост долгосрочного кредитования, что ограничивало возможности для наращивания финансирования инвестиционных проектов. В-четвертых, длительное сокращение объемов предоставленных кредитов домашним хозяйствам и нефинансовым корпорациям на приобретение, строительство и реконструкцию недвижимости, что влияло на снижение спроса на объекты недвижимости.

Вызывает тревогу аномально низкая инфляция, связанная с постоянным снижением покупательной способности украинцев. Затяжная продолжительность дефляционных процессов в течение четырех месяцев может свидетельствовать о снижении покупательной способности населения и повышении уровня административного вмешательства в экономику. Настроения граждан остаются стабильно пессимистичными. В свою очередь, падение потребительского спроса говорит о росте бедности в стране и изменении структуры потребления. Население вынуждено покупать дешевые товары, а в структуре продовольственной корзины доля потребления картофеля, круп и хлебобулочных изделий составляет уже почти 50%.

Неадекватна сегодняшнему состоянию экономики и монетарная политика Национального банка Украины, продолжающая сдерживающим образом влиять на инфляционное давление со стороны спроса, а также более низкий по сравнению с потенциальным уровень внутреннего потребительского спроса. Кроме этого, нынешнюю ситуацию с точки зрения инфляционной составляющей можно считать так называемой отложенной инфляцией, что может иметь довольно непрогнозируемые последствия.

Сегодняшняя ситуация также прямо связана с достаточно жесткой денежной политикой НБУ. При этом дефляция сопровождается стагнацией производства. Из-за нарастания угрозы мирового финансового кризиса и внутренных экономических противоречий существует опасность значительного дальнейшего уменьшения объемов производства в базовых отраслях промышленности.

В существующих условиях необходимо НЕМЕДЛЕННО прибегать к методам регулирования экономики с помощью средств монетарной политики (кредитование экономики). Если такие меры будут приняты, рост экономики может оживиться, но вместе с тем начнут повышаться и цены. Но решающим фактором, влияющим на экономику в целом, является политический. Это сдерживает инвестиции, инновационные процессы и модернизацию экономики в целом. Кроме того, о дальнейшем росте инфляции можно говорить и потому, что со стороны правительства уже прозвучали заявления о том, что после выборов придется повысить цены на газ для населения и коммунальных предприятий.

Аналогия кризисов 2008—2009 годов и 2012 года

На протяжении восьми месяцев 2008 года Украина довольно успешно отражала все атаки мирового кризиса, например, очередное повышение цены на газ (в 2005 году, согласно договору, заключенному предшественниками Ющенко, цена газа составляла 50 долл. за тысячу кубометров; в 2006 году, уже при президенте Ющенко и премьере Еханурове, — 95 долл.; в 2007 году, при президенте Ющенко и премьере Януковиче, — 130 долл.; в 2008 году, при президенте Ющенко и премьере Януковиче, — 179,5 долл.), высокую динамику роста цен на нефть и другие ресурсы, аграрную инфляцию. Реальный рост ВВП за этот период составил 7,1%, прирост объемов промышленного производства — 6,3, инвестиции в основной капитал увеличились на 8,2, реальные доходы населения — на 13,7%. На 5,6 млрд. долл. выросли валютные резервы, составив на конец августа 38,06 млрд. долл. Но этого позитива не хватило, чтобы защититься от кризиса, который пришел к нам сразу несколькими путями.

Первый — банковская система. Дело в том, что иностранная доля в общем объеме банковского капитала Украины составляет более 37%, что превышает порог экономической безопасности на 7%. Поэтому материнские банки в Европе, находясь в затруднительном положении, через свои филиалы в Украине откачивают капитал из нашей финансовой системы в европейскую. Впрочем, кредитная активность банков в 2012 году восстанавливается пока недостаточно высокими темпами — прирост объемов кредитования ими реального сектора экономики за шесть месяцев текущего года составляет 2%. Это связано прежде всего с наличием значительных внешних рисков и неопределенностью относительно дальнейшего развития ситуации на рынках.

Второй путь — долговой. Объем валового внешнего долга за первое полугодие 2008 года составлял 59,9% от ВВП, или 100,06 млрд. долл. Но ведь долги формировались и в 2005—2007 годах. Согласно исследованиям Международного валютного фонда (МВФ), допустимой границей долга для такой переходной экономики, как украинская, являются 49,7% от ВВП. Валовой внешний долг Украины к июлю 2012 года достиг 74% ВВП. То есть границу экономической безопасности относительно долговых обязательств мы пересекли. Такая долговая нагрузка неприемлема и рискованна для страны с переходной экономикой и невысоким уровнем жизни. Это повышает риски финансовой нестабильности, особенно в условиях действия неблагоприятных факторов внешнего и внутреннего характера, которые могут активизироваться в условиях недостаточного обеспечения финансовых активов в корпоративном секторе экономики.

Тенденция к увеличению отрицательного сальдо текущего счета и дефицит внутренних сбережений порождают высокие финансовые риски, особенно в условиях низкого уровня долгосрочных кредитов и экспансии иностранных банков. Экономика Украины уже стала чрезвычайно зависимой от потоков иностранного капитала. Поэтому внезапное прекращение ее внешней подпитки в условиях необходимости погашения внешних долгов может привести к долговому кризису.

По данным Министерства финансов, по состоянию на 31 июля 2012 года государственный и гарантированный государством долг Украины составил 496 957 609,72 тыс. грн., или 62 174 103,58 тыс. долл., в том числе государственный и гарантированный государством внешний долг — 292 465 563,93 тыс. грн. (58,85% от общей суммы государственного и гарантированного государством долга), или 36 590 211,95 тыс. долл.; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 204 492 045,79 тыс. грн. (41,15%), или 25 583 891,63 тыс. долл. Государственный долг Украины составил 390 714 088,92 тыс. грн. (78,62% от общей суммы государственного и гарантированного государством долга), или 48 882 032,92 тыс. долл. Гарантированный государством долг Украины составил 106 243 520,80 тыс. грн. (21,38%), или 13 292 070,66 тыс. долл. На протяжении июля 2012 года сумма государственного и гарантированного государством долга Украины увеличилась в гривневом эквиваленте на 17 200 992,17 тыс. грн. в целом за счет выпуска еврооблигаций на 2 млрд. долл.

На сегодняшний день только инвестиционный характер накопления внешнего долга не должен подлежать каким-либо ограничениям. Это единственный путь эффективной интеграции Украины в мировое хозяйство и формирования высокой кредитоспособности отечественных заемщиков.

Ухудшение ликвидности мировых финансовых рынков может существенно замедлить кредитование национальной экономики. Как следствие, украинские заемщики будут испытывать трудности с рефинансированием своих кредитных обязательств на внешних рынках. Следует отметить, что в структуре внешнего долга значительна доля краткосрочного капитала. Именно этот капитал в случае внезапного его оттока может стать одним из факторов дестабилизации курса национальной валюты. Сегодняшние условия развития отечественной экономики существенно отличаются от существовавших в 1998 году, когда Украина также подверглась влиянию мощного мирового финансового кризиса. Однако современные реалии не улучшают, а ухудшают характеристики устойчивости национальной системы к финансовым шокам. Так, если в 1997—1998 годах уровень корпоративных долгов был низким и корпоративный сектор не был настолько зависим от внешнего финансирования, то сегодня, как уже отмечалось, национальная финансовая система стала более зависимой от внешних потоков капитала.

Если произойдет наихудшее и реализуется влияние всех указанных каналов одновременно и в полном объеме, то следствия мирового финансового кризиса для Украины будут довольно ощутимыми, прежде всего значительно вырастет дефицит внешнеторгового баланса, превысив уровень 10% ВВП, что критично для развивающихся экономик.

Чтобы не допустить значительной девальвации, Национальный банк будет вынужден продавать валюту из резерва. Но предотвратить девальвацию будет крайне тяжело. В таких условиях динамика ВВП может замедлиться до 2,5—3%, индекс потребительских цен в условиях восстановления девальвационных процессов может выйти за пределы однозначного показателя.

Отмеченное не является простым моделированием ситуации при других равных условиях по принципу «что будет, если…». Ведь наряду с ростом интегрированности национальной экономики в финансовые рынки за период после финансового кризиса 1998-го и 2008—2009 годов произошли определенные изменения в структуре и характере развития экономики. Сегодня рост все в большей степени определяется внутренним потенциалом, а не внешними факторами 

Третий путь — внешнеторговый. Из-за кризисных явлений в развитых экономиках мира резко упал спрос на продукцию металлургии и машиностроения. А это — сильный удар по нашим основным предприятиям-экспортерам. Доля экспорта во внутреннем валовом продукте равна 47%. Следовательно, объем ВВП вследствие сокращения экспорта резко уменьшился. Ситуация могла бы быть значительно лучше, если бы отечественные металлургические и химические гиганты были более конкурентоспособными. Достичь этого можно было в период экономического оживления 2002—2004-х и 2006—2007 годов, модернизировав производство. Но вместо этого владельцы предприятий вывозили свои сверхприбыли в офшорные зоны. То есть жили днем сегодняшним, не думая о будущем. Поэтому удивительно слышать от тогдашних членов правительства обвинения в адрес правительства Тимошенко, что это оно не подготовило Украину к мировому экономическому кризису. А кто же, собственно, должен был ее готовить? Почему бывшие правительства не направили экспортные отрасли на путь инновационного развития еще тогда? Почему не осуществлялась политика структурной перестройки экономики?

Следует сказать, что Украина имеет козырь, который мог бы сделать ее экономику значительно более устойчивой к негативным влияниям извне, — это сельское хозяйство. Однако его огромный потенциал становится источником обогащения отдельных лиц и надлежащим образом не используется.

Тогдашнее правительство не могло влиять ни на Национальный банк, который был подконтролен Ющенко, ни на предприятия олигархов от Партии регионов, особенно химические и металлургические.

Власти надо срочно принимать четкую антикризисную программу

Учитывая риски сокращения экспорто-ориентированного производства вследствие падения мирового спроса и усложнения платежей по экспортным операциям, необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на расширение внутреннего спроса на группу экспортных товаров и тем самым усилить роль внутреннего производства. Для этого достаточно начать новые инфраструктурные и жилищные строительные проекты, финансируемые из бюджета. Правительство должно не допустить обвала цен на зерно нового урожая с помощью закупок аграрным фондом, чтобы сельхозпроизводители получили достаточные ресурсы для проведения всего комплекса посевных работ. Это прямо и опосредованно поддержит развитие металлургической отрасли, производства кокса, добывающей промышленности, химической, нефтепереработки, пищевой, а также торговли и транспорта.

Главной антикризисной мерой должен стать Государственный бюджет Украины на 2013 год. Принимая во внимание риски возникновения финансовой нестабильности, целесообразно пересмотреть проект бюджета на 2013 год (хорошо, что Литвин вернул его в Кабмин), увеличив объемы капитальных расходов, в том числе строительных. Не нужно бояться дефицита бюджета, но и не следует злоупотреблять им: 2—3—5% дефицита может быть нормой. Также важно предусмотреть создание стабилизационного фонда, средства которого будут направляться на обеспечение всех гарантийных обязательств государства, что усилит доверие к намерениям правительства проводить взвешенную и сбалансированную бюджетную политику.

В условиях финансового кризиса стратегическим направлением деятельности правительства должно стать стимулирование притока инвестиций в реальный сектор национальной экономики. Для этого необходимо разблокировать и прозрачно провести приватизационные процессы. Но без помощи нового состава Верховной Рады здесь не обойтись. Также нужно принять ряд законопроектов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Украины.

Даже в условиях избирательного периода целесообразно обратить внимание на высокий уровень нагрузки социальных выплат на экономику страны. Социальная политика правительства, которая прежде всего направлена на повышение базовых государственных социальных стандартов и соответствующее увеличение пенсий и других социальных выплат, уже привела к тому, что доля социальной помощи и других полученных текущих трансфертов в доходах населения почти сравнялась с долей заработной платы. Стремительный рост доходов от трудовой деятельности позволил несколько выровнять эту диспропорцию, однако усилил другое несоответствие в экономике, а именно — между ростом производительности труда и уровнем заработной платы. Вследствие этого в условиях экономического кризиса достигнутый значительный уровень социальных выплат может стать негативным рычагом влияния на экономику Украины, поскольку в условиях сокращения заработной платы происходит пропорциональное уменьшение налоговых отчислений, являющихся источником социальных выплат. То есть увеличивается дефицит социальных фондов, что угрожает ускорением инфляции. К тому же ситуация, когда объемы доходов от трудовой деятельности меньше, чем социальные выплаты, подавляет мотивацию к труду.

Так, социальная помощь и другие полученные населением текущие трансферты превысили доходы населения от трудовой деятельности и достигают чрезвычайно высокого значения в почти 50% ВВП.

Для справки: в Российской Федерации на социальные выплаты в структуре доходов приходится до 10% ВВП.

Правительству целесообразно учесть следующее.

Инвестиционная привлекательность Украины для иностранных инвесторов значительно снизилась из-за перманентного политического кризиса, противоречивой экономической политики. Нерешенность проблем стимулирования инвестирования в новые технологии и оборудование угрожает не только углублением падения в ближайшей перспективе, но и разрушением экономики Украины в будущем.

Чрезмерный рост уровня открытости национальной экономики в течение последних лет закрепил уязвимость отечественного комплекса от колебаний внешней конъюнктуры (динамики спроса, инфляционных процессов, курсовых колебаний, повышения цен на энергоносители и т.п.). Наличие значительных структурных деформаций национальной экономики предопределяет несбалансированность совокупного спроса и предложения на внутреннем рынке.

Исчерпание возможностей ценовой конкуренции на фоне технологической отсталости национальных производственных процессов создает реальную угрозу вытеснения украинских производителей не только с внешних, но и с внутреннего рынка.

Недостаточная конкурентоспособность национальных предприятий в условиях увеличения их зависимости от международной специализации и кооперации усиливает риски превращения Украины в государство с преобладанием сырьевой составляющей в производстве. В таких условиях фискальная, денежно-кредитная, инвестиционная политики не способствовали формированию стимулов к капиталовложению в высокотехнологичные отрасли экономики, а создавали условия для развития потребительской, сырьевой экономики.

Правительство должно срочно осуществить комплекс мероприятий, направленных на постепенное устранение системных проблем и диспропорций развития, которые необходимо реализовать уже во время «прелюдии» экономического кризиса.

Для минимизации социальной нагрузки в период кризиса предлагается на основе оптимизации разветвленной системы предоставления льгот и учета реализованных льгот сосредоточить социальную политику на следующем: внедрении адресной помощи; унификации подходов, схем по предоставлению льгот по оплате всех видов услуг лицам, имеющим на них право; «замораживании» повышения пенсий, превышающих уровень прожиточного минимума, на период до момента восстановления устойчивой положительной динамики роста заработной платы; отмене специальных (льготных) пенсий; повышении уровня заработной платы с учетом динамики производительности труда (необходимо отказаться от привязки основного социального стандарта — минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, при этом минимальную заработную плату повышать лишь на уровень инфляции); реформировании системы налогообложения фонда оплаты труда с уменьшением уровня начислений на фонд (эту меру невозможно осуществить в краткосрочной перспективе, но важной будет уже даже четкая декларация намерений по дальнейшей реализации).

Для стимулирования процессов капиталовложения необходимо:

— создать в Украине привлекательную инвестиционную среду, активизировать инвестиционное сотрудничество прежде всего со странами, меньше всего пострадавшими от мирового финансового кризиса;

— усовершенствовать (упростить) механизм рассмотрения инвестиционных и инновационных проектов внесением изменений в действующие законодательные и другие нормативно-правовые акты о внедрении механизма комплексной экспертизы инвестиционных и инновационных проектов;

— обеспечить реальное участие государства в финансировании инвестиционных проектов, отвечающих приоритетам развития, а именно: стимулирование развития инновационных и высокотехнологичных производств. По своей форме государственные средства могут быть в виде не только прямого финансирования, но и государственных гарантий по возврату кредитов коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям, которые примут участие в финансировании таких проектов;

— уменьшить уровень регуляторного давления, усилить защиту прав собственности;

— провести ряд прямых консультаций правительства с иностранными и внутренними инвесторами относительно крупных проектов (специальные соглашения, содействие в реализации проектов);

— провести подробный экономический анализ практики субсидирования и на его основе принять решение об изменении бюджетных приоритетов и постепенном отходе от сложившихся неэффективных схем поддержки производства;

— оказать поддержку развитию высокотехнологичных отраслей экономики и создать условия для расширения спроса на продукцию этих отраслей на внутреннем и внешнем рынках;

— ускорить работу по реализации инфраструктурных проектов с привлечением государственного инвестирования и поощрением частных инвестиций;

— усилить меры нетарифной защиты внутреннего рынка, в частности по предотвращению попадания на внутренний рынок некачественной и опасной продукции, минимизации контрабанды так называемого серого импорта и т.п.;

— создать экономические стимулы для развития индустриальных и научных парков.

Что может сделать НБУ?

Чтобы предотвратить банковский кризис, НБУ целесообразно принять ряд решений, определяющих принципы рефинансирования коммерческих банков с проблемами краткосрочной ликвидности при проявлении признаков финансового кризиса. Для предотвращения валютного кризиса необходимо выработать комплекс мероприятий, которые не позволят валютным спекулянтам расшатывать курс. При этом НБУ должен проводить политику повышения волатильности курса ради снижения рисков разбалансирования платежного баланса. Нужно изучить вопрос о возможности расширить коридор колебания гривни, а потом постепенно перейти на свободный обменный курс. В этом направлении можно воспользоваться опытом многих стран.

Что могут сделать предприниматели и инвесторы?

Учитывая ограниченность внутренних финансовых ресурсов в условиях ухудшения доступа к внешним кредитам, предприниматели должны сделать нелегкий выбор: либо остановить производство и потерять рынки, сохраняя высокие цены в расчете на временные трудности, либо сдерживать цены, тем самым восстановив спрос на свою продукцию и сохранив потребителя. Второй путь — это путь производителей, заботящихся о будущем, расширяя производство и зарабатывая на обороте, а первый — путь спекулянтов, которые получают в краткосрочном периоде сверхприбыли и выходят из производства.

Правительство в этом плане может взять на себя обязательство провести консультации относительно подписания меморандумов с инвесторами, представителями крупного бизнеса о снижении цен на товары и услуги.

Только совместная работа правительства и Нацбанка, поддержанная Верховной Радой Украины, а также непосредственно бизнесом, поможет успешно пройти тест на зрелость национальной экономики в условиях нового этапа мирового финансового кризиса.

Получить такие экономические результаты, особенно в августе, при существующей ныне монолитности власти, — это «искусство»…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно