В НИЦЦЕ ПОБЕДИЛ КОМПРОМИСС

15 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 15 декабря-22 декабря

В ночь с воскресенья на понедельник 11 декабря 2000 года 15 лидеров Европейского союза завершили свой самый длинный за всю историю ЕС саммит, состоявшийся на французской Ривьере, в Ницце...

В ночь с воскресенья на понедельник 11 декабря 2000 года 15 лидеров Европейского союза завершили свой самый длинный за всю историю ЕС саммит, состоявшийся на французской Ривьере, в Ницце. Пять дней изнурительной работы, порой перераставшей в противостояние сторон, что повлекло в конце концов критику участников даже в том, что нечего, мол, в будущем устраивать саммиты в маленьких городах, где недостает ни сервиса, ни переводчиков, ни технических средств. По настроению встречу европейских лидеров можно назвать кратко — нервной. Саммит мог закончиться полным коллапсом, поскольку взгляды на реорганизацию ЕС часто не совпадали радикально, особенно разошлись во взглядах представители «больших» и «малых» стран. Однако саммит закончился подписанием программных документов ЕС. Компромисс восторжествовал. И главы государств таки согласовали реформы, которые они считают необходимыми для того, чтобы расширенный в скором будущем Европейский союз эффективно функционировал. Таким образом, Ницца добавила свое имя к Риму, Маастрихту и Амстердаму, где в свое время рождались договоры Европейского союза.

Первым из главных в повестке дня значился вопрос о переходе с единогласного голосования, с сохранением права вето отдельной страны, на голосование квалифицированным большинством. Упрощенная процедура принятия решений понадобилась для будущей перспективы, дабы избежать полного паралича после увеличения ЕС почти в два раза. Сегодня уже многие решения в ЕС принимаются большинством голосов. Однако правила голосования, задокументированные в новом договоре, означают, что теперь гораздо больше разделов совместной политики будут решаться, минуя те заторы, которые ранее вызывались использованием права вето. В числе вопросов, которые будут зависеть от голосования большинством, такие, как выборы руководства Европейского союза, контролирование бюджета, торговля финансовыми услугами. А с 2007 года — и распределение помощи ЕС бедным регионам. Однако лидеры ЕС согласились сохранить голосование консенсусом в вопросах налогообложения, социального обеспечения, иммиграционной политики и торговли аудио-визуальной продукцией. В общей сложности 70 пунктов остаются предметом для единогласного голосования, что составляет лишь 10% от всех статей договора. Каждая страна оставила за собой право вето в определенной области, согласно имеющимся у нее преимуществам.

Например, Британия, «рекордсмен» по использованию права вето, согласилась отказаться от него в целом ряде областей, в основном с целью либерализации торговли и промышленности. Однако британский премьер Тони Блэр не выпустил из рук вето в вопросах налогообложения, социальной политики и евробюджета. Кстати, вопрос гармонизации налогов вот уже два года привносит горький привкус в отношения между ведущими европейскими странами. Тем не менее, Британия, имеющая самый низкий уровень корпоративного налога в Европе, вряд ли в скором будущем согласиться на гармонизацию, поскольку не пойдет на резкое повышение налогообложения в стране.

Франции удалось сохранить голосование консенсусом в областях своего интереса, а именно, в торговле культурной продукцией, аудио-визуальными услугами, в вопросах образования, здравоохранения. Греция и Дания, имея конкурентные преимущества в морском судоходстве, оставляют за собой там право вето. Германия, сделав важную уступку по внедрению общих правил по предоставлению политического убежища и голосования их большинством, однако совместно с Францией ей удалось сохранить голосование консенсусом по иммиграционному законодательству.

В последнюю минуту удалось включить в пункт голосования большинством кадровых назначений — пост президента Еврокомиссии. Это обеспечит то, что ни одна страна, в противовес большинству, не сможет заблокировать подобные номинации. И все же, по мнению экспертов, общий список достижений по голосованию большинством вряд ли сможет обеспечить упрощение процедуры принятия решений в европейском кабинете министров после присоединения новых членов ЕС.

Второе достижение Ниццы — полная перебалансировка позиций по голосованию в ЕС, которая вступит в силу после расширения сообщества, и каждая страна получит новое количество голосов, основанное на размере населения. Германия, Великобритания, Франция, Италия, имеющие сегодня по 10 (условных) голосов, получат по 29 каждая. Испания получит 27 (из имеющихся 8), Нидерланды — 13 (из 5), Бельгия — 12 (из 5), Греция и Португалия — каждая по 12 (из 5), Швеция и Австрия — по 10 (из 4), Дания, Финляндия, Ирландия — по 7 (из 3), Люксембург — 4 (из 2).

Для нынешних кандидатов, будущих членов Евросоюза, квоты для голосования были согласованы по тому же принципу — от количества народонаселения. Таким образом, Польша получит 27 условных голосов, Румыния — 14, Чешская Республика и Венгрия — по 12, Болгария — 10, Словакия и Литва — по 7, Латвия, Словения, Эстония, Кипр — по 4 и Мальта — 3. Кстати, предоставление Польше 27 голосов, наравне с Испанией, вдохновило европейских очередников на мысли о равноправии в евродоме, куда они стремятся за благополучием и безопасностью. Правда, без небольшой, но весьма существенной, закавыки в данном распределении голосов не обошлось. Дело в том, что квалифицированным большинством будет считаться не менее 255 голосов из общих 342-х, но лишь в том случае, если они будут представлять не менее 62% населения всего Евросоюза. На самом деле это означает, что если все «малые» страны, например, захотят чего-либо добиться в противовес большим и сложат вместе все свое население, они не дотянут до 62%.

Еще одним пунктом договора в Ницце стало решение об упорядочении исполнительного органа ЕС — Европейской комиссии. Иными словами, решался вопрос об уменьшении бюрократического аппарата. Сегодня Еврокомиссия состоит из 20 членов — министров, называемых комиссионерами: по два представителя от Британии, Франции, Германии, Италии, Испании. Остальные десять стран — по одному. В 2005 году число комиссионеров будет доведено до 27-ми, и все члены Евросоюза — старые и новые — будут иметь в ЕК по одному комиссионеру. Численность правительства ЕС решено не увеличивать, а в случае еще большего расширения Евросоюза ввести ротационную систему.

Также согласован режим большей гибкости участия. Иными словами, если какая-либо страна не согласна с каким-то определенным сегментом европейской политики, она имеет право приостановить свое участие в данном секторе. То есть при нежелании проведения политики ЕС в области сельского хозяйства или судоходства, транспорта или торговли страна имеет право не участвовать в ней.

Принята новая численность Европарламента. Сегодня в нем заседает 626 депутатов, после присоединения 12 новых стран количество парламентариев увеличится до 738.

Следующий раунд реформ ЕС начнется в 2004 году.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно