В НАТО С «ХВОСТОМ» ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ?

5 апреля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 5 апреля-12 апреля

Электоральные страсти настолько плотно заняли украинское информационное пространство, что создается впечатление, будто других проблем у страны как бы и не существует...

Электоральные страсти настолько плотно заняли украинское информационное пространство, что создается впечатление, будто других проблем у страны как бы и не существует. Даже внешняя политика в глазах простых украинских избирателей в последнее время выглядела исключительно как переругивание с одним из главных стратегических партнеров и заигрывание с другим на почве выборов. Но будем надеяться, что, придя в себя после пред- и послевыборных баталий, украинские политики и руководство страны, а также другие государства и международные организации, не раз декларировавшие поддержку территориальной целостности Украины, все-таки озаботятся тем фактом, что нашей стране снова предъявляются территориальные претензии. Причем одним из стратегических партнеров, коими согласно Основным направлениям внешней политики Украины являются все соседи нашего государства. Речь идет о Румынии.

Напомним, что еще в 1997 г. наши государства подписали рамочный документ — Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией, в котором помимо выражения «общего стратегического интереса» в укреплении территориальной целостности каждой из них, помимо обязательства уважать принципы Устава Организации Объединенных Наций и Хельсинкского заключительного акта, в том числе и нерушимости границ и территориальной целостности государств, договаривающиеся стороны в ст.2 документа подтвердили «как нерушимую существующую между ними границу и поэтому будут воздерживаться теперь и в будущем от каких-либо посягательств на эту границу, а также от каких-либо требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории другой Договорной Стороны». И еще одно очень важное напоминание: в обменном письме двух министров иностранных дел, по сути, являющемся соглашением между правительством Украины и правительством Румынии, черным по белому зафиксировано, что остров Змеиный принадлежит Украине. Кроме того, в этом соглашении говорится: «правительство Украины и правительство Румынии заключат не позднее, чем через два года после вступления в действие Договора об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией, Договор о режиме государственной границы между обоими государствами на основе принципа правопреемственности государств относительно границ, согласно с которым провозглашение независимости Украины не изменяет существующую между Украиной и Румынией государственную границу, как она определена и описана в Договоре 1961 года о режиме советско-румынской государственной границы и соответствующих документах демаркации, действительных на 16 июля 1990 года — дату принятия Декларации о государственном суверенитете Украины».

Мы не зря прибегли к столь обильному цитированию, поскольку, как показывает действительность, не прошло еще и пяти лет действия упомянутых выше документов, как одна из сторон явно подзабыла их суть и не только подвергает их сомнению и говорит о необходимости их пересмотра, но и вовсю нарушает заложенные в документах принципы и взятые на себя обязательства.

Есть все основания утверждать, что именно из-за неконструктивной позиции румынской стороны и ее постоянных попыток затянуть переговорный процесс Договор о режиме государственной границы между нашими странами, который должен был быть подписан еще до 1999 года, не просто не готов до сих пор — не согласована даже ни одна принципиальная статья этого документа. Более того, в Румынии все громче и все чаще появляются высказывания (причем высших должностных лиц этой страны) об «ошибочности» подписания рамочного договора с Украиной. Официальные лица Румынии утверждают, что этот документ был подписан «поспешно» и «вынужденно». Румыны считают, что их обманули: пообещали принять в НАТО, если они подпишут большой договор с Украиной (США действительно оказали тогда серьезное давление на наших соседей), но альянс оставил их пока в очереди за дверью.

Теперь, похоже, румыны хотят отыграться. Они постоянно затягивают переговорный процесс по Договору о режиме госграницы и всячески уклоняются от четкой фиксации прохождения границы в данном документе, внося вместо этого предложения, предполагающие изменения линии государственной границы. Например, румынская сторона предлагает включить в договор статью о создании некоей комиссии высокого уровня, которая затем должна будет провести переговоры по прохождению линии границы. Но Украина не ведет переговоры по линии границы, нерушимость которой, как было сказано выше, зафиксирована в межгосударственных документах. Украина ведет переговоры только по режиму существующей госграницы и делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон обеих стран в Черном море.

С другими соседями, например с Польшей, Венгрией, Словакией, у нашей страны существуют совместные комиссии по уточнению прохождения линии госграницы. Это чисто технические комиссии экспертного уровня, задача которых заключается в небольшом уточнении прохождения границы в случаях, когда, например, природные явления несколько меняют русло реки, или через реку строят мост и на нем необходимо провести линию границы, и т. п. Румыны же предлагают создать комиссию совсем другого уровня и для других целей — для пересмотра в будущем существующей границы.

Как стало известно «ЗН», на последнем раунде переговоров в Бухаресте румыны откровенно пытались торговаться: они якобы могут согласиться с уже существующей линией границы, если Украина откажется от острова Змеиный. Причем, при обсуждении делимитации шельфа и исключительных экономических зон румыны уже настойчиво пытаются не учитывать принадлежность Змеиного Украине. Более того, предлагается изменить и линию прохождения морской границы в Черном море, зафиксированную в договоре 1961 года. Как еще, если не территориальными претензиями, можно назвать подобные предложения?

Украина неоднократно давала понять, что никогда не пойдет на переговоры относительно изменения своих границ, как и любая другая страна мира. Позиция нашего государства относительно своих границ очень проста: «У нас нет территориальных претензий ни к одному государству, и мы не признаем никаких территориальных претензий к себе». Украинская сторона уже неоднократно давала понять, что как только будет согласована статья договора о режиме госграницы, подтверждающая существующую границу, все остальные статьи документа можно будет согласовать буквально за один раунд. Более того, Украина готова отложить на время в сторону обсуждение всех остальных проблем с Румынией для быстрейшего заключения договора о режиме госграницы и соглашения о делимитации шельфа и экономических зон. В конце февраля в Бухаресте украинцы предлагали провести согласование текстов документов на экспертном уровне в Киеве уже в марте, но адекватного ответа от румын так и не получили. Не удалось добиться от румынской стороны и определения точной даты следующего раунда переговоров. Что явно свидетельствует о намерении румынской стороны снова затянуть процесс переговоров с Украиной.

Но при этом наша соседка ведет активные консультации с Североатлантическим альянсом по поводу своего будущего членства и явно желает услышать обнадеживающий намек по поводу Пражского саммита.

И в этой ситуации удивляет позиция альянса, ведь, насколько нам известно, правила НАТО исключают даже просто рассмотрение вопроса о членстве (не говоря уже о самом членстве) в этой организации, если у государства, претендующего на него, не урегулированы проблемы границ со всеми соседями. А ведь у Румынии сохраняются такие проблемы не только с Украиной, но и с Болгарией. И если НАТО имеет намерения принимать в свои ряды Румынию, то сразу возникает, как минимум, два вопроса: из каких соображений для Румынии делается исключение из общих правил и что альянс собирается делать с территориальными притязаниями этого государства? Если наша соседка будет принята в альянс до заключения с Украиной вышеупомянутых документов и будет продолжать настаивать на своих предложениях относительно пересмотра государственной границы с Украиной, то следует ли нашему государству в этом случае расценивать это как посягательство на свою территориальную целостность со стороны НАТО?

Думается, что на консультациях с альянсом украинской стороне следует не только обсуждать формат дальнейших отношений нашей страны с Организацией Североатлантического договора, не только демонстрировать добрую волю и соглашаться с прекращением поставок вооружения в Македонию, но и, отказываясь от этих поставок ради стабильности в регионе, не забывать напоминать натовской стороне, что отречение Румынии раз и навсегда от территориальных претензий к Украине и подтверждение существующей линии государственной границы в договоре о режиме госграницы так же будет способствовать миру и стабильности в регионе и на континенте.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно